Какие подходы к изучению категории "общество" существовали в социологии XIX – начала XX вв?
Общество——важнейшая категория теоретической социологии. По мере того, как данная категория обособлялась от других, органически связанных с ней понятий социальной теории, социология выделялась в качестве самостоятельной области знания. Общество, в широком смысле слова, это совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга.
В социологии XIX—нач. XX в.в. разрабатывались разнообразные теоретические, методологические подходы (концепции) к изучению общества как социологической категории.
Натуралистический подход представлен основателем социологии О. Контом. Находясь под воздействием крупных успехов естественных наук, он, как и многие философы его времени, рассматривал общество как естественный организм, который действует в соответствии с жёсткими законами, подобными закону всемирного тяготения Развивая свою основную социологическую идею, идею социального порядка и прогресса, О. Конт, по аналогии с физикой, понимает порядок как симметричность и уравновешенность структурных элементов общества. Каждый его элемент рассматривается с точки зрения полезности для общественного блага, для укрепления социальной солидарности, являющейся неотъемлемым качеством всех живых систем.
О. Конт разрабатывает подход к обществу как системе, постоянно подчёркивая её целостный, неделимый характер и взаимозависимость её частей. Понятие системы у О. Конта органически связано с идеей эволюции, направление которой, на его взгляд, определяется неуклонным нарастанием элементов " промышленного и мирного общества", свидетельствующих о прогрессивном развитии. Социальный прогресс, в конечном счёте, проистекает из врождённого инстинкта, заставляющего человека "непрерывно улучшать во всех отношениях любое условие своего существования".
Виднейшим представителем натуралистического подхода в социологии был Г. Спенсер. Общество как "живое целое" помещено им в ряд природных феноменов, и борьба за существование, естественный отбор и выживание наиболее приспособленных рассматриваются в качестве не только биологических, но и социальных факторов. Общество, по мнению Г. Спенсера, это целостный, единый организм, состоящий из множества частей. При этом каждая часть может существовать только в рамках целостности, где она выполняет конкретные, строго определенные функции. Функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности, а все вместе они направлены на поддержание устойчивости общества и воспроизводство человеческого рода.
Социологическая теория Г. Спенсера является предшественницей структурного функционализма. Он первым разработал и систематически использовал в социологии понятия " структура", " функция", " система", " институт" и т.п., столь важные для осмысления категории " общество". Г. Спенсер дал импульс теоретическим исследованиям, посвящённым проблемам прогрессирующего индивидуализма буржуазного общества. Он показал, что проблема гармонизации интересов человека и общества есть именно новейшая проблема, т.к. в менее дифференцированном обществе потребности индивида слабо артикулированы и могут не учитываться. Эволюция общества должна разрешить порожденную ею самой проблему.
Подход к изучению категории "общество" на основании материалистического понимания истории представлен К. Марксом, чьё учение вошло в социальные науки под названием исторический материализм. Он доказывал, что развитие общества обусловлено способом производства (Материальных благ. В основу понимания общества как объективной социальной реальности К. Марксом был положен принцип последовательного материалистического детерминизма (от лат. determinare - определять, обусловливать). Поэтому развитие общества рассматривается как естественно — исторический процесс смены общественно-экономических формаций. К. Маркс предлагает рассматривать формацию как социальный организм, как единую социальную систему, источник развития и формирования которой заключается прежде всего в ее социальных противоречиях.
В марксизме вскрывается материальная основа общества. С этой точки зрения, сторонники данного подхода рассматривают своих оппонентов как идеалистов в понимании общественной жизни, поскольку последние видели её основу или в развитии интеллекта человека и человечества (О. Конт), или в развитии коллективного сознания (Э. Дгаркгейм), или в иных нематериальных факторах.
Следующим ведущим общетеортическим и методологическим подходом в изучении категории "общество" является социологический реализм (от лат. realis — вещественный). Согласно этому подходу, общество в целом, равно как и отдельные социальные институты, выступает как самостоятельная сущность, объективная реальность, несводимая к взаимодействию отдельных индивидов. Понятие "реализм социологический" было образовано по аналогии с понятием "реализм" в средневековой философии, где оно было связано с представлением о независимости реального существования абстрактно-всеобщих понятий (универсалий) от единичных вещей. Для сторонников социологического реализма истинными носителями социальной реальности являются сверхиндивидуальные целостности (общество, государство, народ), а не конкретные ("эмпирические") индивиды. Последние получают своё качество социальности, приобщаясь к сверхиндивидуальным формам.
К числу последовательных сторонников социологического реализма можно отнести Э. Дюркгейма, по мнению которого общество существует как целостность в коллективном сознании и обладает чертами физического и морального превосходства над индивидами. Позиции социологического реализма в той или иной мере разделяли О. Конт, Г. Спенсер и др.
Противоположностью социологического реализма является подход к изучению общества, получивший название социологического номинализма (от лат. nomina — название, имена). Номинализм не признает толкование общественной жизни как действия неких объективных сверхличностных сил. Источником и единственным субъектом социального объявляются индивид и его социальное действие, в связи с чем отрицается реальное содержание понятий, выражающих любое социальное целое (общество, группа и т.д.). Согласно номинализму, общие понятия являются лишь именами единичных предметов, общее — это знак (слово) или чувственный образ — представитель единиц определённого множества.
Представителем этого подхода является М. Вебер, который считал, что любое социальное образование нужно рассматривать как продукт и способ организации, связи специфических действий отдельных людей, так как только люди могут быть носителями ориентированного действия, имеющего смысл". Такими понятиями как "общество", социология обозначает "определенные виды человеческого совместного действия, и, следовательно, ее задача состоит в том, чтобы свести их к осмысленным действиям, что означает целиком свести их к действиям участвующих отдельных индивидов". Поэтому общество М, Вебер не рассматривает как целое, имеющее свои специфические закономерности развития.
В целом, номинализм социологический, как и реализм социологический, можно считать лишь идеальными типами определенных социологических подходов, никогда не реализуемых в исследованиях целиком и полностью.
В социологии XIX—нач. XX в.в. разрабатывались разнообразные теоретические, методологические подходы (концепции) к изучению общества как социологической категории.
Натуралистический подход представлен основателем социологии О. Контом. Находясь под воздействием крупных успехов естественных наук, он, как и многие философы его времени, рассматривал общество как естественный организм, который действует в соответствии с жёсткими законами, подобными закону всемирного тяготения Развивая свою основную социологическую идею, идею социального порядка и прогресса, О. Конт, по аналогии с физикой, понимает порядок как симметричность и уравновешенность структурных элементов общества. Каждый его элемент рассматривается с точки зрения полезности для общественного блага, для укрепления социальной солидарности, являющейся неотъемлемым качеством всех живых систем.
О. Конт разрабатывает подход к обществу как системе, постоянно подчёркивая её целостный, неделимый характер и взаимозависимость её частей. Понятие системы у О. Конта органически связано с идеей эволюции, направление которой, на его взгляд, определяется неуклонным нарастанием элементов " промышленного и мирного общества", свидетельствующих о прогрессивном развитии. Социальный прогресс, в конечном счёте, проистекает из врождённого инстинкта, заставляющего человека "непрерывно улучшать во всех отношениях любое условие своего существования".
Виднейшим представителем натуралистического подхода в социологии был Г. Спенсер. Общество как "живое целое" помещено им в ряд природных феноменов, и борьба за существование, естественный отбор и выживание наиболее приспособленных рассматриваются в качестве не только биологических, но и социальных факторов. Общество, по мнению Г. Спенсера, это целостный, единый организм, состоящий из множества частей. При этом каждая часть может существовать только в рамках целостности, где она выполняет конкретные, строго определенные функции. Функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности, а все вместе они направлены на поддержание устойчивости общества и воспроизводство человеческого рода.
Социологическая теория Г. Спенсера является предшественницей структурного функционализма. Он первым разработал и систематически использовал в социологии понятия " структура", " функция", " система", " институт" и т.п., столь важные для осмысления категории " общество". Г. Спенсер дал импульс теоретическим исследованиям, посвящённым проблемам прогрессирующего индивидуализма буржуазного общества. Он показал, что проблема гармонизации интересов человека и общества есть именно новейшая проблема, т.к. в менее дифференцированном обществе потребности индивида слабо артикулированы и могут не учитываться. Эволюция общества должна разрешить порожденную ею самой проблему.
Подход к изучению категории "общество" на основании материалистического понимания истории представлен К. Марксом, чьё учение вошло в социальные науки под названием исторический материализм. Он доказывал, что развитие общества обусловлено способом производства (Материальных благ. В основу понимания общества как объективной социальной реальности К. Марксом был положен принцип последовательного материалистического детерминизма (от лат. determinare - определять, обусловливать). Поэтому развитие общества рассматривается как естественно — исторический процесс смены общественно-экономических формаций. К. Маркс предлагает рассматривать формацию как социальный организм, как единую социальную систему, источник развития и формирования которой заключается прежде всего в ее социальных противоречиях.
В марксизме вскрывается материальная основа общества. С этой точки зрения, сторонники данного подхода рассматривают своих оппонентов как идеалистов в понимании общественной жизни, поскольку последние видели её основу или в развитии интеллекта человека и человечества (О. Конт), или в развитии коллективного сознания (Э. Дгаркгейм), или в иных нематериальных факторах.
Следующим ведущим общетеортическим и методологическим подходом в изучении категории "общество" является социологический реализм (от лат. realis — вещественный). Согласно этому подходу, общество в целом, равно как и отдельные социальные институты, выступает как самостоятельная сущность, объективная реальность, несводимая к взаимодействию отдельных индивидов. Понятие "реализм социологический" было образовано по аналогии с понятием "реализм" в средневековой философии, где оно было связано с представлением о независимости реального существования абстрактно-всеобщих понятий (универсалий) от единичных вещей. Для сторонников социологического реализма истинными носителями социальной реальности являются сверхиндивидуальные целостности (общество, государство, народ), а не конкретные ("эмпирические") индивиды. Последние получают своё качество социальности, приобщаясь к сверхиндивидуальным формам.
К числу последовательных сторонников социологического реализма можно отнести Э. Дюркгейма, по мнению которого общество существует как целостность в коллективном сознании и обладает чертами физического и морального превосходства над индивидами. Позиции социологического реализма в той или иной мере разделяли О. Конт, Г. Спенсер и др.
Противоположностью социологического реализма является подход к изучению общества, получивший название социологического номинализма (от лат. nomina — название, имена). Номинализм не признает толкование общественной жизни как действия неких объективных сверхличностных сил. Источником и единственным субъектом социального объявляются индивид и его социальное действие, в связи с чем отрицается реальное содержание понятий, выражающих любое социальное целое (общество, группа и т.д.). Согласно номинализму, общие понятия являются лишь именами единичных предметов, общее — это знак (слово) или чувственный образ — представитель единиц определённого множества.
Представителем этого подхода является М. Вебер, который считал, что любое социальное образование нужно рассматривать как продукт и способ организации, связи специфических действий отдельных людей, так как только люди могут быть носителями ориентированного действия, имеющего смысл". Такими понятиями как "общество", социология обозначает "определенные виды человеческого совместного действия, и, следовательно, ее задача состоит в том, чтобы свести их к осмысленным действиям, что означает целиком свести их к действиям участвующих отдельных индивидов". Поэтому общество М, Вебер не рассматривает как целое, имеющее свои специфические закономерности развития.
В целом, номинализм социологический, как и реализм социологический, можно считать лишь идеальными типами определенных социологических подходов, никогда не реализуемых в исследованиях целиком и полностью.