Menu
Культура казахов XVI-начала XVIII веков
Рассмотрим теперь вопросы культуры. Прежде всего, поговорим о материальной культуре, поскольку она отражает реалии кочевой жизни. Жилище казахов – кииз уй, об устройстве которого думаю, студенты имеют представление. Главное – это сборно-разборные жилища с многослойным покрытием из войлоков, тканей, ковров, наиболее пригодные для кочевой жизни. Кочевым же образом жизни определялся тип питания. В основном, в рационе преобладала мясная и молочная пища, мучные продукты, но нельзя думать, что в рационе казахов не было растительной пищи. Это дикорастущие травы и ягоды, сухофрукты, в больших количествах закупавшиеся на юге.

Обычной одеждой казахских мужчин были рубашка, бешмет или камзол, широкие в шаге штаны – шалбар. Обувь шилась из кожи разной выделки. Вся одежда была приспособлена к частой смене погоды, к верховому образу жизни. В зимнее время мужчины носили тон – шубы, шапки на меху, закрывавшие затылок – тымак, саптама етик – сапоги выше колена. Обувь и кожаные плащи специально обрабатывались в растворах степных трав, придававших им водонепроницаемые качества.

Женская одежда шилась в основном из хлопчатобумажных тканей, у зажиточных – из шелка и бархата. Это удобные платья, камзолы, зимой – шубы. Социальный статус женщины можно было определить по головному убору. Молодые девушки не обязаны были покрывать голову, часто носили расшитые цветными нитками, бусами шапочки, украшенные перьями филина. Головной убор невесты – саукеле, высокий, имевший разную форму в зависимости от региона. Замужние женщины обязаны были покрывать голову, носили специальным образом скроенные желеки, кимешеки, жаулыки. Обувь женщин – не только мягкие сапожки, но и туфли с каблуками, украшенные часто серебряными накладками, бусинами.

Большое развитие получило ремесло. Наибольшего мастерства достигли казахские горняки, кузнецы, ювелиры, скорняки, портные, сапожники, резчики по дереву. Ковроткачеством и выделкой кошм и войлоков занимались женщины. Прикладное искусство достигло высоких высот. Изделия, производимые казахскими ремесленниками, пользовались большим спросом на рынках Средней Азии, Сибири, Поволжья, Китая.

Основной религией, исповедовавшейся казахами был ислам. Центрами его распространения стали южные города, именно там находились мусульманские святыни Казахстана – мавзолеи Арстанбаб, Хазрет Султан, Айша-биби и т.д. Однако, наряду с исламом продолжали верить духу предков, неба, земли, воды. Сохранялись культы покровителей овец – Шопан ата, лошадей - Камбар ата и т.д. Огонь, как и в доисламские времена воспринимался очищающей субстанцией.

Широко развивалось устное народное творчество, многообразное по жанрам и тематике. К наиболее распространенным в 16-18 веках жанрам оратуры можно отнести: 1. толгау – наставительные песни-размышления о жизни и смерти, о настоящем и будущем, 2.обрядовые песни (жар-жар, жоктау и т.д.), 3. пословицы и поговорки, 4. Сказки, 5. эпосы, делившиеся на героические («Ер-Таргын», «Ер-Кокше», «Камбар-батыр», «Кобланды» и т.д.) и лирические («Козы-Корпеш – Баян-сулу», «Кыз-жибек», «Сулушаш» и т.д.).

Исполнителями произведений устного народного творчества были акыны, салы, сере, но доминирующая роль в 16-18 веках принадлежала жырау

Письменная литература распространялась в виде книг религиозного, исторического характера, в письменном виде хранились часто родословные-шежире и бейты-летописи. Важнейшим источником по истории казахов XV-XVI веков стал труд бия из Старшего жуза Кадыргали Жалаири.

Сочинение Кадыргали Жалаири «Джами ат-тауарих» состоит из трех частей. В первой он описывает историю воцарения и правления Бориса Годунова, во второй и третьей содержатся данные по родословной и истории чингизидов. Книга Жалаири не утеряла своей ценности до сегодняшнего дня.

Интересными сочинениями являются труды Мухаммеда Хайдара Дулати (XVI век), писавшего под псевдонимом Аяз. В своих сочинениях «Тарих-и Рашиди», «Джахан-намэ» Дулати пишет об откочевке Жанибека и Керея, о ранних годах Казахского ханства, его взаимоотношениях с другими государствами.

Как видно из вышесказанного, казахское общество в XVI - начале XVIII веков пережило этапы взлетов и падений, централизации и раздробленности, но при всех правителях, при всех поворотах истории казахский народ осознавал себя монолитной единой общностью с собственной историей, традициями, культурой.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Регистрация Вход