Menu
Новые сообщения Участники Правила форума Поиск RSS
Страница 1 из 11
Форум "Казахстан и образование" » Ученический форум » История Казахстана » Культура казахского народа. (XVII - начало XVIII века.)
Культура казахского народа.
Артем Offline Администрация
10.03.2010, 18:43, Среда | Сообщение 1
Жилища и одежда.

Казахи жили летом в переносных войлочных юртах, а зимой — в жилищах, построенных из сырцового кирпича или камня. Жилища покрывались плоской крышей, деревянных полов в них не было. Жилье феодалов отличалось богатым убранством. При жилых домах была усадьба с хозяйственными постройками. Зимние жилища обносились четырехугольной оградой.


Казахское национальное жилище.

Летом казахи носили рубашки, а поверх бешмет или камзол. Зимой наряжались в теплый кафтан, шубу из овчины (тон), жар-гак, сшитый из шкуры молодых жеребят, и чекпен — шерстяной плащ, надевавшийся поверх кафтана. Казахи носили шаровары, сшитые из материи или овчины, сапоги с высокими каблуками и длинными голенищами.


Одежда казахского мужчины.

Женская одежда делалась из хлопчатобумажной ткани, а верхняя одежда знати — из бархата и шелка. У девушек из богатой семьи были шапки с меховой опушкой. Во время свадьбы молодая невеста надевала головной убор — саукеле. Молодые женщины носили желеке (чепчик). Пожилые — платок из белой хлопчатобумажной ткани, покрывавший голову и верхнюю часть груди с вырезом для лица. Женщины носили ичиги и кебис — обувь, изготовленную из кожи.


Артем Offline Администрация
30.03.2010, 19:37, Вторник | Сообщение 2
Народные обычаи.

Многие казахские народные обычаи связаны со свадебными обрядами. Свадебное торжество сопровождалось хоровыми песнями, в которых родственники и друзья желали невесте счастливой жизни. При встрече невесты в ауле жениха пели песню «бет-ашар» (открывание лица невесты), которая состояла из назиданий, как вести себя в обществе, семье.

По обычаю жених платил калым (выкуп за невесту) и делал разные подарки: матери — за кормление и воспитание невесты, отцу — за свадебные расходы.

В жизни казахов занимали большое место народные празднества. Они были связаны со свадьбой, рождением ребенка, победным возвращением воинов, наступлением нового года. Праздник всегда сопровождался музыкой и пением.

Артем Offline Администрация
30.03.2010, 19:44, Вторник | Сообщение 3
Религия.

Религию ислама исповедовала феодальная знать. Религиозными центрами ислама были города Туркестан, Хорезм и Бухара. Среди трудового народа ислам не получал распространения. Народные массы придерживались языческой веры. У них существовал культ овец, лошадей, коров и верблюдов. Казахи поклонялись солнцу, луне, огню, совершали жертвоприношения. Долго существовал культ предков.


Мавзолей Ходжа Ахмеда Яссави

Погребальные обряды казахи совершали по исламу и по обычаю культа неба —«тенгри». В могилу клали лук, копье, седло и пищу; покойника долго оплакивали. Жена в течение года соблюдала траур по умершему мужу. Знатных феодалов хоронили в роскошных мавзолеях.

Артем Offline Администрация
30.03.2010, 19:52, Вторник | Сообщение 4
Архитектура и искусство.

Архитектурные памятники сохранились на юге Казахстана, в частности, я долинах рек Сырдарьи, Таласа и Чу. Известный памятник этого периода — Сауранская башня (XVI в.). Высота ее достигает! 16 метров. К замечательным архитектурным памятникам относятся мавзолеи ханов Джаныбека и Касыма. В горах Каратау сохранились мавзолеи с шатровой конструкцией.


Сауранская башня

В народном искусстве Казахстана большое место занимала стенная роспись. На стенах мавзолеев и на надгробиях изображались военные сцены, бытовые картины. На надгробной плите в районе Джезказгана изображен воин с конем и доспехами. Декоративная роспись встречается на архитектурных памятникам в долинах рек Таласа и Чу. Она обычно изображает богатое убранство войлочной юрты и бытовые картины из жизни народа.


Росписи стен мавзолея Ходжа Ахмеда Яссави

Артем Offline Администрация
30.03.2010, 19:57, Вторник | Сообщение 5
Устное народное творчество.

С древних времен казахи сочиняли песни без подготовки, импровизировали на любую тему, откликаясь на важные события в жизни. Обычно родные оплакивали покойника в жоктау (причитание). Перед смертью родители оставляли своим детям завещание (оси-ет). Человек, который отправлялся в дальний путь, пел коштасу — прощание с родными местами.

Народные предания XV—XVII веков сохранили имена акынов — профессиональных певцов. Акыны исполняли как свои собственные, так и народные безымянные произведения, эпические сказания. Они пели о жизни и быте народа, слагали стихи об исторических событиях своего времени, о военных походах, подвигах богатырей.


Асан-Кайгы

Так, акын Асан-Кайгы был смелым защитником своего народа, призывал хана быть справедливым к нему:

Как же проживут куланы,
У которых нет ни хвоста, ни гривы?
Как же проживет народ,
Когда угнетает и хан и бий?
В таком случае разгневается народ,
Гнев придает народу силу.
Гнев народа выльется в силу.

В песнях и сказаниях трудовой народ выражал надежды на лучшую жизнь, любовь к свободе, ненависть к угнетателям. Песни и сказки также отражали трудовую жизнь казахов, их быт, бесправное положение женщин.

Артем Offline Администрация
30.03.2010, 20:06, Вторник | Сообщение 6
Литература.

Памятников казахской письменной литературы XVI - XVII вв. сохранилось немного. Отдельные сведения по истории казахов имеются в некоторых русских летописях. Особенно интересен «Сборник летописей», опубликованный крупным русским востоковедом Н. Н. Березнным. Ему стало известно о выдающемся сочинении казахского ученого Хушум-оглы Кадир-Али. Хушум-оглы Кадир-Али — казахский бий из рода джалаир. Он был взят в плен русским отрядом он жил вместе со своим покровителем Ураз-Мухаммадом при дворе царя Бориса Годунова в Москве. Свою рукопись «Джами-ат-таварих» он закончил в 1592 г. и подарил ее Борису Годунову. Этот труд высоко ценил Чокан Валиханов. Он сделал первый неполный перевод рукописи.


Газан-хан на коне. Миниатюра из Джами-ат-таварих.

Ценными трудами, в которых рассказывается о казахах в XV—XVII веках, являются тюркские и персидские (таджикские) рукописи. В большинстве эти сочинения создавались не казахами, а представителями соседних народов Востока. Но ученые предполагают, что при ханских ставках были хронисты и литераторы. Они знали таджикский и арабский языки, писали на этих языках стихи и трактаты. В персидских и тюркских рукописях описываются история первых государств на казахской земле, их устройство, торговые и хозяйственные связи с соседними народами, феодальные войны ханов и султанов, борьба казахского народа против усиления феодального гнета, казахские города. Некоторые казахские ханы также были высокообразованными людьми своего времени. Так, казахский хан Тевеккель был не только крупным политическим деятелем и полководцем второй половины XVI столетия, но и литератором. Он создал труд по истории Бухары.


Мухаммед Хайдар Дулати

Интересный труд о казахах оставлен Мухаммад Хайдаром. Он родился в 1500 г. в Ташкенте и происходил из могульского племени доглат, его предки были правителями Кашгарии. Мухаммед Хайдар получил хорошее для своего времени образование и был талантливым писателем, художником и способным оружейником. Он умело изготовлял стрелы, наконечники стрел, кольца для натягивания лука. Его труды «Тарих-и Рашиди» и «Джахан-наме» сохранились до наших дней, написаны они на тюркском языке. В «Тарих-и Рашиди» он описывает историю ханов Могулистана и Кашгарии, рассказывает об откочевке султанов Гирея и Джанибека и о создании ими первых казахских ханств, о казахско-могульских и казахско-узбекских связях, о географии Семиречья и Туркестана.

Усманом Кухистани было написано в 40-х годах XVI века сочинение «Тарнх-и Абу-л-Хайр-хан», где содержатся сведения об основателе Государства кочевых узбеков Абул-Хайр-хане. Усман Кухистани сообщает также подробности о взаимоотношениях населения Казахстана и Средней Азии, о борьбе за города на р. Сырдарье, о политической раздробленности казахов в середине XV века.

Шах Махмудом написан труд «Тарих-и шах Махмуд Бен Мирза Фазил Чорас». Шах Махмуд жил во второй половине XVII века в Восточном Туркестане и принадлежал к высшей знати могущественного могульского племени чорос. В сочинениях Шах Махмуда есть сообщения о казахских ханах Касыме и Тевеккеле, о связях казахов с соседними государствами.

Артем Offline Администрация
30.03.2010, 20:07, Вторник | Сообщение 7
Из «Законов Тауне-хана»

Первое место занимает закон возмездия: за кровь мстить кровью, за увечье — таким же увечьем, родственники убитого имеют право лишать жизни убийцу, а отрубивший руку, ногу, ухо и проч., должен быть лишен той же части тела.

Впрочем, наказания могут быть смягчены по приговорам судей или согласию истцов, и тогда преступник наказывается только установленной за всякое преступление платой. Убийца возвращает себе жизнь, платя кун, т.е. отдавая за каждого убитого мужчину 1000, а за женщину 500 баранов. Изувечивший и отрубивший другому какой-нибудь член платит равным образом определенное число скота. Большой палец стоит 100 баранов, мизинец — 20 и т.д.

Разбирать ссоры или произносить приговор над виновным должен если не сам хан, то правители и старейшины тех аулов, к которым принадлежат истец и ответчик, приглашая к разбирательству еще и избранных обеими сторонами двух посредников.

Женский пол, равно как работника, слуги... к свидетельству не допускаются... Если осужденный не исполняет приговора..., то истец получает право... произвести баранту (барымту), т. е. с родственниками или ближайшими своими соседями ехать в аул ответчики и тайно отогнать к себе скот его.

Форум "Казахстан и образование" » Ученический форум » История Казахстана » Культура казахского народа. (XVII - начало XVIII века.)
Страница 1 из 11
Поиск:
Новый ответ
Имя:
Опции сообщения:
Код безопасности: