Menu
Традиционное казахское общество в 16-18 в.в
8неделя 1час

1.Жузы: проблема возникновения.

2.Социальная структура казахского общества.

3.Экономические отношения.Скотоводство-основа хозяйства казахского

Цель лекции: ознакомить студентов с особенностями родо-племенной структурой казахского общества, с формированием жузов, социальной структурой и с экономическими отношениями в номадном обществе.

Ключевые слова: жузы, социальная структура, номадизм, кочевой быт.

Внутри жузов сохранились подразделения людей на общности: союзы (тайпа), объединения (ру), ассоциации (ата), и общины (ауыл), которые составляли часть жузов и возглавлялись собственными правителями (биями и батырами). Объединения и общины являлись формой не этнической, а хозяйственно-политической общности ее членов. Родовые кличи (уран) и знаки (танба), традиции, сказания и общие места погребения предков являлись атрибутами обособленности, относительной автономности объединений.

Социально-сословные отношения в казахском обществе, в рассматриваемое время были весьма своеобразными. Так, например, в казахском обществе существовали две сословные группы. Определяющим фактором служило не имущественное положение а социальный статус. Высшим сословием в социальной структуре являлось сословие аксуйек (белая кость), в которые входили кожа и торе, не входившие в систему жузов. Торе - потомки Чингисхана, по праву рождения приобретали титул султана и право занимать ханский престол. Они представляли самую влиятельную политическую силу казахского общества. Словом "султан" первоначально обозначалось собирательное понятие о верховной власти - владычество, господство, власть и правительство. Султаны были избавлены от телесных наказаний и не подлежали суду биев, наказать их мог только хан или старший из султанов. Для не царствовавших потомков Чингисхана по мужской линии, употреблялся термин оглан и торе.

К белой кости относились также кожа, считавшиеся потомками первых проповедников ислама и пользовавшиеся большим авторитетом среди казахов, но их права, по сравнению с султанами, были ограничены.

Сословие кара суйек (черная кость) было наиболее многочисленным. Для обозначения различных категорий простолюдинов, в отличие от султанов и ходжей, употреблялось несколько терминов: карачу, каракиши, шаруа, букара. Это были семьи, ведущие самостоятельное хозяйство, отстаивавшие свою независимость и свободу. В среде черной кости выделялось несколько групп, имевших профессионально-административный характер. Это были бии и батыры. Бии исполняли административные, судебные и военные функции. Ими могли быть только те люди, которые хорошо знали обычное право и пользовались большим авторитетом среди народа. Бии при хане Тауке представляли интересы народа в курултаях и участвовали вместе с султанами в решении общегосударственных дел. Батыров выдвигало само время, время военных столкновений и внешних угроз.

Отдельную сословную группу составляли "кул"- рабы. Рабы в основном были из числа военнопленных из других народов - туркмены, русские, кыргызы, ойраты. Они занимались самой тяжелой работой. Женщины "кул" занимались домашней работой. Само состояние неволи лишало раба преимуществ правоспособного человека, ставило его наравне с вещью, скотом. Раб не мог выступить в качестве свидетеля, не мог жаловаться на хозяина. Они не несли ответственность за преступления, за него несли ответственность его хозяева. Дела, касавшиеся рабов, не подлежали суду биев. Согласно "Жетi Жаргы", только владелец раба был властен над его жизнью и смертью.

В целом, выраженной классовой дифференциации не было, отсутствовала классовая борьба, что являлось причиной стабильности социального устройства казахского общества. Казахское общество представляло собой строго иерархически организованную социальную структуру социальных групп и прослоек, находившихся между собой в тесных и неоднозначных связях.

Гибкая социальная организация, ядром которой были локальные группы родов и племен, ее внутренняя мобильность, подвижность, периодическое распадение племен на роды в зависимости от демографического развития, коллективное владение землей, сочетание коллективизма с элементами социальной неоднородности - все это крепилось общностью территории, хозяйственно-экономическими связями, кровными и родственными узами, мифами, подтверждающими общность происхождения всех членов рода и племени от предка-основателя. Основные типы социальных связей в таких обществах не могли не быть кровнородственными, родственными и территориально-родственными (племенными).

Таким образом, основное содержание политических отношений кочевых и полукочевых обществ, и казахов в том числе, заключается в поддержании разумного равновесия между институтами племенной структуры и государственной организации. Однако такое равновесие было нарушено в период присоединения Казахстана к России, когда раскол в политической элите казахского общества привел к острой борьбе между племенными верхушками, и, в конечном счете, между жузами, что не могло не привести к кризису традиционной потестарно-политической организации казахского общества.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Регистрация Вход