Menu
Социально-экономическое развитие Казахстана в начале ХХ века, столыпинские реформы
Нежелание власти решить извечный вопрос русской истории - вопрос о земле - в пользу признания частной собственности на землю, разрешился организацией массового переселения в Казахстан и Сибирь для сохранения помещичьих земель в Центральной России. Первый этап военных поселений и добровольного крестьянского переселения уже прошел. Но опыт, зачастую неудачный (игнорирование таких факторов, как резко континентальный климат, отсутствие достаточного количества воды и повышенная испаряемость водоемов, тонкий слой гумуса) впрок не пошел. В результате уже в начале ХХ века проявились неблагоприятные для самих переселенцев моменты.

Реформа премьер – министра Столыпина П.А. вылилась в очередное бедствие для казахского народа. С 1895 по 1905 годы благодаря его реформе только в степные области Казахстана переселилось 294296 человек, с 1906 по 1910 годы 770000 человек.

Безусловно, массовое переселение крестьян повлекло самые тяжелые последствия, в первую очередь для казахского населения. Подорванное непрерывной казачьей и крестьянской колонизацией Х1Х века, оно оказалось на грани катастрофы в начале ХХ века. Именно в период столыпинских реформ было изъято свыше 17 миллионов десятин лучшей земли. Всего же к 1917 году было изъято более 45 миллионов десятин казахских земель. На этих землях остались родовые кладбища, зимовки, доступ к которым теперь был невозможен.

Усилилась классовая дифференциация среди казахского населения, резко обозначился переход части беднейших слоев общества к оседлому хозяйству, воспринимавшийся с точки зрения традиционных ценностей кочевника как свидетельство разрушения устоев общества, что в свою очередь вызвало перемены в самосознании. Все это в немалой степени подготовило почву для восстания 1916 года.

В области промышленного производства сохранялись тенденции, наметившиеся во второй половине XIX века. Экономика сохраняла сырьевую направленность, развивалась горнодобывающая отрасль, где было занято более 18 000 рабочих, обрабатывающая промышленность.

Строились новые ветки железных дорог: в 1912 году было создано Общество строительства Туркестано-Сибирской железной дороги. Финансировали дорогу банкиры, текстильные фабриканты, купечество. Началось строительство летом 1914 года и к 1917 году был построен участок Арысь - Бурное протяженностью 237 верст. Были построены также железные дороги местного производственного значения: Троицкая, Экибастузская, Спасско-Карагандинская, Риддерская, обслуживавшие нужды добывающих отраслей экономики.

Активно проникал в финансовую систему иностранный капитал. Общая сумма номинальных капиталов иностранных акционерных обществ к 1917 году составляла около 75 миллионов рублей. Иностранцы управляли такими предприятиями как Карагандинские угольные шахты, нефтяные промыслы Эмбы, Доссора, рудники Спасска (Фелл, Карно), Риддера, Экибастуза (Гувер, Уркварт).

На промышленных предприятиях крайне низким был уровень социального, медицинского, страхового обслуживания. Необходимо отметить, что отсутствие социального, медицинского страхования было характерно для всей российской промышленности. Все это способствовало тому, что в периоды революций 1905-1907 и 1917 годов рабочие активно поддержали революционные изменения в обществе.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Регистрация Вход