Menu
Перспективы развития системы образования.
Выступление Министра Образования и науки РК Жумагулова Б.Т. на встрече с послами, представителями международных организаций и иностранных бизнес-структур, посвященный состоянию и перспективам развития системы образования и науки РК Астана, 24 ноября 2011 года

Уважаемые дамы и господа!
Искренне рад встрече с вами.

Мне особенно приятно приветствовать на нашем семинаре послов, представителей международных организаций и иностранных бизнес-структур, осуществляющих свою деятельность в Казахстане.

Со многими мы сотрудничаем в рамках различных проектов, однако в таком формате встречаемся впервые.

Очень знаменательно, что наша встреча проходит в канун 20-летия Независимости Казахстана.

Прошедшие 20 лет были очень непростыми.
Но, благодаря дальновидной стратегии и выверенному политическому курсу Лидера Нации - Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева, страна успешно преодолела сложнейший этап кардинальных экономических, политических и социальных реформ.

Казахстан выстроил свою государственность, стал уважаемым членом мирового сообщества.

Все эти годы развитие образования является неизменным приоритетом государственной политики Главы государства.

За последние 10 лет финансирование системы образования возросло в 7,5 раз.
Расходы госбюджета на образование в 2011 году составляют почти 900 млрд. тенге - это 4,2% от ВВП.
Тем самым мы приближаемся к нормам, рекомендуемым ЮНЕСКО - 5-6% от ВВП.

По данным ЮНЕСКО, сегодня мы занимаем четвертую позицию среди 129 стран мира по Индексу развития образования.

Казахстан на 14 месте среди 177 стран по уровню грамотности населения.
Наши школьники заняли 5 место по математике и 11 по естествознанию среди 36 стран в международном сопоставительном исследовании учебных достижений TIMSS.

Многочисленные медали завоеваны казахстанскими школьниками на международных предметных олимпиадах.

Казахстан первым в СНГ полностью перешел на общепризнанную в мире трехуровневую систему высшего и послевузовского образования, стал полноправным участником Болонского процесса.

Сегодня я хочу проинформировать вас о наиболее значимых моментах в развитии системы образования в Казахстане.
Уже в сложнейшие 90-е годы по инициативе Президента страны были запущены уникальные образовательные проекты, аналогов которым не было в мире.

Прежде всего - Президентская программа подготовки молодежи в лучших университетах мира «Болашак», стартовавшая в 1993 году.
В это же время была сформирована принципиально новая законодательная база.

Она дала импульс формированию рынка образовательных услуг и реальной конкурентной среды, усилила самостоятельность учебных учреждений и полномочия местных органов.

2011 год стал для нас принципиально новым этапом.
Приняты Государственная программа развития образования на 2011-2020 годы, новый Закон «О науке», закон о статусе Назарбаев Университета, Назарбаев Интеллектуальных школ.

Серьезные изменения внесены в Закон «Об образовании» - особое внимание уделено повышению качества образования, статуса педагога, внешней оценке учебных достижений, новой классификации вузов и т.д.
Поставлен целый ряд новых задач и ориентиров.

В дошкольном воспитании и обучении выделю два главных аспекта.
Первый - массированное строительство новых и возвращение ранее построенных детсадов.

Для этого по поручению Главы государства с прошлого года запущена Программа «Балапан».
И уже за один год ее реализации количество дошкольных организаций увеличено на 41%.
К сегодняшнему дню мы вышли уже на уровень 65%-ного охвата детей дошкольного возраста, а в ряде регионов уже до 90 %.
Конечная цель - к 2020 году обеспечить 100%-ный охват по всей республике.

Второй - мы запустили в работу реальные механизмы государственно-частного партнерства.
Ключевым фактором в этом деле стало введение государственного подушевого финансирования воспитания дошкольников.
Развитие частного дошкольного сектора становится достаточно выгодным, за короткий срок он уже вырос более чем в 2,5 раза.

В сфере среднего образования главным является намеченный на 2015-2020 годы переход на 12-летнее обучение.

Отмечу еще ряд важных факторов.
Во-первых, это сеть Назарбаев Интеллектуальных школ.
В настоящее время уже работают 6 таких школ, всего запланировано 20.
Во-вторых, формируется централизованная вертикаль государственного контроля качества образования всех уровней.

В-третьих, повышение статуса учителя.
Госпрограммой предусмотрено, что к 2015 году средняя зарплата педагогов приблизится к уровню оплаты в частном секторе.
Кроме того, мы разворачиваем совершенно новую систему повышения квалификации учителей.

За 5 лет по новой системе будет переподготовлена почти половина действующих учителей.
Для этого создаются новые структуры - Центры педагогического мастерства при Назарбаев интеллектуальных школах и Национальный центр повышения квалификации педагогов.

В-четвертых, информатизация образования.
За последние 5 лет мы обеспечили все школы компьютерами.
И если в 2001 году количество учащихся на 1 компьютер составляло 62 (этот показатель был самый лучший среди стран СНГ), то сегодня на один компьютер приходится 16 учащихся.

К настоящему времени 50% организаций образования имеют интерактивные кабинеты и оборудование, 98% школ имеют доступ к Интернету, в т.ч. 37% - к широкополосному.

В-пятых, электронное обучение E-learning, которое в текущем году внедряется в 44 пилотных организациях образования, в 2012 году будет в 537, а в 2013 году - в 926.
К 2015 году число пользователей системы электронного обучения должно составлять 50%, а к 2020 году - более 90% организаций образования.
В техническом и профессиональном образовании вводится система корпоративного управления с обязательным участием работодателей в масштабах всей страны.

На республиканском уровне создан Национальный совет, на отраслевом и региональном уровнях - соответственно, отраслевые и региональные советы.

В качестве системного катализатора вовлечения работодателей в процессы подготовки специалистов сформирован Холдинг «Кэсткор».
В его состав включены четыре крупных межрегиональных центра по подготовке кадров и четыре строящихся колледжа мирового уровня.
Принципиально важным моментом считаю введение профессиональных стандартов, то есть требований к выпускникам со стороны рынка труда.
Меняется и система управления высшим образованием.

Как уже говорил, у нас действует уникальная программа зарубежного обучения казахстанцев «Болашак».
Около 4 тысяч выпускников программы трудятся сегодня в различных отраслях экономики республики.
С этого года данная программа ориентирована, в первую очередь, на послевузовское обучение и научные стажировки.

Точкой роста в высшем образовании стал Назарбаев Университет.
Он функционирует во взаимодействии с лучшими университетами мира, привлечены видные зарубежные ученые и профессора.

С этого года у нас впервые введен механизм государственной поддержки внутренней и внешней академической мобильности студентов, на это выделены серьезные бюджетные средства.

Продолжая тему вузов, отмечу, что впервые за 20 лет по поручению Главы государства запускается программа «Студенческое жилье».
Она призвана решить застарелый вопрос обеспеченности студентов общежитиями.

Казахстанское образование становится привлекательным для иностранных студентов.
Сегодня их в Казахстане более 10 тысяч.
Наиболее принципиальные изменения в системе высшего образования связаны с внедрением новой классификации вузов.
Теперь будет 6 градаций: национальные исследовательские университеты, национальные вузы, исследовательские университеты, университеты, академии и институты.

К 2015 году мы планируем создать 2-3 исследовательских университета.
Очень серьезные изменения произошли в казахстанской науке.
Законодательно закреплена выдвинутая Президентом страны Н.А.Назарбаевым принципиально новая модель управления научной сферой.
В ней два базовых подхода.

Во-первых, существенное усиление роли ученых в принятии решений о реализации исследований и их финансировании.
При этом данная вертикаль управления отделена от административного управления.

В ее составе Высшая научно-техническая комиссия при Правительстве РК, Национальные научные советы по приоритетным направлениям исследований, Национальный центр государственной научно-технической экспертизы.

Во-вторых, введены новые механизмы финансирования науки - базовое и грантовое.
Базовое финансирование даст возможность кардинально обновить материально-техническую базу научных организаций.
Грантовое финансирование строится так же, как это принято в развитых странах мира.

Введена международная экспертиза.
В целом, объемы финансирования науки существенно растут: в 2011 году - 29 млрд. тенге, а на 2012 год - планируется уже 42 млрд. тенге (рост на 46% за год).

По поручению Главы государства Министерством подписана Национальная Лицензия компании Thomson Reuters (США), обеспечивающая доступ к мировым научным информационным ресурсам.

Это очень важно для повышения уровня казахстанской науки.
Еще один ключевой аспект - то, что Казахстан начал реализацию масштабной Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития.

Поэтому теперь наша наука ориентирована на практическую реализацию достижений, на развитие инноваций.
На сегодня уже отобраны десятки инновационных проектов.
В стране открыты центры коммерциализации результатов научных исследований.

Уважаемые участники встречи!

Мы в Казахстане решаем беспрецедентную по масштабам задачу развития системы образования.
Как по масштабам вложений со стороны государства, так и масштабам ожидаемых результатов.
Уверен, что нам удастся выполнить задуманное и обеспечить достойное качественное образование нашим гражданам.
Благодарю за внимание!
25.11.2011 18:47 4511 0
Имя *:
Email: