Menu
Искусство и культура Западной Европы XVII ― XVIII вв.
1. Введение. Особенности искусства XVII века. Развитие национальных школ. Проблема стиля ― барокко, классицизм, внестилевые явления.
Итальянское искусство XVII века. Живопись: Болонская Академия, братья Каррачи ― создание традиции художественного образования. Росписи Галереи Фарнезе ― начало линии монументальных росписей барокко. Монументально-декоративные росписи Пьетро да Кортона и А. Поцци. Караваджо: «искусство реальности», характерные живописные приёмы и темы. «Полуфигурный жанр», натюрморт, циклы работ для церквей Сан Луиджи деи Франчези и Санта мария дель Пополо.
2. Итальянская архитектура и скульптура XVII века. Ф.Борромини, Л. Бернини, Г.Гварини ― ведущие мастера архитектуры барокко в Италии. Характерные приёмы пространственно-планировочных и образных решений стиля барокко. Ф.Борромини ― церковь Сан Карло алле Кватро Фонтане, монастырь Сант Иво делла Сапиенца в Риме. Л. Бернини ― площадь перед собором Св. Петра, Табернакль собора, Королевская лестница, церковь Сант Андреа аль Квиринале в Риме. Г.Гварини ― церковь Сан Лоренцо в Турине. Дворец эпохи барокко ― Палаццо Барберини в Риме, Палаццо Пезаро в Венеции. Скульптура Л. Бернини ― образец скульптуры барокко. Давид, Аполлон и Дафна, Экстаз Св.Терезы, портреты.
3. Искусство Испании XVII века. Формирование испанской национальной школы искусства. Эскориал. Архитектура ― оригинальное смешение мавританских, готических, ренессансных традиций и стиль «чурригереск». Эль Греко ― синтез традиций средиземноморского искусства, мистицизм.
4. Искусство Испании XVII века. Влияние ордена иезуитов на испанское искусство. Особенности испанской скульптуры: повышенная декоративность и эмоциональность, натурализм. Испанская живопись. Х.Рибера, Ф.Сурбаран. Д.Веласкес ― великий испанский живописец. Ранний период («бодегонес»). Мадридский период ― формирование парадного портрета. Глубокий психологизм, живописное мастерство. Портреты короля Филиппа IV и королевской семьи, графа Оливареса, папы Иннокентия Х, портреты шутов. Фигуративные композиции «Сдача Бреды», «Менины», «Пряхи». Значение Веласкеса для мировой культурной традиции.
5. Искусство Фландрии XVII века. Освободительное движение и буржуазная революция в Нидерландах XVI века. Раздел на Голландию и Фландрию. Формирование фламандской школы живописи. Питер Пауль Рубенс ― гениальный художник, ведущий мастер барокко в европейской живописи. Разнообразие тем и жанров. Эволюция живописного мастерства. «Самсон и Далила», антверпенское «Воздвижение креста», историко-аллегорический цикл «Жизнь Марии Медичи», «Персей и Андромеда», «Похищение дочерей Левкиппа», «Вакханалия». Портреты и пейзажи.
6.Искусство Фландрии XVII века. Антонис ван Дейк ― эталон аристократического парадного портрета. Йакоб Йорданс ― народные идеалы в живописи. Франс Снайдерс ― монументально-декоративный натюрморт.
7. Искусство Голландии XVII века. Демократизм Голландского общества. Протестантизм как основа голландского мировоззрения. Станковая живопись ― ведущая форма голландского искусства. Система жанров. Портрет. Франс Хальс - воплощение в портрете типа голландского бюргера, развитие группового портрета. Живописное мастерство. Особенности голландского натюрморта и пейзажа.
8. Искусство Голландии XVII века. Рембрандт ван Рейн ― высшее достижение голландского искусства. Лейденский период ― поиск своего языка в живописи. Переезд в Амстердам. Рембрандт ― портретист. «Ночной дозор». Психологизм поздних портретов. Библейский сюжет в творчестве Рембрандта. Эволюция живописного мастерства.
9. Искусство Франции XVII века. Становление французского абсолютизма и культура. Разнообразие в искусстве начала XVII века. Жак Калло, Жорж де Латур, братья Ленен. Никола Пуссен ― крупнейший художник Франции, основатель классицизма в живописи. Творческий метод, поиски гармонии, разум ― основа творчества и восприятия. «Битва», «Ринальдо и Армида», «Аркадские пастухи» (1 и 2 варианты), «Великодушие Сципиона Африканского», «Автопортрет», цикл «Времена года». Клод Лоррен ― мастер классицистического пейзажа.
10. Искусство Франции XVII века. Стилистические проблемы французской архитектуры XVII века ― барокко и классицизм. Новые планировочные концепции города. Площадь вогезов, Люксембургский дворец, комплекс Дома Инвалидов, восточный фасад Лувра (Клод Перро). Прообраз Версаля ― Во ле Виконт. Жюль Ардуэн Мансар, Луи Лево, Шарль Лебрен и Андре Ленотр ― создатели стиля Людовика XIV. Версаль ― резиденция «короля-солнце». Дворцово-парковый комплекс ― воплощение идей гармонии и порядка. Синтез искусств.
11. Искусство Франции XVIII века. Начало XVIII века. Период регенства ― изменение идеалов, усталость от торжественной помпезности, стремление к частной жизни. Стиль рококо. Антуан Ватто: камерность, ирония, современный сюжет, живописная утонченность. Создание и развитие пасторального жанра. Франсуа Буше ― живописец рококо. Многогранность таланта Буше, высокий профессионализм.
12. Искусство Франции XVIII века. Стиль рококо (стиль Людовика XV) ― совершенный синтез искусств, выразивший аристократические идеалы своего времени. Характерные приёмы декора интерьеров. Развитие искусства малых форм.
13. Искусство Франции XVIII века. Продолжение классицистической традиции во французской архитектуре XVIII века . Церковь Св.Женевьевы (Пантеон) Ж.Ж.Суфло; Малый Трианон, площадь Согласия ― Жак Анж Габриэль. Портрет и жанровая живопись ― идеалы просвещения. Шарден, Грёз, Морис Кантен де Латур. Скульптурные портреты Гудона. Возникновение художественной критики ― «Салоны» Дидро.
14. Искусство Италии XVIII века. Кризис архитектуры и скульптуры. Разнообразие творческих устремлений в живописи, напряжённость и драматизм образов. Дж.М.Креспи, А.Маньяско, Дж.Гисланди. Архитектурные фантазии Дж.Б.Пиранези. Венецианская живопись: жанры Лонги, ведута, Фр.Гварди. Джованни Баттиста Тьеполо ― последний великий монументалист Европы.
15. Искусство Австрии и Германии XVIII века. Особенности развития Австрии. Итальянские влияние и выработка собственного языка искусства. Фишер фон Эрлах: церковь Св.Карла Борромео в Вене, библиотека Хофбурга. Любовь к стилю Барокко. Дворцовый комплекс Хофбург в Вене.Скульптура: И.Л. фон Хильдебрандт, Б.Пермозер. Раздробленность Германии. Выделение Саксонии. Мейсенский фарфор. Комплекс Цвингер в Дрездене ― яркий образец немецкого барокко.(Архитектор Д.Пёппельман, скульптор Б.Пермозер. Дворец Сан Суси под Потсдамом (Архитектор Г.В.Кнобельсдорф) ― немецкое рококо.
16. Искусство Англии XVIII века. Особенности развития Англии в концеXVII ― начале XVIII века. Верность классическому идеалу ― характерная черта английской архитектуры. Влияние Палладио. Независимость стилистического выбора. Кристофер Рен: перепланировка Лондона, Собор Святого Павла в Лондоне. Архитектура XVIII века. Независимость стилистического выбора. Усадебный дом ― дворец: Берлингтон-Чизик Хаус, Миделсекс (влияние Палладио). Дж.Венбрю, Бленим, Оксфордшир (барокко). Т. Питт, Стробери-хилл, Миделсекс (псевдоготика). Английский пейзажный парк. Живопись: У.М. Хогарт. Связь с театром и просветительской литературой. «Модный брак», портреты. Теоретический трактат «Анализ красоты». Ведущее место портрета в английском искусстве. Дж. Рейнольдс и Т.Гейнсборо.
29.08.2011 11:22 Искусство Артем 2232 5329 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Регистрация Вход