Menu
Введение в современную экологию
Термин экология (от греч. "ойкос" - дом, жилище, "логос" - учение, наука) предложил в 1866 году крупный немецкий биолог Эрнст Геккель (1834-1919). Как самостоятельная научная дисциплина экология выделилась в цикле биологических дисциплин в начале XX в. и всю первую половину столетия она развивалась как биологическая наука. В этот период экология понимается как наука об отношениях организмов или их групп как между собой, так и со средой их обитания.

Под экологией Э. Геккель понимал область исследований, связанных с изучением всей совокупности взаимоотношений животного мира с окружающей его средой, как органической, так и неорганической. Следовательно, в таком первоначальном понимании экология в первую очередь касалась царства животных, а растения и другие представители живой природы относились к среде обитания, или к окружающей их (животных) среде.

По мере накопления экологических знаний предмет экологии расширялся и, став самостоятельной биологической наукой, экология изучает организацию жизни: на трех уровнях. На первом уровне исследуется взаимодействие отдельного организма с окружающей его средой (образ жизни, поведение, взаимодействие с отдельными элементами среды обитания и т.п.). Однако в реальных условиях ни один организм не существует в природе обособленно, т.е. вне связи с другими подобными себе особям тoгo же вида. Известно, что организмы существуют в виде особых группировок (популяций и популяционных групп), обладающих качественно особыми реакциями на окружающую среду (например, изменениями численности группировки при смене условий питания и др.) в отличие от отдельных особей того же вида. Изучение этого вида экологических взаимоотношений относится ко второму уровню исследований в экологии. А третий уровень связан с рассмотрением еще более общих взаимоотношений, а именно: взаимоотношений организмов со всеми остальными компонентами окружающей среды, без изучения которых невозможно понять биологические особенности того или иного вида, прогнозировать его поведение в изменяющейся окружающей среде.

В процессе развития биологической экологии (биоэкологии) возникла необходимость классификации экологических знаний. В настоящее время выделяют несколько разделов. В частности, общая экология, биоэкология, социальная экология, прикладная экология и др. Каждый раздел имеет свои подразделения и связи с другими отраслями экологии и смежными науками. Общая экологии изучает живые (биотические) организмы, популяции, сообщества, взаимоотношения видов, абиотические компоненты окружающей среды. Биоэкология-экологию систематических групп животных и растений.

Прикладная экология -это комплексная междисциплинарная наука, включающая промышленную (инженерную), сельскохозяйственную, медицинскую, социальную и другие экологические дисциплины, взаимосвязанное использование которых направлено на обеспечение экологической безопасности человека и сохранение окружающей его природной среды. В рамках прикладной экологии изучаются междисциплинарные проблемы взаимодействия общества и природы, интенсивно развиваются экологические исследования, связанные с анализом факторов антропогенных воздействий на природную среду и изучением влияния загрязнения окружающей среды, а также комплексные исследования, направленные на выход человечества из сложившегося экологического кризиса.

Социальная экология рассматривает взаимоотношения общества и природы и разрабатывает социальные аспекты рационального природопользования. В связи с этим важное значение приобретает упомянутая выше компонент-подсистема окружающей среды -социальная среда. Развитие социальной экологии позволит реализовать комплексный подход к разработке новой стратегии природопользования - рационального природопользования, основанного на эколого-экономических механизмах управления, так как экономические механизмы управления природопользованием как в условиях социалистической системы хозяйствования, так и в рыночных условиях, оказались неспособными устранить принципиальные недостатки современного нерационального природопользования, которое рассматривается как основной фактор возникновения глобального экологического кризиса.

Будучи по происхождению биологической наукой, экология в настоящее время превратилась в комплексную междисциплинарную науку, включающую, наряду с биологическими, также и социально-экономические, географические, духовно-нравственные, культурно-эстетические знания и призванную сыграть важную роль в формировании нового, экологически ориентированного мировоззрения современного человека. В связи с этим современные экологические знания неразрывно связаны с другими областями научного знания.

В основе жизни лежит обмен веществ между организмами и средой, происходящий как в виде химических процессов в отдельных организмах, так и в виде более сложных процессов, протекающих на уровне экологических систем и биосферы в целом, рассматриваемых обычно как процессы круговоротов вещества и именуемых биогеохимическими циклами. Фундаментальные законы физики - законы термодинамики, законы сохранения вещества и энергии и др. - используются при формулировании основных закономерностей биологических и физических процессов переноса и преобразования органического вещества в пищевых цепях, процессов взаимодействия организмов с косными (неживыми) компонентами окружающей среды.

Как результат активного использования человеком природных ресурсов возник специфический вид круговоротов вещества-антропогенный круговорот, называемый ресурсным циклом, который является составной частью естественных биогеохимических циклов. Поэтому в химической науке к настоящему времени сформировалось новое экологическое научное направление -химия окружающей среды (химия воды, химия атмосферы, химия почв), основанная на законах общей химии, органической и неорганической, физической и коллоидной химии и других разделов химической науки.

Общеизвестно, что в результате интенсивной деятельности человека на Земле значительно ухудшилось качество окружающей среды, что означает несоответствие условий среды обитания физиологическим требованиям организма. Организм реагирует на это различными заболеваниями, выявление и лечение которых задача медицины.

Изучение любых взаимодействий между организмами и средой может быть основано только на анализе количественных показателей состояния организмов и среды. Поэтому такие исследования возможны лишь с применением математических методов, в частности, корреляционного, факторного, кластерного и других видов анализа. Получение количественных оценок имеет конечной целью выявление тенденций в изменениях изучаемых процессов (биологических, биохимических и др.), которые в дальнейшем могут быть.основой для прогнозирования состояний, изменений различных процессов и их возможных последствий. Результаты таких исследований с помощью математических методов могут быть представлены в формализованном виде (например, аппроксимации эмпирических графических зависимостей, уравнения регрессии и др.), что может составить основу для прогнозирования изучаемых процессов.

В настоящее время широкое распространение в экологических исследованиях получили методы математического моделирования -аналитические, имитационные, эмпирико-статистические и др. Эти методы, и особенно имитационное моделирование, находят широкое применение в экологическом прогнозировании с использованием компьютерной техники и информационных технологий.

Чтобы в условиях современного индустриального общества обеспечить человеку приемлемое качество окружающей среды, соблюсти нормативы загрязнения в местах проживания и трудовой деятельности, необходимо создание систем мониторинга и контроля качества среды, необходимы комплексы очистных и природоохранных сооружений и экозащитной техники и др. Но такие системы и комплексы и другие мероприятия по защите окружающей среды и реабилитации нарушенной природной среды требуют значительных материальных, людских и финансовых затрат, практически сравнимых с затратами на основное производство. Выбор оптимальных и экологически приемлемых вариантов и стратегий природоохранной деятельности на государственном, региональном или местном уровнях возможен только на основе применения экономических методов.

Как показывает международный опыт, качество окружающей среды в любом государстве соответствует его экономическому состоянию. В последнее время стало очевидно, что качество окружающей среды невозможно поддерживать на приемлемом для безопасности жизнедеятельности человека уровне, если кардинально не будет изменена стратегия природопользования. Сделать использование природных ресурсов экономным и не загрязняющим среду призвана новая отрасль экономической науки - экономика природопользования.

Философы всех времен, начиная с античности, пытались осмыслить взаимоотношения природы и человека. Организм человека не дает ему возможности на биологическом уровне конкурировать с другими видами. Зато разум позволяет организовать систему самозащиты, оградить себя и близких от опасностей внешней среды. Исторический опыт взаимоотношений человека и природы отражается в культуре (от лат. - возделывание, воспитание, образование, развитие), под которой понимается специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в отношении людей к природе, между собой и к самим себе. В понятии культуры фиксируются как общее отличие человеческой деятельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие форм человеческой деятельности на различных этапах общественного развития, в рамках определенных общественно-экономических формаций, этнических и национальных общностей, а также особенности поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (например, культура природопользования или экологическая культура).

Глобальный экологический кризис стимулировал в последние годы работу философской мысли в направлении поиска путей гармонизации отношений общества и природы. Актуальным философским учением в наши дни становится экологическая этика, связанная с экологически корректным обращением человека с природой, нравственным осознанием того, что все живые организмы имеют равное с человеком право жить на планете, что безнравственно лишать жизни другое существо, по крайней мере, если это не вызвано жизненной необходимостью. Эти принципы еще много веков назад были заложены в религии некоторых народов (например, индейские племена или некоторые северные народности), что позволило многим из них сохранить в почти нетронутом состоянии окружающую их природную среду. В основе формирующейся в современном мире этики природопользования должен лежать принцип уважения к природе.

Изложенное показывает, что современная экология, превратившаяся в комплексную научную дисциплину, имеющую закономерные связи с многими научными отраслями. Необходимость решения глобальных проблем человечества, все из которых пронизываются экологической составляющей, требует разработки комплексных процедур и механизмов сохранения и развития человеческой цивилизации путем оптимизации взаимодействия общества и природы. Решение этих проблем невозможно без применения междисциплинарных подходов к использованию знаний из различных научных областей.

Бурно развиваются человеческие потребности, а также и способности. Возникают ремёсла, растут города, усложняется политическая жизнь, накапливаются знания. Однако зачастую общество вовремя не замечает и не предотвращает разрушительное воздействие, которое оно оказывает на природу. В средние века человек отразил в культуре сознательное стремление жить правильно, не нарушая не только юридические, но и нравственные нормы, которые в целом обеспечивали устойчивое развитие общества. Развитие присущего только людям способа включения культуры во взаимоотношения с природой приносит человеку как огромные возможности, так и небывалые трудности, связанные с обособлением культуры от природы. Уже в эпоху Возрождения меняется иерархия социальных целей и ценностей. Культура переключается с проблемы соответствия человека миру (природной и социальной среде) на проблему соответствия мира человеку. Человек сам становится мерой совершенства, гуманизм и человечность- основной целью, а окружающая его природно-социальная среда - средством достижения цели. В Новое время (с XVI века) отношения общества и природы выходят на новый виток своего развития, еще более динамичный и драматичный. Человек рассматривает природу лишь как средство удовлетворения собственных растущих день ото дня потребностей. Общество культивирует по отношению к природе потребительскую, явно агрессивную линию поведения. С средины XX века в мире разворачивается научно-техническая революция, с использованием достижений науки создаётся новое поколение техники, обеспечивающей интенсификацию, усиление не только физической, но и умственной деятельности людей (компьютеризация, информатизация). В результате возможности общества воздействовать на природу и изменять природные комплексы необычайно возросли. Рост экономической и технической мощи человечества приводит к тому, что конфликт между обществом и природой достигает небывалой прежде остроты, что обусловило возникновение экологического кризиса, грозящего экологической катастрофой, т.е. ситуацией, когда природная среда на нашей планете будет непригодной для обитания на ней живых существ. Однако общество продолжает наращивать темпы потребления, навязывая всем своим членам ориентацию на максимальную "потребительскую корзину", в которой и съестные деликатесы, и самая новая бытовая техника, автомашина (и обязательно самой последней марки), изощрённый, огромный набор одежды, престижное жильё, спутниковое телевидение. Экологический кризис- напряженное состояние взаимоотношений между обществом и природой, характеризующееся несоответствием (чрезмерностью) антропогенной нагрузки на природную среду экологическим возможностям биосферы. Экологический кризис характеризуется не только усилением воздействия человека на природу, но и резким увеличением влияния измененной людьми природы на здоровье населения и на общественное развитие. В течение исторического времени выделяют несколько экологических кризисов. Первым считается кризис собирательства и примитивного промысла. Следующим был кризис консументов, проявившийся в оскудении охотничьих ресурсов, когда стали исчезать крупные позвоночные в результате хищнической деятельности человека. Третий кризис связан с появлением земледелия и скотоводства, проявился в засолении почв и деградации поливных земель. Четвертый кризис, называемый кризисом продуцентов, связывают с массовым уничтожением лесов как для освобождения земель под сельскохозяйственные поля и пастбища, так и с целью использования дерева в качестве строительного материала и топлива. Этот процесс начал интенсивно развиваться 3-4 тыс. лет назад в Китае, на Ближнем Востоке и в Индии, позднее охватил Европу, а после Великих географических открытий принял планетарный характер. Однако вплоть до XX века его последствия проявлялись на локальном и региональном уровнях и еще не носили глобального характера, так как биосфера справлялась с антропогенными нагрузками и вызванные ими изменения не оказывали существенного влияния на состояние биосферы. Но в XX веке, и особенно во второй его половине, резко усилилось воздействие человека на природу, что привело к возникновению глобальных экологических проблем и угрозы перерастания экологического кризиса в глобальную экологическую катастрофу.

Из вышеизложенного ясно, что преодоление экологического кризиса связывается прежде всего с духовным оздоровлением общества, с переходом к новым принципам взаимоотношений общества и природы, к новой системе человеческих ценностей и разумному ограничению разнообразных потребностей человека до необходимого уровня. Ясно также, что использование человеком природы и преобразование природной среды в интересах общества неизбежны и закономерны, так как они осуществляются в силу действия как законов природы, так и социальных законов развития общества. Поэтому научно-технический прогресс человечества не является чем-то чуждым природе, противоречащим ей, а наоборот, он - один из последовательных и закономерных процессов эволюции. Поэтому закономерными являются и возникающие экологические, ресурсные и другие глобальные проблемы человечества.

Так как общество не в силах остановить научно-технический прогресс, человеку ничего не остается, как научиться жить в согласии с законами природы и не переступать допустимые пределы воздействий на природную среду. Эта важнейшая для будущего нашей цивилизации задача может быть решена только на основе перехода общества на концепцию устойчивого развития с использованием новых экологических технологий, с учетом корректировки стратегии природопользования, воспитания у людей разумного ограничения человеческих потребностей. Следовательно, разработкой стратегии рационального природопользования, решением инженерно-технических и медико-биологических проблем охраны природы, разработкой и реализацией программ экологического воспитания и образования, разработкой юридических и социально-экономических механизмов управления природопользованием и т. д. должны заниматься экологически ответственные профессионалы на своих рабочих местах.

Поэтому общество заинтересовано в формировании у всех своих членов экологического мировоззрения, основанного на осознании необходимости сохранения оптимальной для жизни среды обитания человечества, т.е. биосферы. Экологическое мировоззрение выражается в оптимизации взаимоотношений в системе "общество - природа" путем снижения или полного устранения влияния вредных воздействий на человека и среду его обитания, замене многоотходных, ресурсоразрушающих технологий на малоотходные, прирородосохраняющие, создании социальных, правовых и экономических механизмов существования отдельных стран и всего человечества в оптимальных для жизни условиях.

Цели и задачи изучения дисциплины. Быстрое усиление антропогенной нагрузки на природную среду привело к глобальному экологическому кризису, выход из которого возможен только в случае, если человек научится правильно определять допустимые пределы антропогенных воздействий на природу и оценивать вызванные ими количественные и качественные изменения природной среды. На основе этих знаний человечество может выработать комплекс мер, которые позволили бы ему не превышать эти допустимые пределы. Изучение этих вопросов и определило основные цели данной дисциплины.

Достижение сформулированной выше цели изучения экологии в рамках данной дисциплины предполагает решение ряда основных задач данного курса, связанных с рассмотрением биолого-географических закономерностей формирования и эволюции биосферы Земли и экосистемных закономерностей ее функционирования; с рассмотрением актуальных проблем взаимодействия человека и биосферы и формированием факторов техногенного воздействия на природную среду (в первую очередь, химического и радиационного загрязнения) и их влияния на здоровье человека с учетом социально-экономических и государственно-политических аспектов. Перечень этих задач определяет основное содержание первой части курса.

Вторая часть курса рассматривает основные причины глобализации экологических проблем (отходы, загрязнение окружающей среды, истощение озонового слоя, потепление климата в результате "парникового эффекта и др.) и связанные с ними проблемы человечества (ресурсная, энергетическая, продовольственная и другие); их современные проявления и возможные социально-экономические последствия, а также изучает принципы и проблемы управления и устойчивого развития с учетом социально-экономических, государственно-политических, культурно-нравственных и других аспектов, эколого-экономические принципы рационального природопользования и подходы к охране окружающей природной среды с учетом особенностей казахстанского и зарубежного экологического права и технологического и информационного обеспечения; рассматривает демографические перспективы на XXI век и возможности международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды.
Имя *:
Email: