Menu
Культура Казахстана второй половины XIX века
Перейдем теперь к вопросам культуры.

Материальная культура, сохраняя традиционные формы, несла на себе печать новых экономических реалий. Это выражалось в применении новых материалов, приемов обработки сырья, проникновения в казахское прикладное искусство заимствований из культур других народов.

Образование. В Казахстане было несколько видов школ: мектебе, существовавшие практически в каждом ауле, джадидские школы (в основном в центральном, западном и северо-восточном Казахстане), русско-казахские и русско-туземные школы (при администрациях, находились в городах).

Следующая форма образовательных учреждений – кадетские корпуса, в которых учились и юноши из богатых казахских семей. Неплюевский кадетский корпус открылся в Оренбурге в 1825г., а Омский – в 1846 г.

Престижным было обучение детей в гимназиях, например в Омской, основанной в 1876 году. Здесь преподавались такие предметы, как русский язык с церковнославянским, латинский, греческий, французский, немецкий языки, математика, история, география, естественная история, физика, рисование, черчение.

Действовали в Казахстане училища и семинарии. Туркестанская учительская семинария - 1879, Оренбургская, Актюбинская, Верненская, Семипалатинская, Уральская – готовили педагогов, были также сельскохозяйственные и фельдшерские школы.

Ко второй половине XIX века относится развитие женского образования в Казахстане. Инициатором открытия первых женских школ и училищ стал выдающийся казахский педагог Ибрай Алтынсарин. Первое было открыто в Иргизе в 1887 году, позже – в Тургае, Актюбинске, Кустанае.

В конце XIX века начали издаваться первые периодические издания на казахском языке – газеты «Дала уалаяты» и «Туркестан уалаяты». Они были приложением к официальным ведомостям Омской и Туркестанской администрации, но, тем не менее, сыграли большую роль в развитии духовной культуры.

Развивалось устное народное творчество и музыкальное искусство. Наиболее яркими представителями этих видов искусства были Жанак, Ахан-сере, Суюнбай, Жамбыл, Сара, Асет, Биржан, Курмангазы, Даулеткерей, Таттимбет, Ыхлас, Мади, Жаяу Муса, Сармалай и другие.

Особое место в развитии казахской культуры второй половины XIX века занимают Шокан Валиханов, Ибрай Алтынсарин, Абай Кунанбаев.

Параллельно развивалось творчество до сих пор недостаточно изученных поэтов – Дулата Бабатаева, Шортанбая Канаева, Мурата Монкина и других. Они внесли значительный вклад в развитие казахской культуры 19 века, но подвергались критике за неприятие перемен, происходивших в Казахстане в результате российской колонизации.

Таким образом, вы видите, что казахская культура встала на новую ступень развития, оставив неизгладимый след в мировой истории и культуре.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Регистрация Вход