Всемирный курултай казахов 29 сентября 1992 года состоялся первый всемирный курултай казахов в Алматы.
Огромное впечатление на участников курултая произвело выступление почтенного аксакала, горячего поборника турецко-казахской дружбы Х. Алтая, рассказавшего о пережитом участниками похода через горы Гималаи и пустыню Такла-Макан, стоившего жизни тысячи казахов.
Представитель казахской диаспоры в Узбекистане А. Укибаев рассказал о жизни и быте казахов в соседней братской республике, где в 580 шкалах учатся свыше 130 тыс. детей. В Ташкенте и Нукусе работают казахские национальные центры культуры, в районах наиболее компактного проживания казахского населения имеются филиалы этих центров, проводится большая работа по пропаганде языка, культуры, традиций казахского народа, по укреплению братской дружбы между народами двух соседних республик.
В декабре 1992 года состоялся Форум народов Казахстана. Главной целью внутриполитического развития страны стал курс на сохранение межнационального согласия и политической стабильности.
Второй курултай казахов состоялся в 2002 году в городе Туркестан. На курултае были обсуждены вопросы национального развития, принято обращение к казахам всего мира. Третий курултай состоялся в 2005 году в городе Астане. На нем присутствовало свыше 300 делегатов представителей 32 стран мира, где проживают казахи. На четырех секциях, организованных в рамках курултая, были обсуждены вопросы миграции, культуры казахских диаспор, образования и занятия малым и средним бизнесом.
Ведущей организацией страны, занимающейся установлением связей с зарубежными казахами, является Всемирная ассоциация казахов. На различных (конференции, круглые столы, совещания), организованных под эгидой Всемирной ассоциации казахов, обсуждаются вопросы, интересующие соотечественников, живущих за рубежом.
Общественные движения и политические партии Р.К.
Демократические процессы привели к созданию в союзных республиках массовых объединений трудящихся. Одним из первых и наиболее массовых движении в Казахстане было экологическое движение «Невада– Семипалатинск», созданное по инициативе поэта О. Сулейменова весной 1989 года. Цель движения закрытие Семипалатинского и других полигонов, функционировавших на территории Казахстана. Движение «Невада – Семипалатинск» потребовало от военных ведомств снятия покрова «секретности» ядерных испытаний, возмещения убытков населения. С этой целью активисты движения организовали пикеты, демонстрации научные конференции – международные и республиканские.
По инициативе Мухтара Шаханова для оказания помощи жителям Приаралья был организован комитет по проблемам Балхаша и Арала. Комитет сделал очень многое для привлечения внимания мировой общественности и правительства СССР к экологической катастрофе Аральского моря. Во многих городах – Усть – Каменагорске, Алматы были созданы движения, выступающие за экологическую чистоту региона.
В апреле 1989 г. создано казахстанское добровольное историко-просветительское общество «Адилет» - «Справедливость», членов которого объединяют гуманистические нравственные принципы, неприятие беззакония, дискриминации, попрания прав человека и народов, стремление способствовать формированию гражданского достоинства людей, осуждение произвола и населения как средства решения общественных проблем и социальных конфликтов.
В июле 1990 года оформилось Гражданское движение «Азат». Главная цель - обретение государственного суверенитета Казахстана. Осенью 1991 г. гражданское движение создало свою политическую партию.
В августе 1990 года было создано межнациональное движение «Единство». Организаторы – представители научно-технической интеллигенции предприятий союзного значения.
Созданы союзы, общества, объединяющие своих членов по социальному, профессиональному и другим признакам – организация воинов афганцев, «Адилет», мемориал – ассоциация молодых строителей «Союз независимых студентов», «Азамат», «Акикат», Лига женщин – мусульманок Казахстана и т.д.
Общественное движение «За честные выборы» 5 сентября оно провело свое учредительное собрание. В качестве основных целей это движение называет инициирование предложений по изменению действующего законодательства о выборах, проведение обучения избирателей и представителей общественных объединении законным методом агитационной работы, оказание необходимых консультации кандидатами, проведение опросов общественного контроля за ходом голосования и т.д.
Что интересно, нейтральное, на первый взгляд, движение приобрело весомый авторитет в политической среде и стало камнем преткновения в споре между властью и оппозицией.
Общественное движение «Акжол» («Ясная дорога») создано в ноябре 1998 года. Основу движения составили представители научной и творческой интеллигенции республики. По утверждению его лидера, представителя правления Союза писателей Казахстана, Нурлана Оразалина, целью движения является поддержка политического курса Президента Н. Назарбаева.
Платформой же своего объединения участники новой организации считают стратегию «Казахстан-2030» и на второе место выдвигают защиту интересов интеллигенции.
Общественное движение «Орлеу» («Прогресс») - образовано в декабре 1998 года. Во главе этого движения стоит известный журналист Сейдамет Куттыкадам. В качестве своей социальной базы данная организация видит представителей среднего класса и интеллигенции.
Многопартийная система Казахстана.
Процесс перестройки, обновления и демократизации в Казахстане развивался параллельно со становлением многопартийности, оказавшей значительное влияние на политическую жизнь республики1).
Партийная система Казахстана в силу длительного периода господства КПСС, недостаточной развитости нынешних политических партий и отсутствия партийно-парламентских механизмов формирования правительства характеризуется как ограниченная и имеет две тенденции формирования. Это, во-первых, тенденция формирования двухблоковой многопартийности. Двухблоковая система. Здесь за власть соперничают два блока действующих партий, в то время, как партии, выступающие вне этих блоков, не играют существенной политической роли. Двухблоковость вытекает из компромисса между различными партиями, и не ведет к формированию двухпартийности, носит, как правило, временный характер, чаще всего в период выборов. Эта система наиболее характерна Франции.
Для такой перспективы развития в Казахстане необходимо принять новые законодательные акты о политических партиях. А принятый в 1991 году Закон «Об общественных объединениях» хотя и создал благоприятные условия для возникновения многопратийности, заметно отстал от требований времени.
В 1993 году были зарегистрированы четыре политические партий: Социалистическая партия Казахстана (СПК). На политической арене присутствут с 7 сентября 1991 года. Республиканская партия Казахстана (РПК). Появилась осенью 1991 года. Коммунистическая партия Казахстана (КПК). КПК, являющяяся правопреемницей Коммунистической партии Казахстана, образована в октябре 1991 году. Народный конгресс Казахстана (НКК) создан 5 октября 1991 года. Вслед за ними образовались и другие партии – Партия народного единства, Демократическая партия (1996 г.), Народно-кооперативная партия (НКПК), создана в феврале 1992 года, Партия возрождения Казахстана (январь 1995 г.), Республиканская народная партия Казахстана (17 декабря 1998 г.), Партия справедливости Казахстана (весна 1999 г.), Республиканская партия «Отан» (февраль 1999 г.) и другие.
По состоянию на конец 2005 – начало 2006 гг. в Казахстане официально зарегистрированы следующие политические партии:
- Аграрная партия Казахстана,
- Гражданская партия Казахстана,
- Демократическая партия Казахстана «Ақ жол»,
- Демократическая партия Казахстана (ДПК),
- Коммунистическая партия Казахстана (КПК),
- Коммунистическая народная партия Казахстана,
- Крестьянская социал-демократическая партия «Ауыл»,
- Партия патриотов Казахстана,
- Республиканская политическая партия «Отан»,
- Республиканская политическая партия «Асар»,
- Партия «Руханият».
В дальнейшем в деятельности политических партий в Казахстане ожидаются значительны изменения. Это связано с принятием Парламентом Республики Казахстан 26 мая 2002 года Закона «О политических партиях1)». В соответствии с этим законом для государственной регистрации политических партий они должны иметь во всех областях, крупных городах и столице республики филиалы, насчитывающие в своих не менее 700 человек, а общая численность членов партии должна составить не менее 50 тыс. человек. Как было подчеркнуто в законе, такие нормы обеспечивают и стимулируют плюрализм в обществе. На основе данного закона все партии в республике имеют равные права и равные возможности.
В последние годы идет процесс объединения, укрепления различных партий. Так, в 2006г. партии «Отан» и «Асар», Гражданская партия, Аграрная партия объединились в одну Народно-демократическую партию «Нур - Отан».
Таким образом, общественно политические движения стали в республике реальной политической силой. Политические партии, преодолев период становления, стали практиковать различные формы и методы действий, они значительно расширили географию своей деятельности и сделали серьезную заявку на политическую борьбу.
Социальная политика Казахстана.
В 1999 году в Казахстане была проведена первая перепись населения в условиях суверенитета, которая показала, что со времени предыдущей переписи 1989 года население страны уменьшилось на 1246023 человека и составило 14953131 человек против 16199154, из них более 50% - городское население и более 40% - сельские жители.
В общем численности населения женщины составляли более 50%, дети и подростки – более 30%, более 50% - население нетрудоспособного возраста и более 12% - пенсионеры.
Удельный весь национальностей в общей численности населения составлял (в %):
Национальность | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 |
Казахи | 44,3 | 49,4 | 50,6 | 52,0 | 53,4 |
Русские | 35,8 | 32,9 | 32,1 | 31,4 | 30 |
Немцы | 3,6 | 2,3 | 2,0 | 1,6 | 2,4 |
Украинцы | 5,1 | 4,6 | 4,5 | 4,4 | 3,7 |
Узбеки | 2,2 | 2,3 | - | - | 2,5 |
Татары | 2,0 | 1,9 | 1,8 | 1,7 | 1,7 |
Белорусы | 1,1 | 1,0 | - | - | 0,7 |
Стратегические цели в начале 1992 года в сфере социального развития были сформулированы следующим образом:
- создание общества, в котором было бы на деле обеспечено благосостояние всех;
- обеспечение каждому желающему предпринимательской свободы и возможности приложения сил в любой другой сфере деятельности с тем, чтобы более способный, трудолюбивый и предприимчивый достигал в обществе более высокого социального статуса;
- развитие этнической самобытности и сохранение национально-культурного многообразие Казахстана, укрепление на этой основе его престижа в мире как региона со стабильным общественно-политическим климатом;
- повышение трудовых доходов, пенсий и пособий по мере роста и стабилизации экономики, ее интеграции в мирохозяйственные связи, но не допуская незаконного обогащения.
Реализуя на практике стратегию социального развития, в 1994 году Президент сформулировал факторы как позитивного, так и негативного характера, влияющие на проведение социальной политики.
К первым относятся:
1) более высокий уровень индустриализации по сравнению с другими странами, проводящими, радикальные реформы;
2) сравнительно высокий уровень образования населения;
3) развития система социальной поддержки населения со стороны государства, в виде обязательного среднего образования, бесплатной медицины, доступности базовых культурных услуг; 4) наличие массовых составляющих потенциальную базу будущего среднего слоя.
К отрицательным фактором Президент отнес сохраняющуюся психологию иждивенчества, резкую региональную неравномерность распределения населения и ресурсов социального развития, отсталость производительного аппарата.
Тогда же исполнительной властью были сформулированы основные направления социальной политики:
- осуществление государственной политики социальной защиты пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, детей и молодежи, других мало обеспеченных граждан;
- формирование социального слоя предпринимателей как ключевого фактора реализации экономических и социальных преобразований;
- развитие многообразных систем страхования как дополнительных каналов социальной защиты;
- подтягивание уровня социального развития от стальных регионов за счет льготного режима хозяйствования.
Подходы к социальной политике существенно изменились. Суть изменений свелась к резкому сокращению государственного финансирования социальной сферы (образование, здравоохранение, социальная помощь безработным, инвалидам, многодетным, жилищное строительство и т.д.). Образованы пенсионный фонд, фонды социального, медицинского страхования, занятости.
В результате миграционного оттока, численности населения республики с 1991 года сократилось почти на 2 млн. человек.
С 1991 по 2001 год средняя продолжительность жизни в стране снизилась на 4 года – с 68 до 64. В три раза упал за десять лет естественный прирост населения, в 1,5 раза – рождаемость. Общая смертность населения увеличилась на треть (в 1991 году 7,7 человека на каждую тысячу, в 2001 году – более 10).
Происходит неуклонное снижение уровня образования населения. С 1991 года в 6 раз сократилось число дошкольных учреждений (это означает, что лишь 11 из 100 имеют доступ к дошкольному образованию). Государственные расходы на образование неуклонно сокращались и составляли в процентах от ВВП в 1991 году – 6,5%, в 1998 году – 3,9%. Как следствие, доля учащихся сократилась с 67% в 1991 году до 64% в 1998 году.
Если, по отчету ООН, по индексу человеческого развития (индекс измеряется на основании трех компонентов: продолжительной и здоровой жизни, приобретении знаний и реального ВВП на душу населения) Казахстан занимал в 1991 году 61-е место в мире среди 175 стран, то в 1995-м 64-е место, в 1996 –м 72 место, в1997 году 93-е место, в 1999 году 76-е.
1999 год стал важной вехой в развитии демократических процессов в Казахстане. Именно тогда впервые была введена пропорциональная система выборов в Парламент в нижнею палату. В Мажилисе Парламента республики из 77 мест 10 было выделено для выборов по пропорциональной системе. Политические партии первые получили возможность напрямую участвовать в борьбе за депутатские мандаты. По партийным спискам был зарегистрировано 84 кандидата. В выборах приняли участия 9 партии: Народный конгресс, Возрождение Казахстана, Республиканская политическая партия «Отан», Коммунистическая партия, Демократическая партия «Азат», Гражданская Аграрная, Национальная партия «Алаш».
Победителями при голосовании по списку стали следующие партии. Партия «Отан», которая была создана в феврале 1999 года на учредительном съезде в г. Алматы на основе общественного штаба по поддержке кандидата в президенты Н.А. Назарбаева, набрала 30, 39% голосов и заняла 4 депутатских места в Мажилисе. Следующей стала коммунистическая партия Казахстана, образованная в октябре 1991 года. Она набрала 17, 75% голосов и получила 2 депутатских места в Мажилисе Парламента. Далее шла Аграрная партия, зарегистрированная в марте 1999 года, она набрала 12, 63% голосов и также получила 2 депутатских мандата. И, наконец, Гражданская партия, созданная в ноябре 1998 года на учредительном съезде в г. Актюбинске. Она набрала 11,23% голосов и тоже заняла 2 депутатских места.
Средства массовой информации.
В Казахстане в данное время издается свыше 600 газет и журналов на казахском, русском, немецком, украинском, уйгурском, корейском языках. Годовой тираж этих изданий превышает 600 млн. экземпляров. Официальные государственные издания – газеты «Егемен Казахстан» и «Казахстанская правда». Радио вещает на шести языках, имеется свыше 200 радио и телепрограмм. Более 90% населения пользуются услугами радио и телепередач. Различные сферы жизни народов Казахстан освещают 11 национальных газет, 44 телестудии, ведущие программы на 12 языках, и 18 радиостудий, ведущих программ на шести языках. В местах компактного проживания представителей той или иной нации передачи ведутся на их родном языке.
Основы политической стабильности Республики Казахстан.
В Казахстане проживают 130 наций и народностей. В связи с этим политической стабильности, национальной политике, межнациональным отношениям уделяется очень большое внимание. В республике не допускается установление диктатуры отдельных личностей или группы лиц. В конституции страны записано, что, не допускается незаконное вмешательство общественных объединений в дела государства, возложение на общественные объединения функций государственных органов.
Таким образом, основой укрепления независимости и демократии, политической стабильности в Республике Казахстан является Межнациональное согласие.
Основные черты государственного устройства и судебная система Республики Казахстан: Казахстан – унитарное государство. Административно территориальное деление – 14 областей.
В Казахской ССР конституции принимались в 1937 и 1978 гг., следуя образцу конституции СССР и РСФСР. Первая постсоветская Конституция принята 28 января 1993 года. В последствии она была заменена действующей Конституцией Казахстана, принятой на референдуме 30 августа 1995 г.
Согласно Конституции 1995 года Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы (ст. 1.). В Конституции также прямо указано, что Казахстан является государством с президентской формой правления (ст. 2.).
Центральное место в системе государственных органов Казахстана принадлежит главе государства – Президенту, избираемому посредством прямых выборов при тайном голосовании сроком на 7 лет. Он определяет основные направления внутригосударственной и внешней политики, представляет Казахстан как внутри страны, так и на международной арене. Он обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти перед народом.
Президент Казахстана обращается с ежегодным посланием к народу о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики республики. Назначает очередные и внеочередные выборы в Парламент республики; созывает первую сессию Парламента и принимает присягу его депутатов народу Казахстана. Подписывает представленный Сенатом закон в течение 15 рабочих дней, назначает и освобождает от должности Премьер – министра республики, ведет переговоры и подписывает международные договоры республики. Подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей иностранных государств; является верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Казахстане; решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища; осуществляет помилование; в соответствии с Конституцией и законодательством Казахстана объявляет введение чрезвычайного положения. Исключительно большими полномочиями глава государства наделен в области нормотворчества. Прежде всего, Президент издает указы и распоряжения на основе и во исполнения Конституции и законов Казахстана.
Двухпалатный законодательный орган Казахстана называется Парламентом. Две его палаты именуются соответственно Сенат и Мажилис. Сенат избирается на шесть, а Мажилис на пять лет. Сенат формируется на основе косвенного избирательного права; в нем представлены по 2 человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Казахстана плюс семь депутатов, назначенных Президентом Казахстана. Мажилис состоит из 77 депутатов, из них 67 депутатов избираются путем прямых выборов, проводимых по административно – территориальным избирательным округам, а 10 – по партийному списку в соответствии с системой пропорционального представительства.
На совместном заседании палат Парламент по предложению Президента вносит изменения и дополнения в Конституцию; принимает конституционные законы, изменяет и дополняет их; утверждает республиканский бюджет, отчеты Правительства и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета; дает согласие на назначение Президентом Премьер – Министра Казахстана и председателя национального банка; заслуживает доклад Премьер – Министра о Программе Правительства, одобряя или отклоняя ее; решает вопросы войны и мира; принимает предложения Президента по использованию Вооруженных Сил Казахстана для выполнения международных обязательств по поддержанию мира и безопасности; заслушивает ежегодные послания Конституционного совета о состоянии конституционной законности в Казахстане; формирует совместные комиссии палат и заслушивает отчеты о деятельности комиссии.
Конституционные законы принимаются большинством не менее голосов от общего числа депутатов каждой из палат.
Правительство осуществляет исполнительную власть, возглавляет систему исполнительных органов и руководит их деятельностью. Несмотря на то, что Правительство формируется Президентом и несет перед ним ответственность, оно также подотчетно Парламенту.
Правительство разрабатывает и осуществляет основные направления социально-экономической политики государства, вопросы его обороноспособности, безопасности, обеспечения общественного порядка; представляет Парламенту республиканский бюджет и отчет о его исполнении, вносит в Мажилис проекты законов и обеспечивает исполнение законов; вырабатывает меры по проведению внешней политики Казахстана; руководит деятельностью министерств, государственных комитетов, иных центральных и местных исполнительных органов; назначает на должность и освобождает от должности руководителей центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства.
Правительство издает постановления, а Премьер – Министр распоряжения. При этом они не должны противоречить Конституции, законодательным актам, указам и распоряжениям Президента Казахстана.
Правовая система Казахстана.
Правовая система Казахстана входит в Романо–Германскую правовую семью, образуя в ней вместе с правовыми системами России и других республик СНГ самостоятельную «евразийскую» группу.
Вплоть до 1920-х годов на территории современного Казахстана господствовало система обычного права (адат). Оно существовало преимущественно в устной форме, что было естественно при почти неграмотности населения. Обычное право отличалось архаичностью и противоречивостью, его нормы соответствовали потребностям патриархального общества кочевников – скотоводов. Наиболее значительная до присоединения Казахстана к России кодификация обычаев была предпринята при Тауке хане (1680-1718гг.). Созданный им свод законов «Жеті Жарғы» (Семь уложений) не был писаным правом, а представял собрание устных пословиц и изречений, которые обязан был знать каждый бий–судья, старшина и аксакал казахских родов, отделений и аулов. Нормы обычного права, в том числе и «Жеті Жарғы», постоянно пополнялись и видоизменялись в процессе судебной деятельности ханов, султанов и особенно биев–судей, решения наиболее авторитетных из которых становились обязательными прецедентами.
Посредством судебных прецедентов и ереже казахские бии внесли в обычное право (под влиянием мусульманского духовенства) некоторые нормы шариата, жестоко каравшие за отступления от требований ислама.
В советский период в Казахстане была фактически осуществлена рецепция социалистического права РСФСР и до конца 1980 г. официальная правовая система Казахской ССР копировала право других союзных республик.
Как и в других бывших советских республиках, правовая система Казахстана переживает коренную трансформацию с начала 90-х годов. Провозглашенные принципы реформ: идеологический и политический плюрализм, социально ориентированная рыночная экономика, расширение прав и сводов личности и укрепление их гарантий.
По темпам правовых реформ Казахстан занимает одно из первых мест среди бывших советских республик. К 2006 году здесь принят целый ряд новых кодексов: Гражданский (1994-1999 гг.), Уголовный (1997 г.), Уголовно-процессуальный (1997 г.), Уголовно-исполнительный (1997 г.), Гражданско-процессуальный (1999 г.). Некоторые бывшие советские кодексы (о браке и семьи) были заменены новыми кодифицированными законами. Новые кодексы и законы, чаще всего, концептуально совпадают с соответствующим российским законодательством, поскольку при их создании в качестве основы используются общие модельные акты. В то же время развитие Казахстанской правовой системы на современном этапе носит самостоятельный и достаточно творческий, оригинальный характер.
Согласно Конституции (п.1 ст.4) действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и других обязательств республики, а также нормативных постановлений Конституционного совета и Верховного суда республики.
Иерархия источников права в Казахстане определяется Законом «О нормативных правовых актах», принятым 24 марта 1998 года.
Судебная система.
В Казахстане существует единая судебная система, состоящая из Верховного суда республики, областных и приравненных к ним судов, районных (городских) судов, районных (городских) судов, военных судов. Верховный суд, областные и Алматинский Городской суд рассматривают уголовные, гражданские и хозяйственные дела. Районные, Городские м военные суды уголовные и Гражданские дела, отнесенные к их ведению.
Верховный суд РК является высшим судебным органом по Гражданским, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Председатель Верховного суда, председатели коллегии и судьи верховного суда избираются Сенатом по представлению Президента. Председатели областных и приравненных к ним судов, председатели коллегий и судьи, областных и приравненных к ним судов назначаются Президентом по рекомендации Высшего судебного совета республики, председатели и судьи других судов – по представлению Министра юстиции, основанному на рекомендации Квалификационной коллегии Юстиции.
Высший судебный совет возглавляется председателем, назначаемым Президентом республики, и состоит из председателя Конституционного Совета, председателя Верховного суда, Генерального прокурора, министра юстиции, депутатов Сената, судей и других лиц, также назначаемых Президентом.
В соответствии с Конституцией (ст.83) прокуратура от имени государства осуществляет высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента РК и иных нормативных правовых актов на территории республики, за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства, выявляет и устраняет любые нарушения законности.
Прокуратура республики составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору республики. Она осуществляет свои полномочия независимо от других государственных органов, должностных лиц и подотчетна лишь Президенту. Генеральный прокурор назначается на должность Президентом Казахстана на пять лет с согласия Сената.
В Казахстане дознание и предварительное следствие по уголовным делам ведется органами внутренних дел (включающими криминальную полицию и военно-следственные органы), Комитетом национальной безопасности и органами налоговой полиции, которые отделены от судов и прокуратуры.
Деятельность адвокатов в Казахстане регулируется Законом «Об адвокатской деятельности» от 5 декабря 1997 года.
Модель организации конституционного контроля принципиально отличается от принятой в других государствах СНГ. Конституционный Суд Казахстана соответствует с Конституционным Советом Франции. Конституционный суд Казахстана состоит из семи членов, срок полномочий которых составляет шесть лет. Председатель Совета и два его члена назначаются Президентом Казахстана, еще по два – представителем Сената и председателем Мажилиса. Половина членов Конституционного совета сменяется каждые три года.
Конституционный Совет:
1) решает в случае спора вопрос о правильности проведения выборов Президента Республики, депутатов Парламента и проведения республиканского референдума;
2) рассматривает до подписания Президентом принятые Парламентом законы на соответствие Конституции;
3) рассматривает до ратификации международные Конституции;
4) дает официальное толкование норм Конституции;
5) дает заключения о соблюдении установленных конституционных процедур при импичменте и досрочном освобождении Президента от должности по стойкой неспособности исполнять полномочия.
Послание Президента Н.А. Назарбаева народу «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации».
18 февраля 2005 года в Астане на совместном заседании палат Парламента Глава Государства Н.А. Назарбаев выступил с ежегодным Посланием народу Казахстана «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации»1)
Суть данного Послания заключается в том, что Президент, определяя основные направления внутренней и внешней политики страны на период до 2010, предложил конкретную программу по ускорению дальнейшего развития. Через весь документ проходит главная мысль о том, что наступил «радикально новый этап в экономическом и политическом развитии страны». А на повестке дня: «дальнейшая модернизация и демократизация Казахстана».
Но прежде чем излагать задачи на предстоящее время Н.А. Назарбаев проанализировал предшествовавший «10-летний период, когда начала работать собственная национальная валюта, а значит, экономическая независимость стала реальной. 10-лет-это также юбилей нашей Конституции, благодаря которой страна стабильна, экономически процветает ». Президент напомнил о том, что Казахстан начал движение суверенитету, когда, «социально-экономическая и политическая ситуация была просто критической, экономика была недееспособной, казна пустой, политическая система неразвитой, миру мы были не интересны, мировое сообщество беспокоил лишь наш ядерный потенциал».
За годы независимости жизнь Казахстанцев кардинально изменилась, констатировал Н.А. Назарбаев. В чем это выразилось? Была создана успешно работающая рыночная экономика, значительно выросли основные показатели качества жизни населения и на данный момент Казахстан по классификации Всемирного банка входит в группу стран со средним уровнем дохода. Впервые в нашей истории было создано независимое государство, построенное на принципах западной демократии, учитывая опыт передовых восточноазиатских государств и специфику многонационального и многоконфессионального общества. Казахстан стал региональным лидером, уважаемым международным партнером, активным участником борьбы с международным терроризмом, трафиком наркотиков и распространением ядерного оружия. Подытоживая этот раздел Послания, Президент подчеркивал: «Казахстан сегодня является одним из самых динамично развивающихся государств мира, и это всеми признан».
Главную же часть Послания составляет раздел: «Куда мы идем?» где изложено видение будущего нашей страны, на что будет направлены дальнейшие усилия. Каковы же эти ориентиры? Они ясны и конкретны:
1) укрепление государственности;
2) развитие Казахстана как современного демократического и правового государства;
3) обеспечение прочной стабильности в стране и регионе;
4) развитие регионального и международного сотрудничества;
5) динамичное развитие экономики соответствии с требованиями глобализации и развития новых технологий с акцентом на развитие не сырьевых секторов;
6) развитие образования, профессиональной подготовки и социальной сферы на уровне XXI века;
7) последовательное развитие гражданского общества, обеспечение прав и свобод граждан;
8) дальнейшее развитие моральных и духовных ценностей казахского народа; обеспечение веротерпимости и межконфессионального согласия;
9) борьба с коррупцией;
10) глобальная борьба с терроризмом, наркоторговлей, экстремизмом вэкстрелизмом нального согласия;
11) в интересах своей страны и международного сообщества использовать уникальное геополитическое положение Казахстана, находящегося в фокусе коммуникационного потока между Европой и Азией.
В итоге «мы должны завершить строительство общества максимальных возможностей, - подчеркивал в заключение Президент, - у нас есть уникальный шанс на этой основе ускорить наше движение вперед. Это тот путь, который ведет Казахстан в число развитых и процветающих стран мира».