Внешняя политика Казахстана второй половины 90-х годов ХХ – начала XXI веков
Во второй половине 90-х годов внешнюю политику РК обусловливали не только геополитические факторы, но и международные трансформации, связанные с процессами глобализации, нарастанием угроз терроризма, этнического сепаратизма, а также нестабильностью мировых макроэкономических показателей.
Азиатский финансовый кризис, разразившийся в июле-декабре 1997 года и вызвавший социально-экономическую стагнацию не только в странах АТР, но и далеко за его пределами, в том числе в ЦАР, со всей очевидностью продемонстрировал взаимозависимость экономических и политических процессов в условиях глобализации. Характерными чертами глобализации являются не только углубление межгосударственных и межобщественных отношений, стремительный рост глобальных торговых и финансовых потоков, рост транснациональных предприятий, усиление контактов между различными культурами, универсальность мировой науки, но и загрязнение окружающей среды, изменения в климате планеты, принимающий угрожающие размеры рост народонаселения, межнациональные конфликты, геноцид и этнические чистки, терроризм, рост международной преступности, незаконного оборота наркотиков.
В связи с этим, по мнению Президента Н.Назарбаева, необходимо изучать возможные последствия глобализации для всех государств мира – богатых, развивающихся, бедных – с целью нейтрализации возможных негативных последствий глобализации. При этом казахстанский лидер обратил особое внимание на то, что если достижениями и плодами глобализации по-прежнему будет пользоваться лишь небольшая группа высокоразвитых государств – 20% человечества, то это неизбежно приведет к противостоянию, возникновению конфликтов и социальных катаклизмов . Таким образом, с учетом событий, произошедших во второй половине 90-х годов 15 марта 2001 года была представлена новая Концепция внешней политики РК. Приоритетными направлениями концепции, основанной на многовекторной дипломатии, стали:
- развитие интеграционных процессов, в первую очередь в рамках ЕврАзЭС, «Шанхайской пятерки» (с 14 июня 2001 года – Шанхайская организация сотрудничества), СВМДА, ДКБ, Центральноазиатского экономического союза;
- двустороннее сотрудничество, при котором главными партнерами Казахстана являются Россия, Китай, страны СНГ, США, страны ЕС, а также Япония, Индия, Турция, Иран;
- вопросы Каспийского моря;
- работа по делимитации и демаркации государственной границы;
- развитие транзитно-транспортного потенциала;
- проблема трансграничных рек;
- экономический компонент внешней политики, суть которого заключается в содействии доступу казахстанской продукции на мировой рынок, с одной стороны, привлечению иностранных инвестиций в такие секторы казахстанской экономики как новые технологии, машиностроение, инфраструктура, сельское хозяйство, малый бизнес - с другой.
Помимо этого, на рубеже веков в современную и без того неспокойную жизнь (после падения Берлинской стены разразилось более 40 «малых войн», в которых погибло более 5 млн. человек) проникли такие тревожные явления, как терроризм, воинствующий сепаратизм, религиозный экстремизм, межэтнические, межконфессиональные противоречия. В этих условиях, руководство Казахстана в целях противодействия этим явлениям, осуществило ряд практических мер по созданию механизмов обеспечения национальной безопасности в новых условиях:
- в качестве профилактических мероприятий с целью недопущения боевиков из Афганистана был усилен визовый режим, пограничный и визовый контроль на южных границах, постоянно проводится проверка деятельности религиозных организаций;
- начиная с 1999 года, на южной границе было сформировано три пограничных отряда, прикрывающих государственную границу с государствами Кыргызстан, Узбекистан, созданы пограничные заставы на казахстанско-туркменской границе;
- в целях обеспечения координаций международных усилий руководством нашей страны был проведен ряд международных переговоров и приняты ряд программ, носящих профилактический характер по недопущение различного рода конфликтных ситуаций.
Большое значение в Казахстане придается деятельности Евразийского экономического сообщества – объединения нового типа, созданного в октябре 2000 года в Астане главами государств, не удовлетворенных темпами интеграции в рамках СНГ. В современном мире успешно реализуется проект Таможенного Союза, более конкретные перспективы которого будут реализованы во втором десятилетии XXI века.
Таким образом, внешняя политика Казахстана в современной непростой международной ситуации диктуется необходимостью отстаивания национальных интересов республики посредством выработки и проведения конкретных действий от внешнеполитической до культурно-гуманитарной и идеологической сфер.
Азиатский финансовый кризис, разразившийся в июле-декабре 1997 года и вызвавший социально-экономическую стагнацию не только в странах АТР, но и далеко за его пределами, в том числе в ЦАР, со всей очевидностью продемонстрировал взаимозависимость экономических и политических процессов в условиях глобализации. Характерными чертами глобализации являются не только углубление межгосударственных и межобщественных отношений, стремительный рост глобальных торговых и финансовых потоков, рост транснациональных предприятий, усиление контактов между различными культурами, универсальность мировой науки, но и загрязнение окружающей среды, изменения в климате планеты, принимающий угрожающие размеры рост народонаселения, межнациональные конфликты, геноцид и этнические чистки, терроризм, рост международной преступности, незаконного оборота наркотиков.
В связи с этим, по мнению Президента Н.Назарбаева, необходимо изучать возможные последствия глобализации для всех государств мира – богатых, развивающихся, бедных – с целью нейтрализации возможных негативных последствий глобализации. При этом казахстанский лидер обратил особое внимание на то, что если достижениями и плодами глобализации по-прежнему будет пользоваться лишь небольшая группа высокоразвитых государств – 20% человечества, то это неизбежно приведет к противостоянию, возникновению конфликтов и социальных катаклизмов . Таким образом, с учетом событий, произошедших во второй половине 90-х годов 15 марта 2001 года была представлена новая Концепция внешней политики РК. Приоритетными направлениями концепции, основанной на многовекторной дипломатии, стали:
- развитие интеграционных процессов, в первую очередь в рамках ЕврАзЭС, «Шанхайской пятерки» (с 14 июня 2001 года – Шанхайская организация сотрудничества), СВМДА, ДКБ, Центральноазиатского экономического союза;
- двустороннее сотрудничество, при котором главными партнерами Казахстана являются Россия, Китай, страны СНГ, США, страны ЕС, а также Япония, Индия, Турция, Иран;
- вопросы Каспийского моря;
- работа по делимитации и демаркации государственной границы;
- развитие транзитно-транспортного потенциала;
- проблема трансграничных рек;
- экономический компонент внешней политики, суть которого заключается в содействии доступу казахстанской продукции на мировой рынок, с одной стороны, привлечению иностранных инвестиций в такие секторы казахстанской экономики как новые технологии, машиностроение, инфраструктура, сельское хозяйство, малый бизнес - с другой.
Помимо этого, на рубеже веков в современную и без того неспокойную жизнь (после падения Берлинской стены разразилось более 40 «малых войн», в которых погибло более 5 млн. человек) проникли такие тревожные явления, как терроризм, воинствующий сепаратизм, религиозный экстремизм, межэтнические, межконфессиональные противоречия. В этих условиях, руководство Казахстана в целях противодействия этим явлениям, осуществило ряд практических мер по созданию механизмов обеспечения национальной безопасности в новых условиях:
- в качестве профилактических мероприятий с целью недопущения боевиков из Афганистана был усилен визовый режим, пограничный и визовый контроль на южных границах, постоянно проводится проверка деятельности религиозных организаций;
- начиная с 1999 года, на южной границе было сформировано три пограничных отряда, прикрывающих государственную границу с государствами Кыргызстан, Узбекистан, созданы пограничные заставы на казахстанско-туркменской границе;
- в целях обеспечения координаций международных усилий руководством нашей страны был проведен ряд международных переговоров и приняты ряд программ, носящих профилактический характер по недопущение различного рода конфликтных ситуаций.
Большое значение в Казахстане придается деятельности Евразийского экономического сообщества – объединения нового типа, созданного в октябре 2000 года в Астане главами государств, не удовлетворенных темпами интеграции в рамках СНГ. В современном мире успешно реализуется проект Таможенного Союза, более конкретные перспективы которого будут реализованы во втором десятилетии XXI века.
Таким образом, внешняя политика Казахстана в современной непростой международной ситуации диктуется необходимостью отстаивания национальных интересов республики посредством выработки и проведения конкретных действий от внешнеполитической до культурно-гуманитарной и идеологической сфер.