1.Социальная структура.
2.Развитие промышленности, транспорта, торговли.
3.Традиционное хозяйство.
Цель лекции: ознакомить с социально-экономическим развитием Казахстана в начале 20 века.
Ключевые слова: социальная структура, транспорт, торговля.
В начале ХХ в. территория Казахстана состояла из 6 областей: Сыр-Дарьинская и Семиреченская области вхдили в состав Туркестанского генерал-губернаторства; Акмолинская, Семипалатинская, Уральская, Тургайская – в состав Степного. Территория Внутренней (Букеевской )орды в Астраханскую губернию, а Мангышлакская – в Закаспийскую область. ХХ век Казахстан встретил, как колония России. Казахи были полностью лишены всех политических прав, лучших своих земель, традиционное хозяйство и социальная структура разрушались. Колониальные власти ставили вопрос о русификации Казахстана. Хозяйство казахского края интенсивно вовлекалось в систему общероссийской экономики. В начале ХХ века начался новый этап разрушения национальной экономики и культуры казахского народа. Россия стала узловым пунктом всех противоречий империализма. Российский военно-феодальный империализм резко усилил национально-колониальный гнет. Негативные черты колонизаторской политики российского правительства наиболее ярко проявились в области промышленности. В сохранении ее низших форм были заинтересованы крупнейшие метрополии и само царское правительство. Политика царизма была направлена, прежде всего, на создание гарантированного долгосрочного источника сырьевых ресурсов. Новым явлением в экономической жизни был ввоз капитала, развитие таких отраслей производства, которые обеспечивали поставки сырья и продовольствия в центральные районы страны. Русский и иностранный капитал вкладывался, главным образом, в горнодобывающую промышленность. В конце XIX и начале XX столетий в руки иностранных капиталистов переходят почти все существовавшие здесь к тому времени медные, полиметаллические рудники и угольные копи. Большая часть концессий носила чисто спекулятивный характер. Эксплуатация природных богатств производилась хищническими методами и в нефтяной промышленности. В основном шла бешеная погоня за фонтанирующими скважинами. В целом в промышленности края преобладали предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья: кожевенные, салотопенные, мыловарные, винокуренные, маслобойные и др. в превращении Казахстана в источник сырья и рынок сбыта капиталистической промышленности важную роль сыграло строительство железных дорог. Основной железнодорожной магистралью дореволюционного Казахстана была Оренбургско-Ташкентская, построенная в 1901 – 1905 гг. Развитие промышленности, строительство железных дорог заложило экономическую основу формирования кадров рабочего класса в Казахстане.
Первая буржуазно-демократическая революция в России дала толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию в крае национально-освободительного, рабочего, аграрного и других форм движения против колониального, социального и других форм угнетения. События 1905 – 1907 гг. вызвали коренные изменения государственного строя, экономических и социальных отношений. Страна вступила в новую полосу своей истории как конституционная монархия с законодательной Думой. Изменились отношения собственности крестьян на землю, значительно улучшилось материальное положение рабочих. Изменилось правовое положение всего населения. Революция 1905 – 1907 гг. была народной революцией, в которой приняли активное участие несколько миллионов человек, что отличало ее от других революций на Западе. Наиболее грозную силу представлял рабочий класс крупных городов. Рабочее движение в Казахстане в 1905 – 1907 гг. вступило в новый этап своего развития. В эти годы произошел ряд крупных политических и экономических выступлений рабочих, тесно связанных с общим ходом революционных процессов в России: забастовки на Успенском медном руднике в декабре 1905 г., Спасском медеплавильном заводе, в Карагандинских копях и на Успенском руднике в июне 1907 г., на предприятиях Семипалатинска, Уральска, Актюбинска, Верного, Кустаная и других городов. Наиболее крупной была забастовка на Успенском руднике в декабре 1907 г., где из 300 рабочих 265 были казахами. В первые годы ХХ века происходили забастовки и среди железнодорожных рабочих. В годы революции на линиях края неоднократно прекращалось движение поездов, железнодорожники явочным порядком вводили 8-часовой рабочий день, добивались ряда уступок со стороны администрации, создавали профсоюзы, брали в руки руководство станциями, участками, а иногда целыми дорогами. Возникшие в период высшего подъема революции в октябре-декабре 1905 г. железнодорожные комитеты Перовска, Петропавловска, Уральска и других станций края, наравне с Советами рабочих депутатов фактически являлись зачатками новой революционной власти.
Первая российская революция способствовала возникновению в крае первых групп и организаций РСДРП. На базе ране существовавших марксистских кружков оформились организации РСДРП в Перовске и Уральске, социал-демократические группы в Петропавловске, Казалинске, Туркестане, а несколько позднее в Акмолинске, Кокчетаве, Актюбинске, Павлодаре и других городах края. С событиями революции связано и начало в Казахстане профсоюзного движения. Аграрное движение, получившее некоторое развитие в условиях первой буржуазно-демократической революции, в целом оставалось слабым и не вышло за рамки отдельных крестьянских выступлений.
Одной из основных задач первой русской революции было разрешение аграрного вопроса в стране. После поражения революции царизм стремился разрешить этот вопрос путем реформ, т.е. сохраняя власть и землю в руках помещиков устранить причины кризиса в аграрных отношениях. Автором реформ по аграрному вопросу был министр сельского хозяйства царского правительства П.Столыпин. основное содержание реформ заключалось в разрешении выхода крестьян из общины с одновременным укреплением своих наделов в частную собственность, в проведении землеустройства и переселения крестьян на окраины. Главной задачей в экономическом отношении было повышение благосостояния крестьянства путем развития сельского хозяйства, а в социально-политическом плане – создание мощного слоя зажиточных крестьян как опоры власти, опоры российской государственности и правового порядка. От политики значительного ограничения переселений за Урал правительство перешло фактически к полной свободе переселений , что должно было обеспечить землей малоземельных крестьян центра. За Уралом было создано 12 переселенческих районов, совпадавших с границами губерний и областей.
В Казахстане еще в 1901 г. царским правительством был издан закон об отводе казенных земель частным лицам. Под казенными землями подразумевались и земли казахов, объявленные государственной собственностью еще во время реформы 1867-1868 гг.
В 1904 г. было образовано Переселенческое управление, ведавшее всеми делами по переселению крестьян из центра России на окраины. Переселенческое управление проводило изъятие земель у казахов, пополняя таким образом переселенческий фонд. С началом проведения столыпинской аграрной реформы в крае с целью выявления "свободных земель" проводилось обследование казахского хозяйства. Массовое переселение крестьян из центральных губерний России на территорию Казахстана привело к тому, что огромные плодородные участки были переданы на пользование крестьянам, а казахи вытеснены на пустынные и полупустынные регионы Центрального и Южного Казахстана. В 1906 – 1912 гг. статистическими экспедициями были обследованы казахские хозяйства в Сырдарьинской и Семиреченской областях. В 1904 – 1911 гг. аналогичная экспедиция провела статистическое обследование Торгайской, Акмолинской, Семипалатинской областей. Опираясь на данные статистических экспедиций, российское правительство в особенно больших масштабах проводило массовое изъятие земель у казахов. В результате переселенческой политики царское правительство создало себе в Казахстане опору в лице кулаков. Однако не все переселенцы приживались на новом месте. Ежегодно в Россию из Сибири и Казахстана возвращались от 40 до 110 тысяч семей. Обезземеливание казахов привело к обострению положения в Казахстане и новому подъему национально-освободительного движения.