Menu
Важнейшие направления европейской культуры XIX века
Классицизм. Согласно его принципам, художественное произведе-ние является плодом разума и логики, которые побеждают хаос и текучесть жизни, воспринимаемой чувствами. Классицизм выдвинул иные этические нормы: герои произведений подчиняют личные интересы - общественным, страсти – долгу и разуму. Яркими представителями этого направления являются И.Гете (трагедия «Фауст»), И.Шиллер (трагедия «Мария Стюарт»).

Романтизм – идейно-художественное направление, развивавшееся во всех странах Европы на рубеже XVIII - XIX вв. Получил отражение в различных областях науки, литературы и искусства, наивысшего расцвета достиг в 20-30 гг. XIX столетия. Это направление противопоставило реальному миру с его бездуховностью, утилитарностью, расчетливостью – подлинно-ценностный мир. Бегство от низменности реального мира выступило в трех пространственных формах:
1. Уход в природу - критика городского образа жизни, идеализация сельской жизни, описание экзотических стран (Л.Толстой «Анна Каренина», «Война и мир»).
2. Уход в иное время – в средневековье (В.Скотт и его рыцарские романы; оперы Вагнера).
3. Уход в собственный внутренний мир (сказки Гоффмана, портреты Делакруа).
Романтизм начинает распространяться в культуре соседних стран. Так, в Испании можно отметить яркое творчество живописца-романтика Франциско Гойя, в Англии – это незабываемая поэзия Джорджа Байрона. В музыкальном искусстве - произведения Роберта Шумана, Гектора Берлиоза, Вагнера, Ференца Листа, Федерика Шопена.

Реализм утверждается и становится господствующим направлением в европейской культуре в 30-40 гг. XIX в. В отличие от романтизма, реализм призван объективно отражать действительность средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. Писатели и художники обличали пороки – стяжательство, социальное неравенство, эгоизм, лицемерие. Реализм интересует жизнь сердца, души и разума в нормальном, естественном состоянии; ему свойственны идеи гуманизма и общественной справедливости.
Развивается натурализм, ведущая идея которого: жизнь и судьба предопределены социальной средой, бытом, физиологией, отсюда стремление описывать жизнь такой, какова она и есть, без прикрас, во всех подробностях и деталях. Человек – продукт наследственности, среды, исторической ситуации. (Э. Золя и его роман «Земля»).
В конце XIX в. появляются новые направления в искусстве, преодолевшего салонный академизм в живописи, музыке, архитектуре и скульптуре, это символизм, импрессионизм, постимпрессионизм.

Символизм. Представители этого направления П.Верлен, А.Рембо, М.Метерлинк и др. сосредоточили свое внимание на художественном выражении посредством символов «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия человека. Они стремились с помощью символов прорваться сквозь видимую реальность к «скрытым реальностям», вневременной идеальной сущности мира, его «нетленной красоте». Своим искусством они выражали тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов, недоверие к вековым культурным и духовным ценностям.

Импрессионизм. К.Моне, О.Ренуар, Э.Дега и др. объединились для борьбы за обновление искусства и преодоление салонного академизма. Свежесть, разнообразие красок, зыбкость очертаний отличает художников этого направления. Импрессионизм оказал благотворное влияние не только на живопись, но и на скульптуру – О.Роден; и музыкальное творчество – К. Дебюсси, М.Равель.

Постимпрессионизм. Художники Сезанн, Ван Гог, Гоген относятся к этому направлению. Чистые тона и световые контрасты, устойчивые композиционные построения, богатая пластика, логика структуры, органическое единство форм характерны для их творчества.
Появляется новый стиль в архитектуре – промышленный (Эйфелева башня в Париже в 1889 г., здание лондонского Парламента), строятся вокзалы, мосты, фабрики.

Основная литература:

1. Габитов Т., Муталипов Ж., Кулсариева А. Культурология /А., 2001, с. 239-248
2. Турысжанова Р.К., Бердалина А.С. Курс лекций по культурологии /А., 2003, с. 43-46
3. Культурология. Учебник. Под ред. Марковой А.Н./ М., 2002
4. Полищук В. Культурология / М., 1999
5. Учебный курс по культурологии. Под ред. Драча Г.В./ Ростов-на-Дону, 1996
6. Нуржанов Б.Г. Культурология / Алматы, 1994

Дополнительная литература:

1. Виргинский В.С. Очерки истории, науки и техники XVI – XIX вв./ М., 1984
2. Всеобщая история искусств в 6-ти т. Т.5 / М., 1964
3. История эстетической мысли. Т. 3,4 / М., 1981-1987
4. Кертман Л.Е. История культур стран Европы и Америки 1870-1917 / М.,1987
5. Модернизм. Анализ и критика основных направлений / М., 1973
6. Турысжанова Р.К. Краткий курс философии / Алматы, 2004

08.05.2010 01:30 Культурология Артем 640 5250 0
Имя *:
Email: