Согласно. Национальному плану действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2014-2016 годы Национальным центром тестирования в 2013 году сформирована база тестовых заданий для оценки сформированности функциональной грамотности обучающихся.
Виды функциональной грамотности, по которым разработаны тестовые задания:
1) математическая грамотность (математика) - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности. присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину;
2) естественнонаучная грамотность (биология, физика. химия, география) -способность использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений;
3) грамотность чтения (казахский язык и русский язык) - способность к пониманию и осмыслению письменных текстов, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.
На все тестовые задания согласно Правилам формирования базы тестовых заданий проведены две экспертизы и апробация.
Содержание тестовых заданий, направленных для оценки функциональной грамотности школьников соответствует содержанию заданий, используемых в международных сравнительных исследованиях в области образования (PISA, PIRLS и т.д).
Тестовые задания на проверку сформированности функциональной грамотности школьников будут впервые использованы в 2013-2014 учебном году в рамках внешней оценки учебных достижений учащихся 9-х классов (апрель, 2014 года).
1. Цель разработки теста.
Определение уровня подготовленности по географии и оценка уровня сформированности функциональной грамотности учащихся 9 классов.
2. Содержание теста.
Тест состоит из заданий 3-х уровней трудности, которые представлены следующим образом: тестовых заданий первого уровня - 6, второго уровня -10, третьего уровня - 4.
В тест включен учебный материал по географии в соответствии с учебной программой для общеобразовательной школы
№ | Тема | № | Подтема |
1 | Физическая география Физическая география | 1 | Что изучает физическая география |
2 | Земля-планета Солнечной системы | ||
2 | Физическаягеография План и карта | 1 | План местности |
2 | Географическая карта | ||
3 | Физическая география Оболочки Земли | 1 | Литосфера |
2 | Атмосфера | ||
3 | Гидросфера | ||
4 | Биосфера | ||
4 | Физическая география Географическая оболочка | 1 | Взаимосвязь природных комплексов |
2 | Географическая пояса и зоны | ||
5 | Физическая география Человечество на Земле | 1 | Население Земли |
6 | География материков и океанов География материков и океанов | 1 | Что изучает география материков и океанов |
7 | География материков и океанов Главные особенности природы Земли | 1 | Литосфера и рельеф Земли |
2 | Атмосфера и климат Земли | ||
3 | Мировой океан - главная часть гидросферы | ||
8 | География материков и океанов Закономерности географической оболочки | 1 | Природный комплекс |
2 | Географическая зональность | ||
9 | География материков и океанов Материки и океаны Земли | 1 | Евразия |
2 | Океаны и моря у берегов Евразии | ||
3 | Северная Америка | ||
4 | Южная Америка | ||
5 | Африка | ||
6 | Австралия | ||
7 | Тихий Океан и Океания | ||
8 | Антарктида | ||
10 | География материков и океанов Земля- наш общий дом | 1 | Земля- наш общий дом |
11 | Физическая география Казахстана. Физическая география Казахстана | 1 | Географическое местоположение Казахстана |
2 | История исследования Казахстана | ||
12 | Физическая география Казахстана Общий обзор природы Казахстана | 1 | Рельеф |
2 | Геологическое строение | ||
3 | Полезные ископаемые | ||
13 | Физическая география Казахстана Климат Казахстана | 1 | Климат Казахстана |
14 | Физическая география Казахстана Внутренние воды Казахстана | 1 | Внутренние воды Казахстана |
15 | Физическая география Казахстана Почвы Казахстана | 1 | Почвы Казахстана |
16 | Физическая география Казахстана Природные комплексы Казахстана | 1 | Природные зоны Казахстана |
2 | Природные районы Казахстана | ||
17 | Физическая география Казахстана Охрана природы и природопользование | 1 | Охраны природы и природопользование |
18 | Экономическая и социальная география Казахстана Экономическая и социальная география Казахстана | 1 | Экономическая ситуация Казахстана Экономико- географическая положение Казахстана |
2 | Природные богатства и производственные связи | ||
3 | Население и трудовые ресурсы | ||
19 | Экономическая и социальная география Казахстана Народное хозяйство Казахстана | 1 | Топливно - энергетический комплекс |
2 | Металлургия | ||
3 | Машиностроение | ||
4 | Химическое производство | ||
5 | Сельское хозяйство | ||
6 | Отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье | ||
7 | Транспортный комплекс | ||
21 | Задания на анализ | 1 | Физическая география |
2 | География материков и океанов | ||
3 | Физическая география Казахстана | ||
4 | Экономическая и социальная география Казахстана | ||
22 | Задания на синтез | 1 | Физическая география |
2 | География материков и океанов | ||
3 | Физическая география Казахстана |
3. План теста:
Физическая география - 3 заданий
География материков и океанов - 3 заданий
Физическая география Казахстана - 4 заданий
Экономическая и социальная география Казахстана - 4 заданий
Задания на применение - 2 заданий
Задания на анализ - 2 заданий
Задания на синтез - 2 заданий
4. Характеристика содержания заданий.
Природа Земли, путешественники и исследователи, план и карта, знания про оболочки Земли и о географической оболочке, численность населения Земли и их размещение; Материки, части света и океаны, их исследование, природа. особенности; Физическая география Казахстана и его исследование, природа, природные ископаемые, особенности и экологические проблемы;
Экономическое и социальное положение Казахстана: хозяйство страны, население, трудовые ресурсы, экономическое районирование, геополитическое положение.
Применять знания природных и экономических процессов и явлений в различных жизненных ситуациях.
Выявлять и объяснять причинно-следственные связей природных процессов и явлений, территориальной и отраслевой организации произбодства. Сравнивать. объяснять и анализировать особенности природы, статистические данные и картографический материал; Обобщать и систематизировать информацию по географии в ее' различных видах и формах (задачи, графики и др.).
5. Среднее время выполнения заданий:
Оптимальное время на выполнение одного тестового задания - 1,5 минуты. Время выполнения теста в целом - 30 минут.
6. Число вариантов и заданий:
В одном тесте - 20 заданий. Эквивалентность всех вариантов теста обеспечивается:
- формированием теста строго в соответствии с его спецификацией;
- сохранением одного и того же уровня трудности во всех вариантах.
7. Форма заданий:
Тест состоит из заданий с выбором одного правильного ответа из 5 предложенных. Выбранный ответ необходимо отметить на листе ответов путем полного закрашивания соответствующего кружка на поле данного предмета.
8. Оценка выполнения отдельных заданий и всей работы:
За верное выполнение каждого задания учащийся получает 1 балл, за неправильно выполненное задание - 0 баллов. За верное выполнение всего теста учащийся получает 20 баллов.
Скачать тесты ВОУД