Menu
История и современные проблемы интерьера
1. Египет. Строительные материалы и приемы и их связь с типологией построек. Композиция храмовых комплексов. Преобладание массы над пространством. Египетский ордер и его генезис. Типы колонн. Синтез искусств. Круглая скульптура, рельеф, роспись. Влияние египетского искусства.
2. Греция. Строительные материалы и приемы. Типология сооружений. Общественные и жилые постройки. Древнегреческий ордер. Классификация ордеров. Синтез искусств. Планировочная структура греческого дома. Пастадный и перестильный типы домов. Влияние климата. Пространство и свет. Внутреннее убранство. Декор. Цвет. Оборудование и мебель.
3. Древний Рим. Строительные материалы и технические приемы. Новые архитектурные конструкции и формы. Влияние эллинизма. Типология общественных и жилых сооружений. Итальянский домус. Атриумный тип дома. Атриумно-перестильный тип. Внутреннее устройство и декоративная отделка римского жилого дома. Четыре стиля Помпейской настенной живописи.
4. Византия. Строительные материалы, приёмы и конструкции. Стена, аркады на колоннах, византийские своды. Собор Аль-София. Свет. Освоение и продолжение классических традиций в условиях христианизации. Значение ритуала и церемонии. Характерные приемы внутренней отделки. Византийская мозаика. Распространение влияния византийского искусства в Восточной и Западной Европе.
5. Средние века. Романская и Готическая архитектура. Особенности и различия строительных приёмов романской и готической эпох. Проблема устойчивости. Массивность романской конструкции и дифференцированная конструкция Готики. Нервюрный свод и аркбутаны. Витражи. Средневековое жилище. Феодальный замок и становление культуры городского жилища. Влияние церковной архитектуры на убранство интерьеров. Камины. Приемы отделки интерьеров. Орнамент, цвет, ткани, мебель.
6. Русская каменная и деревянная архитектура X-XVII вв. Каменное храмовое зодчество. Восточно-византийские влияния и национальная самобытность. Мозаики и фрески. Деревянное зодчество. Взаимосвязь форм каменного и деревянного зодчества. Традиционное народное жилище. Северный дом. Палаты и дворцы. Узорчатость и полихромность. Национальные традиции и зарубежные влияния в обустройстве интерьера. Росписи, ткани, изразцы.
7. Ренессанс в Италии. Идеологические предпосылки. Петрарка. Противопоставление «блеска» классической античности христианской «эпохе мрака и упадка». Экономические предпосылки. Успехи в науке и технике. Великие географические открытия. Торговля и капитал. Купол собора Санта Мария дель Фьоре. Филиппо Брунеллески. Изобретение перспективы. Этапы Ренессанса. Треченто. Кватроченто. Чинквиченто. Индивидуализация творчества. Новый тип городского жилища - палаццо. Смена масштабных представлений. Пропорции. Композиционная целостность. Преобладание декоративности над конструктивностью. Порталы. Микелоццо ди Бартоломео. Браманте. Рафаэль. Микель-анджело Буонарроти. Андреа Палладио.
8. Европейское барокко. Движение выраженное средствами архитектуры. Исследование Генриха Вельфина – «Ренессанс и Барокко». Истоки стиля. Папа Пий П и архитектор Бернардо Росселини. Площадь и дворец в Пьенце. Идея «бесконечного» пространства. Анфилада. Итальянское Барокко – стиль Рима и Ватикана. Дж. Б. да Виньола, Дж. Л. Бернини, Ф. Барромини. Динамичность пространственных систем, маньеризм, декоративность и чрезмерная усложненность. Композиция лестниц, как выражение движения. Французское Барокко – стиль французского абсолютизма. Людовик XIV. Величие и ритуал. Версаль. Андре Ле Нотр, Франсуа Мансар.
9. Русское Барокко. Реформы Петра I. Идеи регулярности и рациональности. Москва. Церковь в Дубровицах. Дворец Лефорта. Основание Санкт-Петербурга. Иноземные архитекторы в застройке Петербурга. Меньшиков дворец. Летний дворец Петра I. Характерные приёмы внутреннего убранства. Барокко при наследниках Петра I. Архитектурно-живописное дарование Франческо Бартоломео Растрелли. Дворцы Петербурга и его окрестностей. Отголоски Рококо в творчестве Растрелли.
10. Рококо. Интерьер как ансамбль. Стиль Рококо – последнее выражение аристократического идеала в Европейском искусстве. Миниатюризация дворцового быта. Рациональное распределение планировочной структуры. Камерность и стремление к комфорту и элегантность. Экзотика и ориентализм. Изощренность мотивов отделки. Цвет. Характеристика стиля на примере Китайского дворца Антонио Ренальди в Ораниенбауме.
11. Европейский классицизм. Классицизм или неоклассицизм. Раскопки Геркуланума и Помпей. Работы Винкельмана. Гравюры Пиранези. Интерес к Античности. Основные принципы Неоклассицизма. Рациональность планировочной структуры. Ясность форм и отделки. Композиционное и декоративное единство. Французский классицизм – стиль Людовика XVI. Архитекторы Анж Жак Габриэль и Клод Николя Леду. Английский классицизм. Роберт Адом.
12. Русский классицизм. Крушение идеалов Барокко. Основание Академии художеств. Ж. Б. Вален-Деламот и А.Ф. Кокоринов. Вечные начала классики и возрождение её в русском классицизме. Универсальный стиль эпохи. Ордер. Таврический дворец И.Е. Старова. Екатерининский классицизм. Интерьеры Джакомо Кваренги в Зимнем дворце, Ж Чарльза Камерона в Царскосельском дворце и Винченцо Бренна в Павловске. Александровский классицизм. А.Н. Воронихин. Жан-Франсуа Тома де Томон. А.Д. Захаров.
13. Ампир. Стиль Ампир – завершающий аккорд классицизма. Предпосылки возникновения стиля. Империя Наполеона I. Формализация символики Древнего Рима. Культ блеска и пышности. Египетские мотивы. Ш. Персье и Ж. Ф.Л. Фонтен – придворные архитекторы императора. Распространение стиля Ампир в Европе. Русский Ампир – апофеоз победителей. Карл Росси. Ампирная мебель. Русский провинциальный ампир – самобытное явление русской национальной культуры.
14. Бидермейер, неостили, эклектизм. Бидермейер – стиль позднего классицизма, отвечавший вкусам средних классов. Признаки стиля . Романтизм. Мотивы орнамента. Феномен воссоздания стилей ушедших эпох. Историзм – как источник стилеобразования. Промышленная выставка в Лондоне 1851 г. Стилевая декорация, как мода. Неостили. Эклектика – стиль «разумного» выбора.
15. Архитектура Модерна в Европе. Проблема нового стиля. Технический прогресс во второй половине XIX века. Противоречие между техникой и искусством. Деятельность Джона Рескина, Уильяма Морриса и др., направленная на акцентирование эстетического в предметной среде, их попытки создать ремесленное производство. Красный дом Уильяма Морриса. Выработка новых композиционных принципов и приемов архитектурно-художественной организации интерьеров на основе идеи перетекания пространства. Эстетика символизма. Правда конструкции и материала. Новая орнаментальность. Многообразие европейского Модерна. Виктор Норта. Ван де Вельде. Эктор-Жермен Гимар. Отто Вагнер. Йозеф Гофман. Йозеф Мария Ольбрих. Чарльз Макинтош.
16. Русский Модерн. Национальные особенности развития нового стиля в России. Абрамцевский кружок. Основные направления в архитектуре русского модерна: национально-романтическое, интернационально-декоративное, рационалистическое. Творчество Ф.О. Шехтеля, А.Н. Кекушева, Ф.В. Валькота, А.У Зеленко, И.А. Фомина, И.В. Жолтовского.
17. От Модерна к новой архитектуре. Чикагская школа. Луис Генри Салливен. Влияние японского искусства. Концепция органической архитектуры Франка Ллойда Райта. Комплекс принципов органической архитектуры и их связь с построением интерьерного пространства. Развитие идей рационализма в творчестве Адольфа Лооса. Отказ от орнамента.
18. Функционализм. Пространственно-временная концепция в искусстве и архитектуре. Пространство как материал. Поиски функциональных принципов формообразования. Развитие идей функционализма в творчестве Вальтера Гропиуса. Баухауз. Концепция универсальности пространства в творчестве Мис Ван дер Роэ. Павильон на Международной выставке в Барселоне. Дом Тугендхат в Брно. «Меньше – значит лучше». Зарождение интернационального стиля.
19. «Де Стиль». Голландский «неопластицизм» и его развитие в творчестве группы «Де Стиль». Формально-эстетические установки концепции «неопластицизма» и его развитие в творчестве Тео ван Дусбурга, Пита Мандриана, Геррита Томаса Ритвельда и др. Дом Шрёдера в Утрехте. Мебель Г.Т. Ритвельда.
20. Ле Корбюзье. Формализация принципов функционализма в концепции современной архитектуры Ле Корбюзье. Пять принципов современной архитектуры. Разработка этих принципов в довоенных постройках Ле Корбюзье. Вилла Ла-Рош, вилла Савой в Пуаси, дом Центросоюза в Москве, общежитие швейцарских студентов в Париже. Колористические приемы в творчестве Ле Корбюзье. Корбюзье как дизайнер.
21. Экспрессионизм. Поэтизация функции. Выявление формы «изнутри» от внутренней сущности. Отрицание геометризма и подчинение формы содержанию. Выявление пространства и его элементов как функцию движения в нем. Органической функционализм в творчестве Хуго Херинга, Ганса Шаруна, Эриха Мендельсона.
22. Русский конструктивизм. Эволюция эстетических позиций в России на фоне социальных и идеологических факторов, связанных с Октябрьской революцией 1917 года. Новый подход к архитектурному формообразованию. Конструктивизм как метод проектной работы. Конструирование «новой» жизни общества в новом пространстве. Разработки методов конструктивизма в творчестве братьев Л.А., В.А. и А.А. Весниных, И.И. Леонидова, М.Я. Гинзбурга, братьев И.А. и П.А. Голосовых и др. Новаторская архитектура К,С. Мельникова. Значение архитектуры русского авангарда в мировой культуре ХХ века.
23. Ар Деко. Архитектура на службе потребления. Истоки стиля. Выставка 1925 года в Париже. Иллюзия благополучия и «былой роскоши» модерна. Стиль «павильонов коллекционера». Экзотический эклектизм и влияние функционализма.
24. Алвар Аалто и северная традиция. Национальный романтизм и стиль национального возрождения. Ратуша в Стокгольме Рагнара Эстберга. Классицистические тенденции в работах Ганнера Асплунда. Функциональный гуманизм Алваро Аалто. Интерпретация идей органической архитектуры. Органический подход к дизайну архитектуры и интерьера. Библиотека в Выборге и санаторий в Паймийо. Вилла Майреа и др. постройки.
25. Архитектура и идеология. Эпоха тоталитаризма. Классицистическая ориентация архитектуры на службе идеологии. «Историзм» против рационализма. Кризис конструктивизма в СССР. Теория «социалистического реализма» и ориентация на творческое освоение «наследия». Синтез пластических искусств и монументальность художественного образа. Московский метрополитен. «Сталинский ампир» 50-х годов.
26. Послевоенная архитектура. Необрутализм. В поисках истины. Послевоенная социальная реконструкция. Социальная ориентация в архитектурном сознании. Радикальный подход к проектированию среды обитания человека. Возрождение передовых принципов 20-х и 30-х гг. Правдивость как главный тезис эстетики формообразования структуры здания, конструкции и инженерного оборудования. Необработанный бетон и кирпичная кладка. Марсельский блок Ле Корбюзье и дома Жауль. Школа в Ханстентне П. и А. Смитсонов. Ранние работы Дж. Стерлинга. Инженерный факультет Лестерского института. Исторический факультет Кембриджского университета. Застройка квартала Парк-Хилл Дж. Линна и А. Смита в Шеффильде.
27. Победы и поражения модернизма. 60-е – 70-е гг. От интернационального стиля до структурализма. Развитие в Америке и Европе. Творчество Мис Ван дер Роэ. Последовательное применение принципа «универсального пространства» независимо от функционального назначения здания. Эстетизация конструктивных приёмов «кожи и кости». Трансформация идей Мис Ван дер Роэ в творчестве Филипа Джонсона. Архитектура неоклассицизма. «Стеклянный дом» Ф. Джонсона. Линкольн-центр в Нью-Йорке. Творчество фирмы СОМ. Развитие принципов органической архитектуры Ф. Л. Райта. Телейзинское товарищество. Музей Гугенхейма в Нью-Йорке. Неоэкспрессионизм Ганса Шаруна и Йорна Утцона. Филармония в Берлине. Здание оперы в Сиднее. Концепция структурализма в творческом методе. Дом как сочетание пространственных структур. Понятие «обслуживаемых» и «обслуживающих» пространств. Естественное освещение в структурировании пространства.
28. Постмодернизм. Истоки. Преодолений функционального «пуризма». Сложность и противоречия против сверхпростоты и «минимализма». Роберт Вентури. Теория «уток» и «декорированных» сараев. Не «меньше значит больше», а «больше значит больше». Метафоричность и диалог. Эклектика ироничности. Говорящая архитектура.
29. Постмодернизм. Развитие. «Страда Новиссима» на венецианском Биенале 1980 г. под девизом «Присутствие прошлого». Историзм. Постмодернистская ирония. Коллаж. Цитирование. Вместо стиля эпохи множественность индивидуальных стилей. Чарльз Мур и его Пьяца д`Италия в Новом Орлеане. Майкл Грейвз. Рикардо Боффил и группа «Тальер». Неоклассицизм Дж. Стерлинга.
30. Ханс Холляйн. К архитектуре через дизайн. Изысканная метафоричность пространства. Сценарность движения. Венская витрина и венские магазины. Туристическое агентство в Вене. Музей Менхенгладбахе, Германия.
31. Преодоление постмодернизма. Современная архитектура и культурная самобытность. Понятие «критического регионализма». Приложения современного словаря и техники, разработанного универсальным модернизмом к замкнутой среде индивидуальных стилей и к региональной дифференциации. Уроки Алвара Аалто и Роберта Вентури в творчестве Алваро Сизы Виейра. Японская традиция и Тадео Андо. Итальянский неорационализм и проблемы места в работах Марио Ботты.
32. Постфункционализм и деконструкция. Реакция на потребительский конформизм архитектуры постмодернизма. Концепция постфункционализма в творчестве «Нью-Йоркской пятерки». Питер Эйзенман, Джон Хейдак, Майкл Грейвз, Чарльз Гуатми и Рихард Мейер. Деконструкция как метафора. Идеи русского авангарда и объединение ОМА. Рем Коолхас. Заха Хадид. Кооп Химмельблау. Экспрессивно-скульптурная версия деконструктевизма Френка Гери.
33. Архитектура высоких технологий. Новая промышленная революция и стиль высокой технологии. Архитектура как информация. Эстетизация конструкции. Ричард Роджерс. Ренцо Пьяно. Норман Фостер и др.
34. Нелинейная архитектура. Компьютерные техники и трансформация проектного процесса. Концепция «формы-движения». Электронное барокко. Криволинейные оболочки группы «НОКС». Павильон Воды, Нидерланды, мягкий офис, Великобритания. Дворец Наций группы Кооп Химмельблау в Женеве. Виртуальные инсталляции Маркоса Новака. Биологическая модель формообразования в архитектуре третьего тысячелетия.

Литература
Всеобщая история архитектуры. Тт.1-12. М.: Cтройиздат, 1973г
Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Русский интерьер XVIII-XIX вв. М.: Издательство .«Сварог и К», 2000г.
Вельфин Генрих. Ренессанс и Барокко. СПБ.: «Азбука-классика», 2004г.
Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. СПБ.: «Кольна», 1993г.
Горюнов В.С., Тубли М.П. Архитектура эпохи модерна. СПБ. Cтройиздат, 1992г.
Добрицина И.А. От постмодернизма к нелинейной архитектуре. М.: Прогресс-Традиция, 2004г.
Кес Д.Стили мебели. М.:Издательство В.Шевчук, 2001г.
Мак-Коркодейл Чарлз. Убранство жилого интерьера от античности до наших дней. М.: «Искусство»,1990г.
Мастера Архитектуры об Архитектуре. М.: Издательство «Искусство», 1972г.
Соловьев А.К. История современного интерьера. М.: Издательство «Сварог и К», 2004г.
Шукурова А.Н.. Архитектура Запада и мир искусств XX века. М.: Cтройиздат, 1990г.
29.08.2011 11:42 Искусство Артем 1177 2497 0
Имя *:
Email:
Код *: