Демократический политический режим
Демократический политический режим – самый сложный тип политического режима. В современной политической науке термин «демократия» имеет множество значений. Он употребляется для обозначения политического мировоззрения, как синоним прав и свобод граждан, как социально-экономическая ценность и как форма государственного устройства. Основная черта демократической политической системы состоит в признании народа как источника власти и суверенитета. Современные демократии, а они существуют примерно в 35 государствах, обладают рядом общих характеристик:
1. наличие представительных органов власти, формируемых на основе всеобщих выборов;
2. признание политических прав и свобод граждан в таком объеме, который позволяет легально действовать не только партиям и организациям, поддерживающих политику правительства, но и оппозиционным партиям. Оппозиция должна действовать в рамках закона, критическая оценка лидерами оппозиции законодательных документов и решений кабинета – необходимый фактор демократизации политического процесса;
3. построение и функционирование государственного аппарата по принципу разделения властей, причем единственно законодательным органом считается парламент. Высшим законодательным органом выступает парламент – общенациональный представительный орган. Один из отцов основателей США Дж. Медисон считал, что сенат – верхняя палата парламента – является лучшим инструментом для защиты народа от его собственного «непостоянства и страстей». Например, в Великобритании палата лордов формируется из 300 пожизненных пэров, не передающих свой титул по наследству, 818 наследственных пэров и 26 духовных пэров (высшие иерархи английской церкви). По мнению английского ученого У. Беджета, просвещенные пэры палаты лордов представляют «необходимый барьер» для защиты прав и имущества от импульсивных порывов общества.
Во многих странах на выборах в верхнюю палату применяется система многоступенчатых, непрямых выборов. При этом депутаты частично избираются, частично назначаются или получают место по наследству. Руководит деятельностью парламента спикер – председатель нижней палаты, его заместители или коллегиальный орган.
Исполнительная власть имеет более сложную структуру, как правило, возглавляется президентом (или премьер-министром), который руководит тремя основными исполнительными органами: административным аппаратом, министерствами, административными агентствами и ведомствами.
Однако основным гарантом соблюдения законности в деятельности законодательной и исполнительной властей выступает судебная власть. Во многих странах надзор за соблюдением конституции, за соответствующими ей актами исполнительной и законодательной властей возложен на Верховный суд или аналогичную высшую судебную инстанцию. Например, во Франции высшим судебным органом является Конституционный совет. Он осуществляет надзор за соблюдением конституции, за правомочностью деятельности парламента и президента, разрешает споры, связанные с национальными выборами и референдумами. Во Франции местные органы власти, профсоюзы и другие организации имеют право обращаться в Конституционный совет, если они не согласны с каким–либо решением государственных органов. При этом Конституционный совет обязан давать ответы на такие обращения в определенный срок. Таким образом, основанное на разделении ветвей власти государство, способствует взаимному контролю друг друга и препятствует любым попыткам злоупотребления;
4. признание и осуществление на практике принципов конституционности и законности, которые основываются на подтверждении ее народом в форме периодических выборов и в том, что основную роль в принятии решений играют всенародно избранные представители в законодательные и исполнительные органы. В демократических государствах действует принцип конституционализма, согласно которому именно конституция обладает высшей политической силой по отношению к другим правовым нормам. Все основные принципы государственного управления, важнейшие права и свободы граждан закреплены в конституции.
После победы буржуазных революций мир узнал о создании первых конституций. Французская конституция 1791 года (которая так и не была применена) пыталась заменить правление Людовика ХIV независимым народным правительством. Американская конституция 1787 года провозгласила образование Соединенных Штатов Америки, причем с момента принятия до сегодняшнего дня она ни разу не пересматривалась. Интересно, что в Великобритании нет писанной конституции, однако традиции, обычаи, закон и вся предшествующая история имеют такое сильное влияние, что английское правительство считает себя связанным и ограниченным порядками, сложившимися в течение столетий. Следовательно, можно сказать, что Великобритания также управляется с помощью конституции.
Для внесения изменений и поправок в основной закон в каждой стране предусмотрены специальные законодательные процедуры, которые значительно сложнее процедур, осуществляемых при прохождении обычных законодательных актов. В Швеции, например, предлагаемые поправки в конституцию должны дважды пройти через законодательное собрание, а в промежутке – через всенародный референдум. Во Франции изменения в конституцию имеют право вносить исключительно Национальный конгресс. В том случае, если принимается новый текст конституции, он обязательно выносится на всенародный референдум и считается принятым, если за него проголосует более половины граждан, имеющих право голоса;
5. конкурирующая политика (честная и всеобъемлющая конкуренция, позволяющая участие в государственной власти представительных органов). Связь гражданского общества и государства при демократии реализуется через политические партии и систему представительства. Борьба политических партий в демократическом обществе отражает сложный процесс взаимодействия и столкновения социально-политических интересов людей. Партии обязаны бороться за власть легальными методами. Партия, находящаяся у власти, не должна применять по отношению к оппозиционным силам насильственные методы. Следовательно, в основе практики современных демократий лежат общественное согласие, законность, терпимость к инакомыслию, неприятие насилия. Эти принципы вырабатывались на протяжении столетий, они внедрялись в сознание людей в течение многих десятилетий;
6. формирование правительства партиями, одержавшими победу на выборах.
В современной политике слово «демократия» приобрело значение символа – символа свободного развитого человека в свободном обществе. Однако политологи различают формальную и органическую демократию.
Сторонники формальной демократии считают, что главное - внешнее соблюдение всех основных требований демократии, что повлечет за собой расцвет демократии. Однако многими политологами критикуется данный подход. Как справедливо заметил И.А. Ильин, если гражданин нравственно не развит, то будет вредить своему государству на каждом шагу – неисполнением своих обязательств, произвольным преувеличением своих полномочий, взятками и растратами, коррупцией и шпионажем. Формальная демократия, учитывающая лишь внешние количественные показатели, превращает свободу в свою противоположность – в хаос и анархию.
Истинной, по Ильину, является органическая демократия. Она постепенно вырастает из внутренних духовных основ общежития. Ильин указывает на некоторые основные компоненты становления демократии:
1. живое чувство государственной ответственности;
2. искусство свободы, под которой следует понимать умение пользоваться свободой и бороться за нее. Народ, лишенный искусства свободы, будет настигнут двумя классическими опасностями: анархией и деспотией;
3. высокий уровень правосознания, уважение и добровольное соблюдение законов;
4. осознание и глубокое понимание гражданами приоритетных задач развития государства;
5. формирование демократических традиций;
6. социальные основы демократии: уважение к труду, к семье, хозяйственная самостоятельность каждого гражданина (или личная способность гражданина и общественная возможность кормить свою семью честным трудом).
Ильин предупреждал политиков против немедленного провозглашения демократии «во что бы то ни стало». Он был уверен в том, что страна, лишенная необходимых предпосылок для здоровой творческой демократии, не должна вводить этот режим до тех пор, пока его основные предпосылки не будут созданы.
Принцип демократического государства: разрешено все, что не запрещено. Политические системы многих государств можно назвать демократическими, среди них Франция, США, Швеция, Бельгия, Финляндия, Нидерланды, Австрия, Австралия, Канада. Главное здесь – сочетание индивидуальной свободы с принципами законности и демократии. Для Германии характерно более ограниченное использование демократических институтов и процедур, использование в практике авторитарных приемов и методов.
1. наличие представительных органов власти, формируемых на основе всеобщих выборов;
2. признание политических прав и свобод граждан в таком объеме, который позволяет легально действовать не только партиям и организациям, поддерживающих политику правительства, но и оппозиционным партиям. Оппозиция должна действовать в рамках закона, критическая оценка лидерами оппозиции законодательных документов и решений кабинета – необходимый фактор демократизации политического процесса;
3. построение и функционирование государственного аппарата по принципу разделения властей, причем единственно законодательным органом считается парламент. Высшим законодательным органом выступает парламент – общенациональный представительный орган. Один из отцов основателей США Дж. Медисон считал, что сенат – верхняя палата парламента – является лучшим инструментом для защиты народа от его собственного «непостоянства и страстей». Например, в Великобритании палата лордов формируется из 300 пожизненных пэров, не передающих свой титул по наследству, 818 наследственных пэров и 26 духовных пэров (высшие иерархи английской церкви). По мнению английского ученого У. Беджета, просвещенные пэры палаты лордов представляют «необходимый барьер» для защиты прав и имущества от импульсивных порывов общества.
Во многих странах на выборах в верхнюю палату применяется система многоступенчатых, непрямых выборов. При этом депутаты частично избираются, частично назначаются или получают место по наследству. Руководит деятельностью парламента спикер – председатель нижней палаты, его заместители или коллегиальный орган.
Исполнительная власть имеет более сложную структуру, как правило, возглавляется президентом (или премьер-министром), который руководит тремя основными исполнительными органами: административным аппаратом, министерствами, административными агентствами и ведомствами.
Однако основным гарантом соблюдения законности в деятельности законодательной и исполнительной властей выступает судебная власть. Во многих странах надзор за соблюдением конституции, за соответствующими ей актами исполнительной и законодательной властей возложен на Верховный суд или аналогичную высшую судебную инстанцию. Например, во Франции высшим судебным органом является Конституционный совет. Он осуществляет надзор за соблюдением конституции, за правомочностью деятельности парламента и президента, разрешает споры, связанные с национальными выборами и референдумами. Во Франции местные органы власти, профсоюзы и другие организации имеют право обращаться в Конституционный совет, если они не согласны с каким–либо решением государственных органов. При этом Конституционный совет обязан давать ответы на такие обращения в определенный срок. Таким образом, основанное на разделении ветвей власти государство, способствует взаимному контролю друг друга и препятствует любым попыткам злоупотребления;
4. признание и осуществление на практике принципов конституционности и законности, которые основываются на подтверждении ее народом в форме периодических выборов и в том, что основную роль в принятии решений играют всенародно избранные представители в законодательные и исполнительные органы. В демократических государствах действует принцип конституционализма, согласно которому именно конституция обладает высшей политической силой по отношению к другим правовым нормам. Все основные принципы государственного управления, важнейшие права и свободы граждан закреплены в конституции.
После победы буржуазных революций мир узнал о создании первых конституций. Французская конституция 1791 года (которая так и не была применена) пыталась заменить правление Людовика ХIV независимым народным правительством. Американская конституция 1787 года провозгласила образование Соединенных Штатов Америки, причем с момента принятия до сегодняшнего дня она ни разу не пересматривалась. Интересно, что в Великобритании нет писанной конституции, однако традиции, обычаи, закон и вся предшествующая история имеют такое сильное влияние, что английское правительство считает себя связанным и ограниченным порядками, сложившимися в течение столетий. Следовательно, можно сказать, что Великобритания также управляется с помощью конституции.
Для внесения изменений и поправок в основной закон в каждой стране предусмотрены специальные законодательные процедуры, которые значительно сложнее процедур, осуществляемых при прохождении обычных законодательных актов. В Швеции, например, предлагаемые поправки в конституцию должны дважды пройти через законодательное собрание, а в промежутке – через всенародный референдум. Во Франции изменения в конституцию имеют право вносить исключительно Национальный конгресс. В том случае, если принимается новый текст конституции, он обязательно выносится на всенародный референдум и считается принятым, если за него проголосует более половины граждан, имеющих право голоса;
5. конкурирующая политика (честная и всеобъемлющая конкуренция, позволяющая участие в государственной власти представительных органов). Связь гражданского общества и государства при демократии реализуется через политические партии и систему представительства. Борьба политических партий в демократическом обществе отражает сложный процесс взаимодействия и столкновения социально-политических интересов людей. Партии обязаны бороться за власть легальными методами. Партия, находящаяся у власти, не должна применять по отношению к оппозиционным силам насильственные методы. Следовательно, в основе практики современных демократий лежат общественное согласие, законность, терпимость к инакомыслию, неприятие насилия. Эти принципы вырабатывались на протяжении столетий, они внедрялись в сознание людей в течение многих десятилетий;
6. формирование правительства партиями, одержавшими победу на выборах.
В современной политике слово «демократия» приобрело значение символа – символа свободного развитого человека в свободном обществе. Однако политологи различают формальную и органическую демократию.
Сторонники формальной демократии считают, что главное - внешнее соблюдение всех основных требований демократии, что повлечет за собой расцвет демократии. Однако многими политологами критикуется данный подход. Как справедливо заметил И.А. Ильин, если гражданин нравственно не развит, то будет вредить своему государству на каждом шагу – неисполнением своих обязательств, произвольным преувеличением своих полномочий, взятками и растратами, коррупцией и шпионажем. Формальная демократия, учитывающая лишь внешние количественные показатели, превращает свободу в свою противоположность – в хаос и анархию.
Истинной, по Ильину, является органическая демократия. Она постепенно вырастает из внутренних духовных основ общежития. Ильин указывает на некоторые основные компоненты становления демократии:
1. живое чувство государственной ответственности;
2. искусство свободы, под которой следует понимать умение пользоваться свободой и бороться за нее. Народ, лишенный искусства свободы, будет настигнут двумя классическими опасностями: анархией и деспотией;
3. высокий уровень правосознания, уважение и добровольное соблюдение законов;
4. осознание и глубокое понимание гражданами приоритетных задач развития государства;
5. формирование демократических традиций;
6. социальные основы демократии: уважение к труду, к семье, хозяйственная самостоятельность каждого гражданина (или личная способность гражданина и общественная возможность кормить свою семью честным трудом).
Ильин предупреждал политиков против немедленного провозглашения демократии «во что бы то ни стало». Он был уверен в том, что страна, лишенная необходимых предпосылок для здоровой творческой демократии, не должна вводить этот режим до тех пор, пока его основные предпосылки не будут созданы.
Принцип демократического государства: разрешено все, что не запрещено. Политические системы многих государств можно назвать демократическими, среди них Франция, США, Швеция, Бельгия, Финляндия, Нидерланды, Австрия, Австралия, Канада. Главное здесь – сочетание индивидуальной свободы с принципами законности и демократии. Для Германии характерно более ограниченное использование демократических институтов и процедур, использование в практике авторитарных приемов и методов.