Термин “мотивация” представлен в современной психологии в двояком смысле: как система факторов, детерминирующих поведение (сюда входят потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и др.), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. В научной литературе мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его направленность и активность.
Существуют объективные и субъективные факторы, определяющие потребности, интересы и мотивы включения студентов в активную физкультурно-спортивную деятельность.
Потребность – нужда в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности, социальной группы.
Интерес – отношение личности к предмету как к чему-то для нее ценному, привлекательному.
Мотив – это побуждение к деятельности, связанной с удовлетворением потребности субъекта.
Влияние субъективных факторов на формирование мотивов, побуждающих студентов к самостоятельным занятиям и к активной физкультурно-спортивной деятельности выявлено по данным опроса студентов разных годов обучения (М.Я. Виленский, 1994) (табл. 1).
Таблица 1
Влияние субъективных факторов на формирование мотивов, побуждающих студентов к самостоятельной деятельности, %
№ п/п | Субъективные факторы |
Курс | |||
I | II | III | IV | ||
1 | Удовлетворение | 57,8 | 50,1 | 43,5 | 16,8 |
2 | Соответствие эстетическим вкусам | 51,7 | 42,3 | 30,4 | 21,9 |
3 | Понимание личностной значимости занятий | 37,6 | 24,0 | 17,5 | 8,3 |
4 | Понимание значимости занятий для коллектива | 34,0 | 22,8 | 14,1 | 9,6 |
5 | Понимание общественной значимости занятий | 30,9 | 21,3 | 12,6 | 7,4 |
6 | Духовное обогащение | 13,2 | 10,4 | 5,6 | 3,1 |
7 | Развитие познавательных способностей | 12,9 | 9,8 | 7,1 | 6,2 |
Приведенные данные свидетельствуют о закономерном снижении влияния всех факторов-побудителей в мотивационной сфере студентов от младших курсов к старшим. Значимой причиной психологической переориентации студентов является повышение требовательности к физкультурно-спортивной деятельности. Студенты старших курсов более критично, нежели на младших курсах, оценивают содержательный и функциональный аспекты занятий, их связь с профессиональной подготовкой.
Тревожным выводом из данных таблицы является недооценка студентами таких субъективных факторов, воздействующих на ценностно-мотивационные установки личности, как духовное обогащение и развитие познавательных возможностей. В определенной степени это связано со снижением образовательно-воспитательного потенциала занятий и мероприятий, смещением акцента внимания на нормативные показатели физкультурно-спортивной деятельности, ограниченностью диапазона педагогических воздействий.
Мотивация выбора – личная причина (обоснование) выбора каждым студентом отдельных видов спорта или систем физических упражнений для регулярных занятий.
В вузах задачу формирования мотивов призваны решать лекции по физической культуре, практические занятия, массовые оздоровительно-спортивные мероприятия.
Если мотивы сформировались, то определяется цель занятий, ею может быть: укрепление здоровья, повышение уровня физического развития и физической подготовленности, достижение спортивных результатов.