Удовлетворенность трудом как один из факторов стимулирования трудовой деятельности
Удовлетворенность трудом раскрывает общее расположение человека к своей работе, приятное, позитивное эмоциональное состояние, проистекающее из оценки своей работы или опыта работы. Удовлетворенность трудом является результатом восприятия самими работниками того, насколько хорошо их работа обеспечивает удовлетворение важных, с их точки зрения, потребностей. При высокой удовлетворенности трудом текучесть кадров снижается, уменьшается число прогулов, работники обладают лучшим физическим и нравственным здоровьем, быстрее овладевают необходимыми навыками, реже страдают от производственного травматизма и обращаются с жалобами, больше склонны к сотрудничеству, чаще помогают сослуживцам и клиентам.
Удовлетворенность трудом ведет к преданности организации, лояльности, проявляющейся в сильном желании оставаться членом данной организации, прилагать максимум усилий в ее интересах и быть твердым и убежденным последователем ее ценностей и целей.
Существует ряд критериев, описывающих какой должна быть идеальная работа. Итак, идеальная работа должна:
- иметь цель, т. е. приводить к определенному результату;
- оцениваться сослуживцами как важная и заслуживающая быть выполненной;
- давать возможность служащему принимать решения, необходимые для ее выполнения, т. е. должна быть автономия (в установленных пределах);
- обеспечивать обратную связь с работником, оцениваться в зависимости от эффективности его труда;
- приносить справедливое с точки зрения работника вознаграждение.
Спроектированная в соответствии с этими принципами работа обеспечивает внутреннее удовлетворение. Это очень мощный мотивационный фактор, который стимулирует качественное выполнение работы, а также, по закону возвышения потребностей, стимулирует к выполнению более сложной работы.
Учитывая влияние удовлетворенности трудом на рабочее поведение человека, для руководителя важно знать основные источники удовлетворенности, то есть факторы, оказывающие влияние на степень удовлетворенности трудом его подчиненных. В таблице 1 предоставлены основные источники, с которыми может быть связана удовлетворенность трудом.
Таблица 1. Основные источники удовлетворенности трудом.
Удовлетворенность трудом ведет к преданности организации, лояльности, проявляющейся в сильном желании оставаться членом данной организации, прилагать максимум усилий в ее интересах и быть твердым и убежденным последователем ее ценностей и целей.
Существует ряд критериев, описывающих какой должна быть идеальная работа. Итак, идеальная работа должна:
- иметь цель, т. е. приводить к определенному результату;
- оцениваться сослуживцами как важная и заслуживающая быть выполненной;
- давать возможность служащему принимать решения, необходимые для ее выполнения, т. е. должна быть автономия (в установленных пределах);
- обеспечивать обратную связь с работником, оцениваться в зависимости от эффективности его труда;
- приносить справедливое с точки зрения работника вознаграждение.
Спроектированная в соответствии с этими принципами работа обеспечивает внутреннее удовлетворение. Это очень мощный мотивационный фактор, который стимулирует качественное выполнение работы, а также, по закону возвышения потребностей, стимулирует к выполнению более сложной работы.
Учитывая влияние удовлетворенности трудом на рабочее поведение человека, для руководителя важно знать основные источники удовлетворенности, то есть факторы, оказывающие влияние на степень удовлетворенности трудом его подчиненных. В таблице 1 предоставлены основные источники, с которыми может быть связана удовлетворенность трудом.
Таблица 1. Основные источники удовлетворенности трудом.
Основные источники удовлетворенности | Влияние на удовлетворенность трудом |
Содержание работы: - работа как возможность самореализации - требования, которые работа предъявляет к работнику - в какой мере работа даст возможность достижения результата (степень законченности рабочего задания) | - Перспективная, сложная работа, требующая от работника высокой самоотдачи и дающая возможность полной реализации своих способностей и возможностей, повышает уровень удовлетворенности - Интересная и ответственная работа повышает уровень удовлетворенности, а скучная и однообразная работа вызывает неудовлетворенность - Возможность достижения конечного результата, переживание успеха повышает степень удовлетворенности работника |
Физические условия работы | Чем лучше условия работы (освещенность, шум, вибрации, запыленность, температура и т.п.), тем выше удовлетворенность |
Характеристики работника - образование - уровень самоуважения - способности | - Как правило, чем выше образовательный уровень, тем выше удовлетворенность трудом, что связано с возможностью выполнения более интересной, ответственной и содержательной работы - Высокое самоуважение способствует удовлетворенности - Работа, соответствующая способностям работника, приносит ему большее удовлетворение |
Социальное окружение - руководители - коллеги - подчиненные | - Удовлетворенность выше, если работник имеет высокий уровень взаимопонимания со своим руководителем - Удовлетворенность тем выше, чем выше возможностей для получения помощи и поддержки со стороны коллег - Удовлетворенность подчиненными тем выше, чем в большей степени они соответствуют ожиданиям руководителя |
Система управления | Удовлетворенность тем выше, чем в большей степени система управления и организация труда помогают работникам достигать рабочие и личные цели |
Система стимулирования труда - зарплата и премии - льготы | - Своевременная и увязанная с рабочими результатами система поощрения повышает уровень удовлетворенности работников - Льготы, как правило, не оказывают сильного влияния на удовлетворенность работой |
Возможности обучения и развития Оргкультура Коммуникационная система | - Чем выше возможности для обучения и развития работников, тем выше уровень их удовлетворенности - Открытость, ориентация на работника, поощрение участия работников в решении проблем организации, традиции, подчеркивающие единство интересов организации и работников, повышают удовлетворенность персонала - Формальная культура снижает степень удовлетворенности трудом Удовлетворенность повышают прямые открытые коммуникации, осведомленность работников о положении дел и перспективах развития компании, информированность по важнейшим производственным и социальным проблемам |
Престиж работы в организации | - Чем лучше имидж компании в глазах потребителей, партнеров и общественности, тем выше удовлетворенность персонала работой в организации |
Поиск на сайте