Политическая стабильность и политический риск
Одной их важных характеристик политической системы является понятие политической стабильности. Политическая стабильность – устойчивое состояние политической системы, позволяющее эффективно функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних воздействий, сохраняя при этом внутреннюю структуру и способность контролировать процесс общественных перемен.
Термин «политическая стабильность» появился в английской и американской политологии, где использовался для анализа изменений политической системы, поисков оптимальных механизмов ее функционирования. Стабильность следует рассматривать как результат постоянного процесса обновления, базирующееся на балансе определенных неустойчивых равновесий между системообразующими и системоизменяющими процессами внутри самой системы.
Политическая стабильность есть определенный общественный порядок, основанный на общности и преемственности интересов и целей общественного развития, ценностей и средств их реализации. Одновременно стабильность – это способность субъектов противостоять внутренним и внешним дезорганизующим систему воздействиям.
Главное в политической стабильности – это обеспечение порядка, проявляющегося в легитимности, эффективности властных структур, в постоянстве норм и ценностей политической культуры, привычности и устойчивости типов поведения и политических отношений. Из истории известно, что общества, которые традиционно ориентировались на ценности порядка и преемственности, достигали наибольших успехов. И напротив, абсолютизация в обществе ценности изменений, приводила к неустойчивости и регрессивной реставрации прежних порядков.
Главными субъектами внутриполитической стабильности выступают государства и политические ячейки общества. Причем, в зависимости от проявляемой ими активности, они могут выступать объектами политического процесса. Различают два типа внутриполитической стабильности: автономную и мобилизационную.
Мобилизационная стабильность возникает в общественных структурах, где развитие инициируется «сверху», само же общество как бы мобилизуется для реализиции цели на определенный срок. Она может формироваться и функционировать как следствие кризисов, конфликтов, всеобщего гражданского подъема или путем открытого насилия, принуждения. В системах такого типа главенствующими могут выступать государства, правящая партия, авторитарный харизматический лидер. Основными ресурсами жизнеспособности мобилизационной политической стабильности могут служить физический и духовный потенциал лидера; военное состояние и боеспособность режима; уровень социальной напряженности в обществе; наличие политического блока антиправительственной коалиции и др. Система мобилизационной стабильности обладает легитимностью всеобщего порыва, либо открытого принуждения. Исторически данный тип политической стабильности недолговечен.
Автономный тип стабильности, т.е. независимый от желания и воли каких-либо конкретных социальных и политических субъектов, возникает в обществе, когда развитие начинается «снизу» всеми структурами гражданского общества. Это развитие никто не стимулирует специально, оно существует в каждой подсистеме общества. Возникает единство власти и общества, необходимое для проведения глубоких социально-экономических и политических преобразований и обеспечивающее стабилизацию правящего режима. Автономная система выполняет возложенные на нее функции главным образом за счет легитимации власти. А это возможно только в условиях постепенного укрепления позиций демократического общества. При данном типе стабильности социальные конфликты легализованы и разрешаются цивилизационными способами.
Важным фактором автономной стабильности является гетерогенность населения по статусу, занятости, доходам. Демократия в автономных системах становится устойчивой традицией и общецивилизационной ценностью.
Недовольство людей политикой правящей элиты порождает системный кризис, дестабилизирует общество в целом и его подсистемы. Именно противоречия между властью и обществом являются главными причинами нестабильности общества.
Проблема политической стабильности предполагает анализ понятия «политический риск». В зарубежной практике риск чаще всего трактуется как вероятность непредвиденных последствий в реализации принимаемых решений. Соответственно говорят об уровне или степени риска на основе анализа возможных сценариев развития событий позволяет выбрать оптимальное решение, снижающее вероятность нежелательных политических событий.
Термин «политический риск» имеет много значений – от прогнозирования политической стабильности до оценки всех некоммерческих рисков, связанных с деятельностью в различных социально-политических средах.
Следует отметить, что анализ политического риска в Казахстане имеет некоторую специфику. Во-первых, политические традиции, несовершенство демократических институтов и переломный момент исторического развития обусловили значительную роль личностного фактора. Во-вторых, существенным фактором неопределенности является наличие множества разнотипных политико-территориальных образований, обладающих различным экономическим потенциалом, разнородных по национальному составу и опирающихся на разные исторические, политические, культурные и религиозные традиции.
В 90-е гг. политический фактор по силе своего воздействия на ход событий в Казахстане был особенно высок. В целом риск, вызываемый текущими процессами, крайне высок и может быть охарактеризован как риск переходного периода.
Термин «политическая стабильность» появился в английской и американской политологии, где использовался для анализа изменений политической системы, поисков оптимальных механизмов ее функционирования. Стабильность следует рассматривать как результат постоянного процесса обновления, базирующееся на балансе определенных неустойчивых равновесий между системообразующими и системоизменяющими процессами внутри самой системы.
Политическая стабильность есть определенный общественный порядок, основанный на общности и преемственности интересов и целей общественного развития, ценностей и средств их реализации. Одновременно стабильность – это способность субъектов противостоять внутренним и внешним дезорганизующим систему воздействиям.
Главное в политической стабильности – это обеспечение порядка, проявляющегося в легитимности, эффективности властных структур, в постоянстве норм и ценностей политической культуры, привычности и устойчивости типов поведения и политических отношений. Из истории известно, что общества, которые традиционно ориентировались на ценности порядка и преемственности, достигали наибольших успехов. И напротив, абсолютизация в обществе ценности изменений, приводила к неустойчивости и регрессивной реставрации прежних порядков.
Главными субъектами внутриполитической стабильности выступают государства и политические ячейки общества. Причем, в зависимости от проявляемой ими активности, они могут выступать объектами политического процесса. Различают два типа внутриполитической стабильности: автономную и мобилизационную.
Мобилизационная стабильность возникает в общественных структурах, где развитие инициируется «сверху», само же общество как бы мобилизуется для реализиции цели на определенный срок. Она может формироваться и функционировать как следствие кризисов, конфликтов, всеобщего гражданского подъема или путем открытого насилия, принуждения. В системах такого типа главенствующими могут выступать государства, правящая партия, авторитарный харизматический лидер. Основными ресурсами жизнеспособности мобилизационной политической стабильности могут служить физический и духовный потенциал лидера; военное состояние и боеспособность режима; уровень социальной напряженности в обществе; наличие политического блока антиправительственной коалиции и др. Система мобилизационной стабильности обладает легитимностью всеобщего порыва, либо открытого принуждения. Исторически данный тип политической стабильности недолговечен.
Автономный тип стабильности, т.е. независимый от желания и воли каких-либо конкретных социальных и политических субъектов, возникает в обществе, когда развитие начинается «снизу» всеми структурами гражданского общества. Это развитие никто не стимулирует специально, оно существует в каждой подсистеме общества. Возникает единство власти и общества, необходимое для проведения глубоких социально-экономических и политических преобразований и обеспечивающее стабилизацию правящего режима. Автономная система выполняет возложенные на нее функции главным образом за счет легитимации власти. А это возможно только в условиях постепенного укрепления позиций демократического общества. При данном типе стабильности социальные конфликты легализованы и разрешаются цивилизационными способами.
Важным фактором автономной стабильности является гетерогенность населения по статусу, занятости, доходам. Демократия в автономных системах становится устойчивой традицией и общецивилизационной ценностью.
Недовольство людей политикой правящей элиты порождает системный кризис, дестабилизирует общество в целом и его подсистемы. Именно противоречия между властью и обществом являются главными причинами нестабильности общества.
Факторы политической стабильности | Качественные характеристики | Методы обеспеченияполитической стабильности |
Политические действия | Согласованность, последовательность, поэтапность изменений.Базирование на реальных экономических, социальных, культурно-психологических предпосылках. | Социально-политическое маневрирование |
Политическая программа | Реалистическая политическая программа, способная соединять цели со средствами. | Политическое манипулирование |
Динамика социальныхинтересов | Учет автономности, специфики интересов, множественности ориентаций деятельности.Выделение зон согласования интересов и позиций, выработка единых правилповедения, принимаемых всеми участниками политического процесса.Повышение доверия к политическим и нравственным ценностям и идеалам со стороны народа.Баланс интересов различных групп, артикуляция и агрерирование различных интересов. | Введение оппозиционныхсил в политическую систему и постепенная их адаптация, и интеграция |
Способы достижения | Диктатура: исторически недолговечна, имеетиллюзорный характер без участия народных масс и оппозиции.Развитие демократии: широкая социальная база, развитое гражданское общество. | Применение силы |
Экономические факторы | Экономическая стабильность, рост благосостояния, эффективность управления | |
Политико-правовые факторы | Жесткое разделение ветвей власти, наличие сдержек и противовесов в функционировании ветвей власти.Сокращение социального пространства дляпрямых непосредственных форм давления на деятельность исполнительной власти.Большое количество фильтров – групп интересов, групп давления, партий, парламентских комиссий и комитетов. |
Факторы политической нестабильности | Принимаемые формы |
Борьба за власть | Изменение политического режима,смена правительства |
Создание угрозы целостности государства | Изменение политического режима |
Персонификация власти | Авторитаризм в политике |
Преобладание в государственной политике корпоративных интересов господствующихэлит | Раскол общества |
Наличие межэтнических и региональных противоречий | Раскол общества |
Сложности обеспечения преемственности политической власти | Борьба группировок |
Проблема политической стабильности предполагает анализ понятия «политический риск». В зарубежной практике риск чаще всего трактуется как вероятность непредвиденных последствий в реализации принимаемых решений. Соответственно говорят об уровне или степени риска на основе анализа возможных сценариев развития событий позволяет выбрать оптимальное решение, снижающее вероятность нежелательных политических событий.
Термин «политический риск» имеет много значений – от прогнозирования политической стабильности до оценки всех некоммерческих рисков, связанных с деятельностью в различных социально-политических средах.
Следует отметить, что анализ политического риска в Казахстане имеет некоторую специфику. Во-первых, политические традиции, несовершенство демократических институтов и переломный момент исторического развития обусловили значительную роль личностного фактора. Во-вторых, существенным фактором неопределенности является наличие множества разнотипных политико-территориальных образований, обладающих различным экономическим потенциалом, разнородных по национальному составу и опирающихся на разные исторические, политические, культурные и религиозные традиции.
В 90-е гг. политический фактор по силе своего воздействия на ход событий в Казахстане был особенно высок. В целом риск, вызываемый текущими процессами, крайне высок и может быть охарактеризован как риск переходного периода.