Menu
Формирование мотивов и целенаправленность самостоятельных занятий физическими упражнениями
Многочисленные данные науки и практики свидетельствуют о том, что физкультурно-спортивная деятельность еще не стала для студентов насущной потребностью, не превратилась в интерес личности. Реальное внедрение среди студентов самостоятельных занятий физическими упражнениями недостаточно.
Термин “мотивация” представлен в современной психологии в двояком смысле: как система факторов, детерминирующих поведение (сюда входят потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и др.), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. В научной литературе мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его направленность и активность.

Существуют объективные и субъективные факторы, определяющие потребности, интересы и мотивы включения студентов в активную физкультурно-спортивную деятельность.

Потребность – нужда в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности, социальной группы.

Интерес – отношение личности к предмету как к чему-то для нее ценному, привлекательному.
Мотив – это побуждение к деятельности, связанной с удовлетворением потребности субъекта.
Влияние субъективных факторов на формирование мотивов, побуждающих студентов к самостоятельным занятиям и к активной физкультурно-спортивной деятельности выявлено по данным опроса студентов разных годов обучения (М.Я. Виленский, 1994) (табл. 1).

Таблица 1
Влияние субъективных факторов на формирование мотивов, побуждающих студентов к самостоятельной деятельности, %

№ п/п Субъективные факторы

Курс

I II III IV
1 Удовлетворение 57,8 50,1 43,5 16,8
2 Соответствие эстетическим вкусам 51,7 42,3 30,4 21,9
3 Понимание личностной значимости занятий 37,6 24,0 17,5 8,3
4 Понимание значимости занятий для коллектива 34,0 22,8 14,1 9,6
5 Понимание общественной значимости занятий 30,9 21,3 12,6 7,4
6 Духовное обогащение 13,2 10,4 5,6 3,1
7 Развитие познавательных способностей 12,9 9,8 7,1 6,2

Приведенные данные свидетельствуют о закономерном снижении влияния всех факторов-побудителей в мотивационной сфере студентов от младших курсов к старшим. Значимой причиной психологической переориентации студентов является повышение требовательности к физкультурно-спортивной деятельности. Студенты старших курсов более критично, нежели на младших курсах, оценивают содержательный и функциональный аспекты занятий, их связь с профессиональной подготовкой.
Тревожным выводом из данных таблицы является недооценка студентами таких субъективных факторов, воздействующих на ценностно-мотивационные установки личности, как духовное обогащение и развитие познавательных возможностей. В определенной степени это связано со снижением образовательно-воспитательного потенциала занятий и мероприятий, смещением акцента внимания на нормативные показатели физкультурно-спортивной деятельности, ограниченностью диапазона педагогических воздействий.

Мотивация выбора – личная причина (обоснование) выбора каждым студентом отдельных видов спорта или систем физических упражнений для регулярных занятий.
В вузах задачу формирования мотивов призваны решать лекции по физической культуре, практические занятия, массовые оздоровительно-спортивные мероприятия.
Если мотивы сформировались, то определяется цель занятий, ею может быть: укрепление здоровья, повышение уровня физического развития и физической подготовленности, достижение спортивных результатов.

Имя *:
Email: