Menu
Здоровье и двигательная активность в жизнедеятельности студента
Одним из основополагающих условий, обеспечивающих здоровье, является рациональная двигательная активность – естественная и специально организованная двигательная деятельность человека, обеспечивающая его успешное физическое и психическое развитие. Двигательные действия являются мощными факторами, повышающими адаптационные возможности организма, расширяющими функциональные резервы.

Основным движителем организма является скелетная мускулатура, от активности которой зависит резервирование энергетических ресурсов, экономичное их расходование в условиях покоя, а также постоянное обновление и совершенствование структур, обеспечивающих движение. Следовательно, активная двигательная деятельность сдерживает возрастные инволюционные процессы, способствует удлинению активной творческой жизни (Дорохов Р.Н.,Губа В.П., 2002).

Мышечная деятельность активизирует обменные процессы, стимулирует работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, усиливает защитные реакции, улучшает работу пищеварительной системы, повышает работоспособность. В мышечных волокнах во время работы происходят сложные биохимические процессы с участием кислорода (аэробный обмен) или без него (анаэробный обмен). Анаэробный обмен доминирует при кратковременной интенсивной мышечной работе, а аэробный – обеспечивает умеренную физическую нагрузку в течение длительного времени.

Систематическая двигательная активность оказывает благотворное влияние на эмоциональное состояние человека, воспитывает “стойкий иммунитет” к вредным привычкам.
Двигательная деятельность весьма разнообразна. Выбор конкретных видов физический упражнений во многом зависит от склонностей каждого человека, его индивидуальных особенностей.
Физические упражнения – действия, выполняемые для приобретения и усовершенствования каких-либо физических качеств, умений и двигательных навыков.

При подборе того или иного вида физической активности необходимо руководствоваться ее оздоровительной направленностью. Положительное влияние двигательных действий определяется следующими требованиями: всестороннее воздействие на организм, доступность, безопасность, постепенное повышение нагрузки, положительное эмоциональное состояние.

Здоровье определяется уровнем развития качественных сторон двигательной деятельности. В управлении многими движениями (оздоровительный бег, плавание, гребля, передвижение на лыжах и др.) большое место занимает объективное восприятие пространственных, временных и силовых характеристик каждого двигательного действия, адекватная оценка условий выполнения, способность к концентрации и переключению внимания, рациональное распределение усилий, точное воспроизведение формы движения.
При поступлении в вуз студент оказывается в новых социальных и психологических условиях.

Ограниченная двигательная активность у него является следствием увеличивающейся напряженной умственной деятельности и нервно-эмоциональных перегрузок. При этом включаются сложные механизмы адаптации организма к комплексу новых факторов, определяющих здоровье и успешность обучения студента. Факторами, обеспечивающими процесс адаптации, являются: высокий уровень физического развития организма, регулярные занятия физической культурой и спортом, режим труда, питания и отдыха.
Рабочая нагрузка студента в обычные дни достигает 12 часов в сутки, а в период экзаменационной сессии – 15–16 часов. Неудивительно, что умственный труд студентов по тяжести относят к 1 категории (легкий), а по напряженности – к 4-й (очень напряженный труд) (Агаджанян Н.А., с соавт., 1997).
Сочетание сниженной мышечной нагрузки с нарастанием интенсивности нервно-психической деятельности способствует ухудшению работоспособности, функциональному старению и увеличению заболеваемости. Снижение двигательной активности в первую очередь сказывается на появлении нарушений со стороны нервной, сердечно-сосудистой систем, органов дыхания, системы пищеварения.

На физическое развитие студентов обращали внимание многие авторы. Так, О.К. Александровская и Г.В. Волков (1994) отмечают ухудшение таких показателей, как экскурсия грудной клетки, кистевая и становая динамометрия, жизненная емкость легких.

А.В. Чоговадзе (1996) отмечает, что к концу обучения в вузе наблюдается тенденция к росту хронических заболеваний, особенно болезней системы кровообращения (тромбофлебит, облитерирующий атеросклероз, ревматизм и др.), которые увеличиваются, по данным Л.А. Травинской, с 8,6 % на первом курсе до 11,7% на пятом–шестом курсах у мужчин и с 13,8 до 16,4 % у женщин.

Исследования ученых показывают, что данные изменения происходят потому, что у студентов перестройка к новым социальным условиям вызывает активную мобилизацию, а затем истощение физических резервов организма, особенно в первые годы обучения (Пономарева В.В, 1990).
Современные сложные условия жизни диктуют более высокие требования к биологическим и социальным возможностям человека. Всестороннее развитие физических способностей людей с помощью организованной двигательной активности (физической тренировки) помогает сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышает работоспособность и укрепляет здоровье.
Систематическое, соответствующее полу, возрасту и состоянию здоровья использование физических нагрузок – один из обязательных факторов здорового режима жизни.
Нагрузка – это воздействие на организм, вызывающее прибавочную функциональную активность (относительно покоя или другого исходного уровня) и определяющее степень преодолеваемых трудностей.
Физическая нагрузка – это воздействие физических упражнений на организм, а также преодолеваемые при этом объективные и субъективные трудности.

Физические нагрузки представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, а также организованных или самостоятельных занятий физической культурой и спортом, объединенных термином “двигательная активность”. У большого числа людей, занимающихся умственной деятельностью, наблюдается ограничение двигательной активности.
Физические упражнения оказывают благоприятное влияние на человека в любом возрасте. С учетом возрастных изменений для лиц 17–29 лет, имеющих высокий уровень физической подготовленности, рекомендуются занятия избранным видом спорта; имеющим среднюю физическую подготовленность – занятия общей физической подготовкой; для лиц с низкой физической подготовленностью – занятия с оздоровительной направленностью.

Лицам 30–50 лет со средней и низкой физической подготовленностью рекомендуются занятия с оздоровительной направленностью.

В возрасте 50 лет и старше лицам с низкой физической подготовленностью рекомендуются только занятия общеразвивающими физическими упражнениями с элементами лечебной физической культуры. Лицам данного возраста рекомендуется физическая нагрузка аэробного (длительного) характера, так как образование кислородного долга при анаэробной (кратковременной) работе может привести к спазму венечных артерий сердца.

При многолетних регулярных занятиях физическими упражнениями с оптимальными нагрузками наблюдается относительная стабилизация двигательной функции, сохраняется достаточный уровень физической подготовленности и работоспособности организма до 70 лет и старше.

По данным Всесоюзного научно-исследовательского института физической культуры рекомендуется следующий недельный объем двигательной активности для людей разного возраста (часов в неделю):
– дошкольники – 21–28;
– школьники – 14–21;
– учащиеся ПТУ и средних специальных учебных заведений – 10–14;
– студенты вузов – 10–14;
– трудящиеся – 6–10.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Регистрация Вход