Menu
Искусство и культура античного мира.
1. Введение. Понятие «античность»; географические и хронологические рамки. Искусство и культура Древней Греции и Древнего Рима как основа европейской культуры. Проблема классического идеала. Основные этапы изучения античности
2. Искусство Эгейского мира. Географические и хронологические рамки. Происхождение минойской культуры и её связь с Востоком. Архитектура дворцов Крита: планировочные решения, конструктивные особенности, декорация. Мелкая пластика Крита. Монументальная живопись Крита и Санторина. Минойская керамика.
Микенский этап ― ахейская Греция. Критские влияния и своеобразие. Архитектура Микен и Тиринфа. Троя: история открытия. Мелкая пластика, торевтика и керамика ахейцев.
Связь микенской культуры и культуры Древней Греции.
3. Искусство Древней Греции. Периодизация. Гомеровский период. Гомеровский эпос как основной памятник культуры данного периода. Формирование храмовой типологии. Тип мегарона. Мелкая пластика. Керамика ― сложение основных типов керамики, геометрический стиль.
4. Период архаики. Особенности данного периода: становление полиса, «Великая колонизация». Сложение основных типов греческого храма. Понятие ордера, как эстетически осмысленной конструкции. Дорический и ионический ордера. Храмы Пестума и Аграганта.
5. Период архаики. Скульптура. Рельеф ― синтез архитектуры и скульптуры в греческом храме. Композиции фронтонов и метоп периода архаики. Типология и эволюция круглой скульптуры архаики. Керамика: основные типы керамики, функциональность и эстетика формы. Вазопись: техника, стили ― ориентализирующий, чёрнофигурный, краснофигурный; основные мастера.
6.Период классики: V ― IV вв. до н.э. Ранняя классика. Особенности данного периода: греко-персидские войны, развитие эллинского самосознания. Развитие периптера. Новые приёмы фронтонной композиции, развитие пластических качеств (храм Афины на о.Эгина, храм Зевса в Олимпии). Круглая скульптура, идеал калокагатии (возвышенного и прекрасного человека). Основные мастера ― Поликлет (Дорифор), Мирон (Дискобол).
7. Высокая классика. Ведущая роль Афин. «Золотой век» Перикла. Расцвет афинской демократии. Высокие достижения греческой философии и театра. Ансамбль Афинского Акрополя ― принцип подвижного равновесия. Парфенон (архитекторы Иктин и Калликрат), лучший храм классической эпохи. Фидий ― скульптура Парфенона. Эрехтейон ― новое решение архитектурной формы. Портик кариатид.
8. Поздняя классика. Архитектура: типы общественных зданий, театры, Галикарнасский мавзолей. Скульптура: утрата общественных идеалов, стремление к наслаждениям и трагическое ощущение бесцельности бытия. Скопас: драматизм переживания, приёмы передачи страдания в скульптуре (Голова Геракла, Менада, рельефы Галикарнасского мавзолея). Пракситель: нега, покой, идеал женственности (Гермес и Дионис, Отдыхающий сатир, Афродита Книдская). Леохар: холодноватое изящество (Аполлон Бельведерский). Лисипп: преувеличенная мощь (Геракл, борющийся со львом; портрет Александра Македонского).
9. Эпоха Эллинизма: IV ― I вв. до н.э. Понятие Эллинизма. Походы Александра Македонского и их значение для распространения греческой культуры. Синтез греческих и местных традиций на территории эллинистических государств. Семь чудес света. Особенности градостроительства: Александрия Египетская. Основные скульптурные школы: территории классической Греции (Ника Самофракийская, Афродита Мелосская), Александрийская школа (Боэф «Мальчик с гусём», старый рыбак, всадник и др.), Пергамский Алтарь, Родосская школа (Умирающий галл, Фарнезский бык, Лаокоон). Греческая культура в Северном Причерноморье. Значение эпохи Эллинизма в становлении европейской культуры.
10. Искусство этрусков и Древнего Рима. Введение. Особенности развития Древнего Рима. Религиозные представления и идеалы этрусков и римлян. Бытовая культура. Поэмы Вергилия и Овидия, как основной источник по античным мифологическим сюжетам. Легендарная история Рима.
11. Искусство этрусков VIII ― IV вв. до н.э. Погребальный культ этрусков. Архитектура, скульптура, живопись, ювелирное искусство. Мастер Вулка «Аполлон из Вей». Капитолийская волчица.
12. Искусство Рима эпохи республики III ― I вв. до н.э. Типы римской архитектуры: храмы, жилые дома, мосты, акведуки, дороги. Конструктивные особенности ― использование арок, сводов. Римский бетон. Скромность внешнего облика. Скульптура. Этрусские и греческие традиции. Римский скульптурный портрет. Римская живопись.
13. Искусство Рима эпохи империи I ― V вв. н.э. Скульптура. Рельефы гробниц, Алтаря Мира, Колонны Траяна. Портрет: августовский классицизм I в. н.э., эпоха Флавиев и Антонинов IIв. н.э., «Солдатские императоры» III в. н.э., Константин Великий. Римский императорскии портрет как образ величия и упадка Рима. Его значение для европейской культуры.
14. Искусство Рима эпохи империи I ― V вв. н.э. Архитектура. Древнеримский город Помпеи. Особенности применения ордера. Тосканский и композитный ордера. Римские триумфальные арки. Императорские форумы. Колизей. Пантеон ― идеал купольной постройки. Термы. Дворцы цезарей на Палатине, Золотой Дом Нерона, Дворец Диоклетиана в Спалато. Архитектура Древнего Рима ― основа европейской архитектуры.
15. Искусство Римских провинций. Архитектура римских городов Северной Африки. Принципы организации городского пространства. Архитектура восточных провинций, слияние римских, эллинистических и восточных традиций. Комплексы Баальбека, Пальмиры, Петры. Европа в римское время. Значение римской культуры в контексте развития мировой культуры.
29.08.2011 11:03 Искусство Артем 1968 3994 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Регистрация Вход