Усиление Джунгарской агрессии. « Годы Великого бедствия».
Главная » История Казахстана » Казахское ханство в первой четверти XVІІІ века. » Усиление Джунгарской агрессии. « Годы Великого бедствия».
Джунгарское ханство(1635-1758).
Феодальное государство ойратов в Джунгарии (часть терр. современного Северо-Западного Китая). В период Монгольсокй империи ойраты входили в состав левого крыла войск Чингис хана (зуунгар; отсюда-Джунгария, джунгары).Сложилось ханство в 1635 году в результате объединения ойратских княжеств правители Чоросского княжества Хара-Хулой и его сыном Батуром хунтайши.
При Батуре хунтайши (правил в 1635—1660 гг.) внутреннее положение ойратского ханства окрепло. В 1640 году в Джунгарии по инициативе Батура хунтайши состоялся съезд ханов, князей и представителей ламаистской церкви всех ойратских, монгольских и калмыкских земель. Этот съезд утвердил т.н. Монголо-ойратские законы (« Цааджийн-би-чиг» - «Степное уложение»), имевшие целью объединить силы для отражения внешней угрозы (главным образом со стороны маньчжурских завоевателей, развивавших экспансию против Монголии и Китая), и демонстрирующие их мощь и величие. С первых десятилетий XVII века соотношение сил между Казахским ханством, раздираемым междоусобицами, и Джунгарским ханством, объединенным в единый союз, складывалось не в пользу первого.
Усиление Джунгарской агрессии.
Вторжение джунгар в Казахстан шло медленно и постепенно, столкновения сменялись перемириями, в том числе и подчинением калмыков власти казахских ханов. Например, Тауекель называл себя ханом «казахским и калмыкским».
При хунтайши Батуре противоречия между джунгарами и казахами переросли в непрерывные войны. Батур совершил несколько завоевательных походов против казахов. После его смерти в Джунгарском ханстве начались смуты, но с приходом к власти хунтайши Галдан-Бошоктау (1670-1697 гг.) походы эти возобновились. А после прихода к власти хунтайши Цеван-Рабтана (1697-1727 гг.) началась полоса кровавых драматических событий.
Походы джунгарских войск 1711,1715,1717,1718,1719 гг. показали пагубность родоплеменных распрей, внутри феодальных раздоров перед лицом нараставшей из года в год агрессивной угрозы.
Наиболее крупное нашествие джунгар на Казахское ханство началось в 1710 году. Эта угроза способствовала тому, что осенью 1710 года в районе Каракумов было созвано Тауке ханом курултай представителей казахских жузов. Основным вопросом на курултае был вопрос о создании единого ополчения против джунгар. Сторонниками объединения ополчений родов и жузов были батыры Канжыгалы Богембай, Шакшак Жанибек, Тамма Есет. Среди них выделялся Богембай-батыр, он был избран предводителем казахского ополчения. Объединение усилий всех казахских жузов имело свои результаты. Отряды народного ополчения дали отпор джунгарам, отбросили их на восток и возвратили утраченные кочевья. Но раздробленность жузов все же брала верх. Это вело к несогласованности действий, соперничеству группировок. И уже в 1713 году джунгары вновь вторглись в Казахское ханство, то же произошло и в 1716 году. В 1717 году в верховьях реки Аягуз состаялось трехдневное сражение, закончившееся поражением казахов. В 1718 году джунгары предприняли стремительный поход через Семиречье к рекам Арысь, Бугун, Чаян. Их целью было захватить ставку казахских ханов - Туркестан.
Годы Великого бедствия.
В 1722 году после смерит цинского богдыхана Канси (Юнь-чжена), длительное время воевавшего с ойратами, на границе с Китаем установилось некоторое затишье, что дало возможность Цеван-Рабтану нанести новый мощный удар по Казахстану, и весной 1723 году был осуществлен спланированный завоевательный поход, который вошел в историю казахского народа как « Годы Великого бедствия».
В 1723 году ситуация в казахско-джунгарских отношениях резко изменилась к худшему. Джунгары обезопасили себя с востока и воспользовавшись раздробленностью казахов, двинулись всей своей мощью на них. Весной 1723 году с 70 тыс. войском джунгары через горы Каратау вторглись в долину р. Талас. Казахи в это время не ждали нападения, они готовились к откачевке с зимних пастбищ. Основательно подготовленное джунгарское войско во главе с бахадуром Хуно Дабо и военоначальником Амурсаной, наступая через Алатау, наголову истребили мужчин и женщин, а девушек увели в плен. Население Старшего и Среднего жузов, оставив скот и имущество, отправились скитаться в Самарканд и Ходжент; Младшего жуза в Хиву и Бухару. Джунгары оставили после себя только груды мертвых тел невинных людей. В 1724-1725 гг. джунгары захватили Туркестан иТашкент, разрушая эти города, погибло две трети всего народа. Успех этого крупного натиска джунгаров внезапностью, но и военной подготовкой. Безусловно, джунгары удачно выбрали хороший момент, когда казахи находились еще в своих зимних стоянках и не смогли быстро сформировать ополчение. Джунгарская армия была хорошо вооруженной и опытной в боевых сражениях. Армия была укомплектована не только ружьями, но и пушками, за плечами калмыкских войнов был опыт многолетней войны против китайских войск.
Названные в истории «Годы Великого бедствия» принесли страдания, голод, разрушение материальных ценностей, нанесли невосполнимый урон развитию производительных сил: тысячи мужчин,женщин и детей были угнаны в плен. Многие казахские племена под напором джунгаров вынуждены были покинуть веками насиженные места, что повлекло «Неменуемое разорение и гибель…Нищета и страдания сделались всеобщими, иные умирали с голоду…» Начались «Годы Великого бедствия»- «Ақтабан шұбырынды? Алқакөл сұлама», что означает « Брели, пока не забелели подошвы,упав без сил, лежали вокруг озера» тогда то родилась старинная казахская песня-плачь (жоқтау) «Елимай» («О, народ мой!»), как символ народной скорби об этой трагедии.
Основная причина столь тяжелой катастрофы заключалась в самих казахах. Казахское ханство, несмотря на нависающую угрозу независимости, долго оставалось раздробленным госудаством. Внутри политическое положение ханства в конце XVII- начале XVIIIвв. было сложным. Реформы Аз Тауке хана, направленные на централизацию власти, проведенные в конце XVII века, и закрепленные в решениях казахского сейма 1710 года были хороши только тогда, когда в обществе имелась сильная, авторитетная фигура хана, способного в ответственный момент снова брать в свои руки бразды правления. К сожалению, после смерти Тауке в системе верховной власти, в кругу чингизидов не оказалось сильной личности. Попытки Кайып хана и Абулхаира организовать сопративление против джунгар не давали результатов. Вероятно, между обоими правителями были некоторые противоречия и несогласованность, в обществе преобладали центробежные силы и действия.
Джунгарское ханство(1635-1758).
Феодальное государство ойратов в Джунгарии (часть терр. современного Северо-Западного Китая). В период Монгольсокй империи ойраты входили в состав левого крыла войск Чингис хана (зуунгар; отсюда-Джунгария, джунгары).Сложилось ханство в 1635 году в результате объединения ойратских княжеств правители Чоросского княжества Хара-Хулой и его сыном Батуром хунтайши.
При Батуре хунтайши (правил в 1635—1660 гг.) внутреннее положение ойратского ханства окрепло. В 1640 году в Джунгарии по инициативе Батура хунтайши состоялся съезд ханов, князей и представителей ламаистской церкви всех ойратских, монгольских и калмыкских земель. Этот съезд утвердил т.н. Монголо-ойратские законы (« Цааджийн-би-чиг» - «Степное уложение»), имевшие целью объединить силы для отражения внешней угрозы (главным образом со стороны маньчжурских завоевателей, развивавших экспансию против Монголии и Китая), и демонстрирующие их мощь и величие. С первых десятилетий XVII века соотношение сил между Казахским ханством, раздираемым междоусобицами, и Джунгарским ханством, объединенным в единый союз, складывалось не в пользу первого.
Усиление Джунгарской агрессии.
Вторжение джунгар в Казахстан шло медленно и постепенно, столкновения сменялись перемириями, в том числе и подчинением калмыков власти казахских ханов. Например, Тауекель называл себя ханом «казахским и калмыкским».
При хунтайши Батуре противоречия между джунгарами и казахами переросли в непрерывные войны. Батур совершил несколько завоевательных походов против казахов. После его смерти в Джунгарском ханстве начались смуты, но с приходом к власти хунтайши Галдан-Бошоктау (1670-1697 гг.) походы эти возобновились. А после прихода к власти хунтайши Цеван-Рабтана (1697-1727 гг.) началась полоса кровавых драматических событий.
Походы джунгарских войск 1711,1715,1717,1718,1719 гг. показали пагубность родоплеменных распрей, внутри феодальных раздоров перед лицом нараставшей из года в год агрессивной угрозы.
Наиболее крупное нашествие джунгар на Казахское ханство началось в 1710 году. Эта угроза способствовала тому, что осенью 1710 года в районе Каракумов было созвано Тауке ханом курултай представителей казахских жузов. Основным вопросом на курултае был вопрос о создании единого ополчения против джунгар. Сторонниками объединения ополчений родов и жузов были батыры Канжыгалы Богембай, Шакшак Жанибек, Тамма Есет. Среди них выделялся Богембай-батыр, он был избран предводителем казахского ополчения. Объединение усилий всех казахских жузов имело свои результаты. Отряды народного ополчения дали отпор джунгарам, отбросили их на восток и возвратили утраченные кочевья. Но раздробленность жузов все же брала верх. Это вело к несогласованности действий, соперничеству группировок. И уже в 1713 году джунгары вновь вторглись в Казахское ханство, то же произошло и в 1716 году. В 1717 году в верховьях реки Аягуз состаялось трехдневное сражение, закончившееся поражением казахов. В 1718 году джунгары предприняли стремительный поход через Семиречье к рекам Арысь, Бугун, Чаян. Их целью было захватить ставку казахских ханов - Туркестан.
Годы Великого бедствия.
В 1722 году после смерит цинского богдыхана Канси (Юнь-чжена), длительное время воевавшего с ойратами, на границе с Китаем установилось некоторое затишье, что дало возможность Цеван-Рабтану нанести новый мощный удар по Казахстану, и весной 1723 году был осуществлен спланированный завоевательный поход, который вошел в историю казахского народа как « Годы Великого бедствия».
В 1723 году ситуация в казахско-джунгарских отношениях резко изменилась к худшему. Джунгары обезопасили себя с востока и воспользовавшись раздробленностью казахов, двинулись всей своей мощью на них. Весной 1723 году с 70 тыс. войском джунгары через горы Каратау вторглись в долину р. Талас. Казахи в это время не ждали нападения, они готовились к откачевке с зимних пастбищ. Основательно подготовленное джунгарское войско во главе с бахадуром Хуно Дабо и военоначальником Амурсаной, наступая через Алатау, наголову истребили мужчин и женщин, а девушек увели в плен. Население Старшего и Среднего жузов, оставив скот и имущество, отправились скитаться в Самарканд и Ходжент; Младшего жуза в Хиву и Бухару. Джунгары оставили после себя только груды мертвых тел невинных людей. В 1724-1725 гг. джунгары захватили Туркестан иТашкент, разрушая эти города, погибло две трети всего народа. Успех этого крупного натиска джунгаров внезапностью, но и военной подготовкой. Безусловно, джунгары удачно выбрали хороший момент, когда казахи находились еще в своих зимних стоянках и не смогли быстро сформировать ополчение. Джунгарская армия была хорошо вооруженной и опытной в боевых сражениях. Армия была укомплектована не только ружьями, но и пушками, за плечами калмыкских войнов был опыт многолетней войны против китайских войск.
Названные в истории «Годы Великого бедствия» принесли страдания, голод, разрушение материальных ценностей, нанесли невосполнимый урон развитию производительных сил: тысячи мужчин,женщин и детей были угнаны в плен. Многие казахские племена под напором джунгаров вынуждены были покинуть веками насиженные места, что повлекло «Неменуемое разорение и гибель…Нищета и страдания сделались всеобщими, иные умирали с голоду…» Начались «Годы Великого бедствия»- «Ақтабан шұбырынды? Алқакөл сұлама», что означает « Брели, пока не забелели подошвы,упав без сил, лежали вокруг озера» тогда то родилась старинная казахская песня-плачь (жоқтау) «Елимай» («О, народ мой!»), как символ народной скорби об этой трагедии.
Основная причина столь тяжелой катастрофы заключалась в самих казахах. Казахское ханство, несмотря на нависающую угрозу независимости, долго оставалось раздробленным госудаством. Внутри политическое положение ханства в конце XVII- начале XVIIIвв. было сложным. Реформы Аз Тауке хана, направленные на централизацию власти, проведенные в конце XVII века, и закрепленные в решениях казахского сейма 1710 года были хороши только тогда, когда в обществе имелась сильная, авторитетная фигура хана, способного в ответственный момент снова брать в свои руки бразды правления. К сожалению, после смерти Тауке в системе верховной власти, в кругу чингизидов не оказалось сильной личности. Попытки Кайып хана и Абулхаира организовать сопративление против джунгар не давали результатов. Вероятно, между обоими правителями были некоторые противоречия и несогласованность, в обществе преобладали центробежные силы и действия.