Перечень квалификаций и должностей
Выпускнику бакалавриата по специальности 5В010800- Физическая культура и спорт» присуждается академическая степень - бакалавра физической
культуры и спорта.
В соответствии с квалификационными требованиями «Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих» утвержденного приказом министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан №273-П от 22 ноября 2002 года, бакалавры могут занимать первичные должности техника первой категории, младших научных сотрудников, инженеров лаборантов, инженеров научносследовательских учреждений, конструкторских и проектных организаций без предъявления требований к стажу работы, и прочие должности.
5В010800 01 - преподаватель физической культуры, тренер по избранному виду спорта;
5В010800.02 - учитель физической культуры;
5В010800.03 - преподаватель физической культуры, специалист по лечебной физической культуре и массажу;
5В010800.04 - преподаватель физической культуры, менеджер по физической культуре и спорту;
5В010800.05 - преподаватель физической культуры, менеджер-инструктор спортивных и активных видов туризма;
5В010800.06 - преподаватель физической культуры и специалист по спортивному арбитражу.
5В010800.07 - преподаватель физического культуры и специалист по адаптивной физической культуре;
5В010800.08 - преподаватель физической культуры, физиологии и гигиены в школе;
5В010800.09 - преподаватель физической культуры и валеологии;
5В010800.10 - преподаватель физической культуры и специалист по нетрадиционной физической культуре;
5В010800.11 - преподаватель физического воспитания и специалист по научно-методическому обеспечению физической культуры и спорта;
5В010800.12- преподаватель физической культуры и реабилитолог в спорте;
5В010800.13 - преподаватель физической культуры и олимпийского воспитания;
5В010800.14 - преподаватель физической культуры и специалист по охране частной собственности;
5В010800.15 - преподаватель физической культуры и спортивный психолог;
5В010800.16 - преподаватель физической культуры и менеджер по спортивной режиссуре;
5В010800.17 - преподаватель физической культуры, спортивный журналист;
5В010800.18- преподаватель физической культуры и менеджер-методист по фитнессу;
5В010800.19- преподаватель физической культуры и менеджер- методист по аэробике;
5В010800.20- преподаватель физической культуры, тренер по спортивным танцам;
5В010800.21- преподаватель физической культуры и специалист по национальным видам спорта;
5В010800.22- преподаватель физической культуры, специалист по оздоровительной культуре.
Квалификационная характеристика бакалавра специальности 5В010800 – Физическая культура и спорт
Сфера профессиональной деятельности бакалавра по ФКиС:
- физическая культура, физическое воспитание;
- медицинская сфера (оздоровление населения средствами ФК и С, ЛФК);
- спорт (массовые виды спорта, спортивная подготовка, повышение спортивного мастерства).
Объекты профессиональной деятельности
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
- государственные, общественные, частные образовательные организации, (дошкольные, школьные, средние профессиональные учебные заведения, колледжи, гимназии, училища), детские спортивные школы и клубы;
- фирмы, государственные организации, органы управления физической культурой и спортивной деятельностью;
- научно-исследовательские организации физкультурного, спортивного профиля, медико-биологические, разрабатывающие проблемы физического и психического здоровья.
Предметы профессиональной деятельности:
- учебно-воспитательный процесс по ФК и С, физическое здоровье учащихся и лиц разного возраста, занимающихся физической культурой;
- тренировочный процесс, формирующий интеллектуальную, функциональную, спортивную (физическую, техническую, тактическую, психологическую) подготовленности спортсменов;
- организация педагогической, учебно- воспитательной, научно-методической, научно-исследовательской, организационно-управленческой деятель-
ностей в системе школьного образования по физической культуре и спорту, рекреации и реабилитации;
- инновационные технологии, научно- методический контроль за эффективностью, адекватностью воздействия на организм, применяемых средств, методов физического воспитания, спортивной тренировки, реабилитации у лиц различного возраста, занимающихся физической культурой и спортом;
- формирование двигательного фонда, умений, навыков и знаний о физической культуре у всех контингентов населения, с целью поддержания оптимальной физической работоспособности средствами и методами физической культуры, факторами внешней среды;
- развитие и совершенствование физических качеств, технико-тактического мастерства;
- воспитание моральных, волевых качеств, психологической устойчивости;
- организация спортивных мероприятий и массовых, праздничных спортивных выступлений.
Виды профессиональной деятельности
Бакалавры по специальности –Физическая культура и спорт могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
- образовательная (педагогическая) деятельность бакалавра характеризуется:
- проведением научно-обоснованного процесса физического воспитания в дошкольных, средних учебных заведениях и различных организациях, использующих физическую культуру и массовые виды спорта, для укрепления здоровья, совершенствовании форм тела посредством физических упражнений, применения гигиенических мероприятий и использованию естественных сил природы, повышения физической работоспособности, рекреации и активного проведения досуга;
- организационно-управленческая деятельность определяется:- организацией и проведением педагогической деятельности по физической культуре и спорту в учебно-воспитательных структурах сфер образования, проведение и судейство соревнований, спортивных праздников;
- организацией физкультурно-оздоровительной работы в школьных и дошкольных учебных заведениях, колледжах, средних, профессиональных организациях образования, в коллективах физической культуры, детско-юношеских спортивных школах и спортивных клубах во внеурочное время;
- выполнением административной работы в государственно-управленческих структурах по физической культуре в качестве методиста, специалиста, администратора, зав. кабинета и помощника по делам физической культуры и др;
- научно-исследовательская деятельность связана с проведением научных исследований в области физической культуры в общеобразовательных и научных лабораториях, организациях, в детских спортивных школах, клубах по рекреации и реабилитации спортсменов и лиц, занимающихся физической культурой;
- расчетно- проектная деятельность связана с разработкой тренажерного оборудования, оказания консультативной помощи при проектировании, спортивных сооружений, площадок, спортивных снарядов и инвентаря;
- организационно-технологическая деятельность связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых технологий обучения по физической культуре, а также технических средств, тренажеров с целью подбора оптимальных режимов обучения и воздействия на организм учащихся, лиц различного возраста, пола, уровня здоровья и физической подготовки;
- тренерская (спортивная) деятельность характеризуется научно - обоснованным планированием, контролем, коррекцией - функциональной, физической, технико-тактической, психологической, интеллектуальной подготовленности, спортивных достижений, воспитанием морально-волевых качеств, патриотизма у лиц различного возраста, пола, спортивной квалификации с целью достижения высоких спортивных результатов без ущерба для здоровья занимающихся;
- организационная функция связана с проведением и судейством соревнований, проведением по физической культуре и спорту спортивных праздников в учебных заведениях и других учреждениях, клубах.
Функции профессиональной деятельности
Основные функции, бакалавра по специальности «Физическая культура и спорт», связаны с проведением:
- в качестве преподавателя по физической культуре и физическому воспитанию: воспитательной, образовательной, спортивно- оздоровительной работы;
- в качестве тренера по виду спорта – с организацией и проведением работы в группах по видам спорта в дошкольных и школьных учебных заведениях, спортивных школах; обеспечением тренировочного процесса научнообоснованными средствами и методами тренировки и реабилитации; эффективным управлением функциональной, спортивной подготовленностью и результатами выступлений спортсменов разного уровня и квалификации;
- организационная функция характеризуется проведением и судейством соревнований, проведение по физической культуре и спорту спортивных праздников в учебных заведениях и другихорганизациях, клубах.
Типовые задачи профессиональной деятельности:
- проведение просветительной работы, повышение знаний в области физической культуры личности и здорового образа жизни;
- всесторонняя гуманизация, оптимизация и гармонизация физического развития, духовного богатства, моральной чистоты, внедрение идеалов олимпийского образования, воспитание любви и преданности Родине граждан Республики Казахстан;
- достижение высокого спортивного результата; повышение резервных возможностей и устойчивости организма, с целью более эффективной адаптации к воздействию на организм различных факторов внешней среды (повышенной, пониженной температуры, среднегорья, высокогорья, водной среды и других факторов), физических нагрузок, и оптимизации индивидуального режима жизни соответственно требованиям гигиены; развитие и совершенствование физических, волевых качеств, повышения уровня физической работоспособности, индивидуального фонда двигательных способностей, умений, навыков с целью достижения физического совершенства; планирование, организация целенаправленного, научно-обоснованного управления процессом подготовки спортсменов и спортивными результатами без срывов механизмов адаптации организма; - многолетнее сохранение и укрепление здоровья, пропаганда здорового образа жизни, приобщение населения к занятиям физической культурой и спортом, развитие двигательных навыков, необходимых в труде и повседневной жизни. Направления профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта: педагогическая (образовательная ); тренерская (спортивная); -организационно-управленческая;
производственно-технологическая; -сервисно-эксплутационная; расчетно проектная; экспериментально-исследовательская;
Содержание профессиональной деятельности:
-педагогическая, спортивно- оздоровительная, воспитательная, тренерская, организационная, научно-методическая; спортивно-судейская.
- в качестве преподавателя - тренера по ФК и С:
- педагогическая образовательная деятельность направлена на формирование мировоззренческой системы научно-практических знаний по физической культуре личности (мотивационно-ценностного и здоровьесберегающего отношения );
-педагогическая - воспитательная направленность деятельности – воспитание личности по проявлению самостоятельности, преодолению трудностей, воспитанию воли, формированию ценностных ориентаций соблюдения спортивной этики и др.
- педагогическая спортивно – оздоровительная деятельность связна :
- с планированием и организацией учебного и учебно-тренировочного процесса по физическому воспитанию и видам спорта, контролем за его эффективностью по уровню подготовленности, организации психологической подготовки спортсменов и команд, проведению психодиагностики свойств личности, ситуационное управление подготовкой; с разработкой спортивно-нормативныхдокументов, с использованием общепринятых, научно-методической разработкой и внедрением инновационных методик и технологий в учебно-тренировочный процесс по физическому воспитанию, спортивной тренировке, с целью совершенствования физического здоровья, физической подготовленности, спортивных достижений всех слоев населения и спортсменов высокой квалификации;
- психолого-педагогическая деятельность направлена и др;
- спортивно – судейская деятельность –организация и проведение соревнований по видам спорта;
Требования к ключевым компетенциям бакалавра по специальности «Физическая культура и спорт»
Бакалавр по физической культуре и спорту должен иметь представление: - о всеобщих законах природы, общества, познания, исторической обусловленности, нравственных требований и норм, осмысления и восприятия искусства и художественного творчества, как общественного исторического явления и возможности его использования для процессов гуманизации спорта;
-о научных, философских, религиозных основах мироздания, назначении и смысле жизни человека, заботе о своем здоровье и общества в целом, о роли физической культуры и спорта в жизни и культуре общества, как средства физического воспитания, укрепления здоровья, и как фактор духовных, нравственных устоев личности человека;
- о воспитательном и образовательном значении физической культуры и спорта в области нравственности, привития любви к Родине и уважения ко всем народам, роли спорта во взаимоотношениях с другими государствами;
- о целях, задачах, принципах, средствах, методах и формах воспитательной работы, на уроке по физическому воспитанию, в учебно-тренировочном и соревновательном процессе;
знать:
- компьютерные методы сбора, хранения, обработки информации и использовать эти умения в своей профессиональной деятельности;
- лексический минимум одного из иностранных языков и уметь вести диалог, беседу общего и профессионального характера, осуществлять переводы иностранной литературы в области физической культуры и спорта;
- общие и специфические функции физической культуры, разновидности и структуру физической культуры в обществе, целенаправленность основных сторон процесса физического воспитания;
- роль физической культуры в системе воспитания детей дошкольного, школьного возраста, молодежи, людей среднего, пожилого и старческого возраста;
- историю развития спорта, его сущность, функции, формы, условия функционирования в обществе, тенденции развития, основы системы спортивной подготовки и соревнований, структуру спортивной тренировки, основные стадии и этапы многолетней подготовки спортсменов;
- логику развертывания теоретического исследования, общенаучные и интегративные подходы к научным исследованиям по физической культуре и спорту;
- медико-биологические и психолого-педагогические особенности занятий физической культурой, массовыми и базовыми видами спорта, культивируемыми в школах;
- системы, функции, теоретические, экономические, правовые и организационные основы управления физической культурой и спортом, школы научного управления физической культурой и спортом, и ее современные модели;
- принципы построения, теоретические основы, нормы расчета плани рования и размещения спортивных комплексов для различных видов спорта и физкультурных сооружений;
- правовые основы, особенности развития современного профессионального спорта;
- этнопедагогику и этнопсихологию, народно-национальные игры, спорт физические упражнения казахского и других народов;
уметь:
- методически обоснованно планировать, контролировать и управлять: процессом физического воспитания, уровнем спортивной подготовки (физической, технической, тактической, психической и функциональной), здоровьем лиц различного возраста и пола, спортивной квалификации в разных условиях внешней среды;
- добиваться высоких спортивных результатов, оптимальной физической работоспособности и совершенствования резервных возможностей организма без вреда для здоровья и срывов механизмов адаптации организма;
- осуществлять организационно - массовую работу в различных звеньях физкультурного движения; планировать развитие физической культурой и спортом; руководить развитием науки и программно-методическим обеспечением по физической культуре и спорту;
- пропагандировать здоровый образ жизни и занятий физической культурой и спортом;
- научно организовывать менеджмент и маркетинг на разных уровнях управления физической культурой и спортом;
- проводить педагогические исследования, количественно и качественнооценивать показатели комплексного контроля, осуществлять анализ результатов измерений с использованием математико-статистических, педагогических, психологических и медико-биологических методов исследования;
иметь навыки:
- по планированию, контролю и управлению процессом физического воспитания, спортивной подготовкой (физической, технической, тактической, психической и функциональной), здоровьем у лиц различного возраста и пола, спортивной квалификации в разных условиях внешней среды;
- по анализу, обучению, показу (демонстрации) техники движений физических упражнений, спортивных тактических действий;
- по применению медико-биологических, психолого-педагогических, статистических методов исследования;
- по использованию средств, методов обучения и тренировки с учетом различного возраста, пола, спортивной квалификации;
- по анализу адекватности физических нагрузок физиологическим возможностям организма в зависимости от возраста, пола, уровня спортивной квалификации;
- по спортивному отбору, методикам прогнозирования, моделирования, мониторингу;
быть компетентным:
- в важнейших задачах стоящих перед физической культурой в области воспитания, образования, оздоровления, организации физического воспитания с лицами различного возраста, пола;
- в инновационных технологиях по физической культуре и спорту по обучению, воспитанию, оздоровлению, спортивной тренировке;
- в особенностях воздействия средств и методов, физического воспитанина функциональные и физические возможности, адаптационные свойства организма;
- в вопросах управления воспитательным, оздоровительным процессами учащихся и лиц различного возраста по физической культуре личности;
- в вопросах оптимизации физической и спортивной подготовки, рационального использования природных условий внешней среды, средств педагогического и медико-биологического контроля;
- в особенностях организации, планирования, контроля, управления тренировочным процессом, уровнем спортивной подготовки (физической, функциональной технической, тактической, психической ), здоровьем лиц различного возраста и пола, спортивной квалификации в разных условиях внешней среды;
- в средствах и методах совершенствования резервных возможностей организма, оптимизации физической работоспособности, направленных на достижение высоких спортивных результатов, без срывов механизмов адаптации организма;
- в осуществлении организационно - массовой работы в различных звеньях физкультурного движения, в программно-методическом обеспечении по физической культуре и спорту, в планировании и развитии физической культуры и спорта;
- в пропаганде здорового образа жизни и занятий физической культурой и спортом;
- в организации менеджмента и маркетинга на разных уровнях управления физической культурой и спортом.
Содержание образовательных программ для бакалавров по специальности 5В010800 Физическая культура и спорт
Общеобразовательные дисциплины
Обязательный компонент
История Казахстана
Казахский (Русский) язык
Иностранный язык
Информатика
Экология
Философия
Компонент по выбору
Базовые дисциплины
Обязательный компонент
Гимнастика с методикой преподавания
Легкая атлетика с методикой преподавания
Туризм c методикой преподавания
Национальный спорт и подвижные игры с методикой преподавания
Лыжный спорт с методикой преподавания
Волейбол с методикой преподавания
Баскетбол, гандбол с методикой преподавания
Футбол с методикой преподавания
Плавание с методикой преподавания
Анатомия с основами спортивной морфологии
Биохимия ФК
Физиология человека (общая и возрастная)
Педагогика ФК
Психология ФК
Теория и методика физической культуры и спорта
Спортивная медицина
Физиологические основы физического воспитания и видов спорта
Менеджмент ФК
Компонент по выбору
Профилирующие дисциплины
Обязательный компонент
1)Специализация (по направлениям подготовки или избранным видам спорта, в каждом академическом периоде имеет не повторяющееся название курса)
Физическая культура и спорт
Основы избранного вида спорта
Методика преподавания избранного вида спорта
Основы технической и тактической подготовки в избранном виде спорта
Основы физической, функциональной и психологической подготовки в избранном виде спорта
Возрастные особенности подготовки в избранном виде спорта
Основы спортивно педагогического мастерства в избранном виде спорта
Управление процессом спортивной подготовки в избранном виде
Совершенствование профессиональной тренерской деятельности в избранном виде спорта
Специализация для специальности Физическая культура
Теоретические и методические основы гимнастики в школе
Теоретические и методические основы легкой атлетики в школе
Теоретические и методические основы проведения баскетбола и гандбола в школе
Теоретические и методические основы проведения волейбола в школе
Теоретические и методические основы проведения футбола в школе
Теоретические и методические основы проведения лыжного спорта и плавания в школе
Теоретические и методические основы проведения национальных видов спорта D IRJKT .
Совершенствование профессиональной тренерской деятельности в избранном виде спорта .
Профессиональное совершенствование в избранной специализации
Дополнительные виды обучения
Физическая культура (виды спорта)
Практики
Педагогическая
Производственная (по специализации)
Промежуточный государственный контроль
Итоговаяь государственная аттестация
Государственные экзамены :
1)Специальность 5В010800.01 Физическая культура и спорт (Теория и методика физической культуры и спорта)
2)Физиология физического воспитания и видов спорта
Защита дипломной работы
Перечень ВУЗов ведущих набор студентов по специальности 5В010800 – Физическая культура и спорт
Национальные вузы
Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева
Казахский национальный университет им. аль-Фараби
Казахский национальный педагогический университет имени Абая
Государственные вузы
Жезказганский университет имени О.А.Байконурова
Таразский государственный педагогический институт
Костанайский государственный педагогический институт
Западно-Казахстанский государственный университет им. Утемисова
Павлодарский государственный университет имени С. Торайгырова
Павлодарский государственный педагогический институт
Аркалыкский государственный педагогический институт имени И. Алтынсарина
Жетысуский государственный университет имени И. Жансугурова
Северо-Казахстанский государственный университет имени М.Козыбаева
Атырауский государственный университет имени Х. Досмухамедова
Кызылординский государственный университет имени Коркыт Ата
Актюбинский государственный педагогический институт
Южно-Казахстанский государственный университет имени М. Ауэзова
Семипалатинский государственный педагогический институт
Карагандинский государственный университет имени Е. А. Букетова
Каспийский государственный университет технологии и инжиниринга им. Ш. Есенова
Восточно-Казахстанский государственный университет имени С. Аманжолова
Таразский государственный университет имени М. Х. Дулати
Международный Казахско-Турецкий университет имени Х.А.Ясави
Кокшетауский государственный университет имени Ш. Уалиханова
Казахский государственный женский педагогический университет
Частные вузы
Академический инновационный университет
Западно-Казахстанский инженерно-технический университет
Университет "Болашак"
Инновационный Евразийский университет
Кокшетауский университет
Костанайский социально-технический университет имени Зулхарнай Алдамжара
Южно-Казахстанский гуманитарный институт имени Мардана Сапарбаева
Университет "Сырдария"
Шымкентский университет
Южно-Казахстанский педагогический университет
Таразский инновационно-гуманитарный университет
Международный гуманитарно-технический университет
Жамбылский гуманитарно-технический университет
Казахстанско-Американский свободный университет
Казахстанский университет дружбы народов
Казахский гуманитарно-юридический инновационный университет
Шымкентский социально-педагогический университет
erkebulan 19.06.2017 17:58 а у вас есть заочное факультеты
сколько на год |
максим 20.02.2017 08:49 Давно хочу поступить на физическую культуру но не знаю как заканьчиваю среднее образоввания
|
максим 20.02.2017 08:47 Здравствуйте я хотел бы по интересоваться какие нужно документы чтобы поступить и сколько нужно балло
в собрать для прохождения и какие нормативы нужно здать |
Ирина 22.12.2016 11:40 Здравствуйте. Собираюсь поступать к вам в университет! На специальность 5В010800. Подскажите пожалуйста какие разделы из легкой атлетике и гимнастике сдавать при сдачи проф.экзамена????
|
Рустам 25.08.2016 09:32 Здравствуйте у меня такой вопрос хочу поступить к вам в Костанай на учителя физ ккультуры скажите пажалуйсто когда надо сдавать нормативы? Хочу поступить заочно скажите пажалуйсто годы обучение и сколько это стоит? Да я кстати уже закончил колледж но по другой профессии если это имеет значение. И какие именно нормативы?
|
Александр 24.08.2016 13:07 Здравствуйте! Скажите пожалуйста, в каком вузе вакансии преподавателя физической культуры и спорта на следующий учебный год?
|
Григорий 06.02.2016 10:36 Хочу поступить на учителя физической культуры что нужно , сколько стоит, слышал нужно нармотивы сдавать , если да , то какие , ент нужно?
|
Вика 07.08.2015 10:40 Подскажите пожалуйста, а можно поступить на физ воспитание без каких либо разрядов и кандидатов в мастера спорта, поверхностно увлекаюсь всеми видами, нету официальных результатов...
|
инна 05.08.2013 17:48 ерлан сумма оплаты на специальность физическая культура очная отделения 450000
|
Денис 26.06.2013 20:04 В прошлом году Павлодарский государственный университет им.С.Торайгырова не участвовал в розыгрыше грантов по специальности Физическая культура и спорт.Будут ли в этом году абитуриенты сдавшие туда на конкурс документы участвовать в розыгрыше грантов по этой специальности?И есть ли преимущества у Педагогических институтов перед университетами при участии в конкурсе на розыгрыши грантов на пед.специальности,если да то какие?
|
рашид.г 16.06.2013 20:52 будет ли в этом 2013 году факультатив по физической культуре и спорту.Для заочников какая сумма оплаты
|
Шабдан Алмас 16.04.2013 20:32 Какой 5 предмет нужно выбрать для поступление в данное отделение 5В010800 01 - преподаватель физической культуры, тренер по избранному виду спорта;
|
Артем 17.04.2013 12:33 Любой предмет!
|
Ерлан 23.01.2013 11:59 какая сумма оплаты на специальность физическая культура???
|
Айдана)) 07.09.2012 22:56 а сколько нужно набрать баллов,чтобы поступить на 5В010800 01 - преподаватель физической культуры, тренер по избранному виду спорта; ?!
|
Бека 21.07.2012 13:18 Как можно узнать годовую стоимость заочного отделения Культура и туризм
|
Sparta1 21.07.2012 14:45 возможно на оф.сайте вуза куда планируете поступать
|
мама 28.06.2012 13:03 странно а где Академия туризма и спорта?
|
Надя 05.01.2012 14:43 В КСТУ есть заочная форма обучения по специальности "Физическая культура и спорт"???
|
Lira 04.08.2011 21:37 возможно ли мне жительнице узбекистана учится в шымкентском университете?
|
елена 26.03.2011 13:41 В каком же из перечисленных вузов есть специальность 050108.03 ?
|