Menu
Самостоятельная работа студента по философии
Задания для СРС

Уровень репродуктивной деятельности:
1. Законспектируйте материал по теме, согласно рекомендуемой литературе.
2. Составьте словарь незнакомых, малознакомых терминов, не получивших освещения в лекционном материале, в глоссарии.
3. Запишите услышанные, увиденные, прочитанные определения мифа, религии, философии.

Уровень репродуктивно-практической деятельности:
1. Ознакомившись с хрестоматийным материалом по теме, проведите сравнительный анализ подходов в определении мифа, религии, философии.
2. Используя материалы из рекомендуемой литературы (п.1.«Мир философии», с. 10- 129), проследите за генезисом самого предмета философии, основных постановок и решений проблем, вопросов.
3. Напишите реферат на одну из предложенных тем:
• Философия как тип мировоззренческого знания.
• Онтология, гносеология и аксиология как стороны философского знания.
• Наука и философия. Их соотношение в современном мире.
• Роль философии в жизни общества.
• Философия – путь обретения смыслов и ценностей.
• Философия и искусство
• Роль философии в духовном становлении личности.

Уровень критически-творческой деятельности:
1. Интерпретируйте слова М.К. Мамардашвили: «И если Вы хотите стать чем-нибудь, просто стать – Вы должны сказать себе эти слова (слова Декарта: «теперь мы с миром вдвоем, я и он, лицом к лицу»). Я должен установить прямые отношения между мной и миром и между мной и мной, чтобы выйти из мертвой оболочки – из навязанного мне образа меня самого, существующего самостоятельно».
2. Напишите аргументированное эссе на тему: «Что такое философия?»
3. Прокомментируйте призыв А.Уайтхеда: «Сейчас философия должна выполнить свою главную функцию. Она обязана искать мировоззрение, способное спасти от гибели людей, для которых дороги ценности, выходящие за рамки удовлетворения животных потребностей».

Задания для СРС
Уровень репродуктивной деятельности:
1. Проанализируйте основные понятия индуистской религиозно-философской системы: Брахман, Атман, пракрити, сансара, карма, дхарма, мокша, варна.
Ориентируйтесь на содержание лекции при раскрытии этих понятий. Также обратитесь к философскому словарю для более полного объяснения.

Уровень репродуктивно-практической деятельности:
1.Составьте кроссворд по индуистской религиозно-философской системе. Кроссворд должен включать основные понятия, ключевые концепции, ведическую литературу. Кроссворд должен включать 10 слов по вертикали и 10 по горизонтали.
2.Прочтите и проанализируйте содержание «Бхагавад-Гиты» в контексте индуизма.
3. Подготовьте реферат на темы (по выбору):
«Древнеиндийская культура»
«Индуизм»
«Веды в истории культуры Индии».

Уровень критически-творческой деятельности:
1. Напишите эссе на тему: «Человек обречен на карму».
2. Прочитав произведения Р.Тагора, найдите мотивы индуистской философии в его творчестве.
3. На основе статьи психоаналитика К.Г. Юнга «Различие восточного и западного мышления» составьте таблицу сравнения Запада и Востока.

Задания для СРС
Уровень репродуктивной деятельности:
1.Сравните основные положения даосизма и конфуцианства. Составьте таблицу. При составлении таблицы используйте схему: онтология, гносеология, понимание человека, образ мудреца, отношение к обществу.
Уровень репродуктивно-практической деятельности:
1.Найдите высказывания о «совершенномудром» человеке в «Дао – дэ дзине».
2.Подготовьте реферат по следующим темам (на выбор): «Лао – цзы и его учение»; «Даосская йога», «Философия воинских искусств».
3.Подготовьте сообщение на тему: «Реформы Конфуция в социально-политической сфере».

Уровень критически-творческой деятельности:
1. Проинтерпретируйте афоризмы Конфуция:
• Учитель сказал: «Я передаю, а не сочиняю. Я верю в древность и люблю ее».
• Если в человеке естество затмит воспитанность, получится дикарь, а если воспитанность затмит естество, получится знаток писаний. Лишь тот, в ком естество и воспитанность пребывает в равновесии, может считаться достойным мужем.
• Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать.
• Не познав себя, нельзя стать благородным мужем. Не познав должного, нельзя обрести опору в жизни. Не научившись понимать истинный смысл слов, нельзя знать людей.
• Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться.
• Превозмогать себя и возвращаться к должному в себе - вот что такое истинная человечность. Быть человечным или не быть - это зависит только от нас самих.
• Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспевать за собственными словами.
• Человек расширяет Путь, а не Путь расширяет человека.
• Если человек тверд, решителен, прост и несловоохотлив, то он уже близок к человечности.
• Секрет доброго правления: правитель да будет правителем, подданный - подданным, отец - отцом, а сын - сыном.
• Благородный муж помогает людям увидеть доброе в себе и не поучает людей видеть в себе дурное. А низкий человек поступает наоборот..
2. Проинтерпретируйте слова китайского художника Су Дунпо (1036-1101), исходя из учения даосизма: «Чтобы нарисовать бамбук, нужно чтобы он вырос внутри тебя самого. И только тогда, взяв кисть и пристально вглядевшись в него, ты ощутишь его образ. Быстро лови момент, иначе он может исчезнуть так же стремительно, как уносится заяц при приближении охотника».
3. Легенда о художнике Тао – цзы (701-792) гласит, что нарисовав пейзаж, он исчез в тумане им же нарисованного пейзажа. Напишите разъясняющий комментарий к этой легенде.

Задания для СРС
Уровень репродуктивной деятельности:
1.Кто из первых философов выдвинул следующие понятия в качестве принципа первоначала: апейрон, бытие, огнелогос, космос, число, вода, воздух.
2.Кому из философов принадлежат следующие высказывания:
а) «Все есть число»;
б) «Все течет, все изменяется»;
в) «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку»;
г) «Одно и то же есть мысль и бытие».
3.К каким философским школам относятся данные философы: Парменид, Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, Зенон, Пифагор.
Уровень репродуктивно-практической деятельности:
1.Подготовьте рефераты на следующие темы по выбору: «Проблема космоса в философии Древней Греции»; «Диалектика Гераклита»; «Философия чисел в школе пифагорейцев»; «Проблема движения в апориях Зенона».
2.Составьте сравнительную таблицу философии Древнего Востока и философии Древней Греции:
Философские направления Основные понятия Понимание мира Понимание человека
Даосизм
Конфуцианство
Милетская школа
Элейская школа
Гераклит
Пифагорейцы
Атомизм
Уровень критически-творческой деятельности:
1.Проанализируйте в виде сочинения-эссе мысль Парменида «одно и то же есть и мысль, и бытие».
2.Напишите сочинение на тему: «Космический огнелогос как божественный символ всеобщего».
3.Подготовьте аргументированное эссе на тему: «Диалектичность космоса в древнегреческой философии».

Задания для СРС

Уровень репродуктивной деятельности:
1. Проанализируйте значение софистики в истории философии.
2.Обоснуйте положение о том, что Сократ стоит у истоков рационализма.
3. Раскройте этическое содержание философии Сократа.

Уровень репродуктивно-практической деятельности:
1. Сравните представления софистов и Сократа о назначении философии.
2.Подготовьте рефераты на одну из предложенных тем: «Софистика как философская школа Древней Греции», «Проблема человека в философии Сократа».
3.Интерпретируйте фразу «Афиняне…, отпустите меня или нет, но поступать иначе я не буду, даже если бы мне предстояло умирать много раз».

Уровень критически-творческой деятельности:
1. Напишите сочинение на тему: «Философ и толпа. Казнь Сократа».
2.Раскройте содержание следующего тезиса Протагора: «О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию».
3.Подготовьте аргументированное эссе на тему: «Почему Сократ рассматривает диалог как метод, позволяющий найти истину?».

Задания для СРС
Уровень репродуктивной деятельности:
1. Мир идей и мир вещей Платона. «Символ пещеры».
2. Метафизика Аристотеля. Почему Аристотеля называют философом действительности? Посмотрите фильм «Матрица» и найдите метафизический смысл замысел сценария.

Уровень репродуктивно-прaктической деятельности:
1. Пронализируйте соотношение души и тела в философии Платона. Как Платон понимает. бессмертие души.
2. Сопоставьте платоновское познание как «припоминание», «воспоминание» душой того, что она созерцала в идеальном мире до материального воплощения и понимание познания Аристотелем.

Уровень критически-творческой деятельности:
1. Взяв в качестве ориентира вопросы: а) Добродетели души и устройство идеального государства по принципу справедливости. б) Платон о философии и роли философа в государстве. в) Аристотель о государстве, напишите реферат «Платон и Аристотель о государстве».

Задания для СРС

Уровень репродуктивной деятельности: 1. Прочитав «Исповедь» Августина Аврелия, опишите мировоззренческую эволюцию Августина. Отметьте его отношение к античной классике, неоплатонизму, манихейству. Уровень репродуктивно-практической деятельности: 1.Покажите на материале первоисточника («Исповедь» Августина Аврелия) природу зла, решение проблемы свободы воли человека и значение творчества Августина для последующего философского и культурного развития. Уровень критически-творческой деятельности: 1.Проанализируйте философский смысл христианства. Изложите его в письменной работе.
Задания для СРС
Уровень репродуктивной деятельности:
1. Раскройте основные положения суфизма. При выполнении задания руководствуйтесь схемой: Бог – человек – мир.

Уровень репродуктивно-практической деятельности:
1. Подготовьте реферат на тему: «Концепция человека в суфизме».
2. Внимательно прочтите в книге Идрис Шаха А. «Суфизм» притчу о слоне и интерпретируйте ее.
3. Составьте кроссворд по основным понятиям суфизма.

Уровень критически-творческой деятельности:
1. Подготовьте доклад на тему: «Суфийские мотивы в поэзии Омара Хайяма».
2. Проинтерпретируйте эту суфийскую притчу:
Человек пришел к великому учителю Бахаутдину и попросил у него помощи в решении своих проблем и руководства на стезе Учения.
Бахаутдин велел ему отказаться от духовных занятий и немедлен¬но покинуть его дворец.
Добросердечный гость начал протестовать против такого решения Бахаутдина.
«Ты получишь доказательства», — сказал мудрец.
В этот момент в комнату влетела птица и начала метаться туда и сюда, не зная, куда ей направиться, чтобы вылететь.
Суфий подождал, пока птица уселась около единственного откры¬того окна в зале, и тогда вдруг хлопнул в ладоши.
Встревоженная птица вылетела через проем окна прямо на свободу.
Тогда Бахаутдин сказал: «Для нее мой хлопок был чем-то вроде шока, даже оскорбления, ты не согласен?»
Попытайтесь раскрыть специфику отношений Учитель – ученик в суфизме. Каким согласно этой притче представляется путь к Истине.
3. Почему современные представители мистических учений, в частности Ошо, обращаются к суфизму для передачи своих идей.

Задания для СРС

Уровень репродуктивной деятельности:
1. Подготовьте в устной форме периодизацию и общую характеристику схоластики.

Уровень репродуктивно-практической деятельности:
1. Раскройте письменно на примерах первоисточников идеологическую формулу схоластики: «Философия – служанка богословия». Опишите влияние Фомы Аквинского на европейскую культуру.

Уровень критически-творческой деятельности:
1.Составьте небольшую письменную работу по проблеме универсалий, общих понятий на тему: «Концептуализм Пьера Абеляра».

Задания для СРС

Уровень репродуктивной деятельности:
1.Определите в какие периоды истории философии следующие понятия имели приоритетное значение: логос, патристика, гелиоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, метафизика, макиавеллизм, Рок, апатия, гуманизм, Космос, индивидуализм, первоначало, майевтика, пантеизм, атараксия, множественность миров.

Уровень репродуктивно-практической деятельности:
1.Прочитайте и проанализируйте выдержки из работ Я. Буркхардта «Культура Возрождения в Италии» и М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма».
2.Проанализируйте основные мировоззренческие картины мира:

Картина мира Представители концепции Основное содержание идеи
1. Геоцентризм
2. Гелиоцентризм
3. Множественность миров

3.Подготовьте рефераты на следующие темы (по выбору): «Возрожденческий «титанизм» и идеал государя у Макиавелли», «Лютер и протестанский образ жизни», «Образ философии в эпоху Ренессанса».
Уровень критически-творческой деятельности:
1. Напишите письменную работу на тему: «Человек как «творение неопределенной природы». Ступени совершенствования человека».
2. Проанализируйте и раскройте особенности философии Возрождения:

Особенности Содержание Значение понятия в развитии мировоззрения эпохи
Гуманизм
Антропоцетризм
Антиклерикализм
Индивидуализм

3. Прочитайте и проанализируйте работу Э. Фромма «Бегство от свободы» (обратите внимание на значение идей Реформации в становлении мировоззрения современного человека западной цивилизации).

Задания для СРС

Уровень репродуктивной деятельности:
1. Законспектируйте материалы по теме в соответствии с заданным в начале лекции планом.
2. Поработайте с новой для Вас терминологией.
Уровень репродуктивно-практической деятельности:
1. Напишите реферат на одну из заданных тем:
• Свобода воли и проблема заблуждений в философии Нового времени
• Этические воззрения Б.Спинозы
• Субъективный идеализм Д.Беркли
• Проблема гражданского общества и правового государства в философии Нового времени

Уровень критически-творческой деятельности:
1. Дайте обоснование актуальности социально-философских идей Нового времени.
2. Напишите аргументированное эссе: «Свобода есть осознанная необходимость» (Б.Спиноза).
3. Посмотрите фильм Т.Китано «Куклы». Осмыслите рациональное и эмпирическое начала в человеке.

Задания для СРС

Уровень репродуктивной деятельности:
1.Составьте таблицу-описание философских взглядов Ж.Ж.Руссо и Д.Дидро.
2.Проследить мировоззренческую эволюцию Д.Дидро от деизма к материализму.
3.Прочитать роман Д.Дидро «Племянник Рамо» и работу Ж.Ж.Руссо «Рассуждение о науках и искусствах».
4.Найдите в указанных работах постановку проблемы человека.

Уровень репродуктивно- творческой деятельности:
1.Сопоставить постановку и решение проблемы человека у Руссо и Дидро и представить в форме доклада.
2. Подготовьте вопросы к своему докладу в письменной форме, позволяющие составить представление о вашей самостоятельной работы над ним.

Уровень критически-творческой деятельности:
1.Подготовьте реферат на тему: «Критика культуры в творчестве Ж-Ж Руссо»
2.Составьте подробный конспект «Лекций по истории философии» Г.Гегеля части «Французское Просвещение».

Задания для СРС

Уровень репродуктивной деятельности:
1. Раскройте смысл учения И.Канта в контексте новоевропейской культуры.

Уровень репродуктивно-практической деятельности:
1. Воспроизведите в письменной форме учение о категориях И.Канта.
2. В чем заключался агностицизм И. Канта?

Критически-творческий уровень:
1. Как вы думаете, почему Михаил Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» поместил Канта в ад? Прочтите роман и напишите небольшую письменную работу на тему сложных взаимоотношений Канта-человека с Богом, Канта-философа с христианской религией и церковью. Что это за шестое доказательство бытия бога Канта, о котором говорит Воланд в «Мастере и Маргарите»?
Задания для СРС

Уровень репродуктивной деятельности:
1. Ознакомьтесь с рекомендуемой литературой. Законспектируйте основные положения философии этики И.Канта.
2. Что хотел выразить Кант, говоря: «Совершая какой-то поступок, человек ответствен не только за себя, но и за все человечество...»

Уровень репродуктивно-практической деятельности:
1. Составьте таблицу по основным понятиям философии этики И.Канта:
Понятие Основное содержание понятия
Мораль
Совесть
Долг
Категорический императив
2. Прокомментируйте следующие высказывания И. Канта по проблемам философии этики:
• «Совесть действу¬ет в человеке, побуждая к определенным, поступкам, хотя нельзя ответить на вопрос, почему совершается тот или иной поступок, поскольку поступок совершается не по той или иной причине, а по совести».
• «Человек поступает согласно чувству долга не потому, что его что-то принуждает к этому, а потому, что в нем действует какая-то самопринуждающая сила. Человек может совершать моральный посту¬пок, и уклоняясь от какого-то действия».
• «Многие вещи способны возбудить удивление, восхищение, но подлинное уважение вызывает лишь человек, не изменивший чувству должного, тот человек, для которого существует невозможное»

Уровень критически-творческой деятельности:
1. Напишите аргументированное эссе на тему: «Человеческое, слишком человеческое…».
2. Проанализируйте позицию И. Канта: «…подлинно нравственным является такое действие, в котором человек и человечество выступают как высшие цели. А высшее предназначение человека, его цель — исполниться в качестве человека, реализовать человеческое в себе».

Задания для СРС

Уровень репродуктивной деятельности:
1. Проанализируйте как субъективный идеализм Фихте связан с Кантовским трансцендентализмом.
2. Как Фихте понимает активность, деятельность абсолютного субъекта.
3. Дайте анализ шеллинговского понимания тождества субъекта и объекта.
Уровень репродуктивно-практической деятельности:
1. Осмыслите следующее положение: в натурфилософии Шеллинга была возрождена неоплатоническая идея мировой души.
2.Раскройте шеллинговское понимание возникновения многообразия из первоначального единства, тождества субъективного и объективного как «творческого акта».

Уровень критически-творческой деятельности:
1. Напишите реферат на следующие темы: «Интеллектуальная интуиция как способ нерационального познания», «Гегелевское понимание тождества бытия и мышления».
2. Проанализируйте в виде сочинения – эссе мысль Фейербаха: «Бесконечная или божественная сущность есть духовная сущность человека, которая, однако, обособляет ее от человека и представляет ее как самостоятельное существо».

Задания для СРС

Уровень репродуктивной деятельности:
1. Какие гегелевские категории вы знаете?
2. Составьте следующую таблицу:
Периоды Понимание свободы
Восточный мир
Греческий мир
Римский мир
Германский мир
3. Дайте определение гегелевской триаде (тезис, антитезис, синтез).

Уровень репродуктивно-практической деятельности:
1.Раскройте смысл знаменитой гегелевской мысли «Все действительное разумно, а все разумное действительно».
2.Сравните теории познания Канта и Гегеля, в чем заключаются их принципиальные различия.
3.Познакомьтесь с «Лекциями по всемирной истории» Гегеля и напишите эссе о «хитрости мирового разума».

Уровень критически-творческой деятельности:
1. Подготовьте рефераты на следующие темы (по выбору):
• «Логика Гегеля»
• «Философия религии Гегеля»
• «Философия истории Гегеля».
2. Проанализируйте гегелевское понимание государства: «Государство есть шествие Бога в мире; его основанием служит власть разума, осуществляющего себя как волю».
3.Напишите письменную работу на тему: «Понятие Абсолютной идеи в философии Гегеля».

Задания для СРС

Уровень репродуктивной деятельности:
1. Проанализируйте и сопоставьте материалистическое и идеалистическое понимание истории в рамках классической философии.
2. Раскройте смысл основополагающего принципа марксистской философии – принципа предметно-практической деятельности.
3.В чем заключается специфика марксистского понимания философских категорий.

Уровень репродуктивно-практической деятельности:
1.Составьте конспект главы «Капитала» К .Маркса «Товарный фетишизм» и оцените его вклад в развитие европейской культуры.
2.Составьте конспект главы «Отчужденный труд» из работы К. Маркса «Экономическо-философские рукописи 1844 г.».
3.Проанализируйте теорию К. Маркса об общественно-экономических формациях.

Уровень критически-творческой деятельности:
1.Проанализируйте сущность задачи, которую поставил Ф. Энгельс в «Диалектике природы»: «убедиться в той истине… что в природе сквозь хаос бесчисленных изменений прокладывают себе путь те же диалектические законы движения, которые и в истории господствуют над кажущейся случайностью событий».
2.Подготовьте рефераты на следующие темы (по выбору) «Проблема свободы в творчестве К. Маркса», «Диалектический метод К. Маркса».
3. Дайте сравнительный анализ марксистского понимания «царства свободы» и «царства необходимости».

Задания для СРС

Уровень репродуктивной деятельности:
1. Законспектируйте материал по обозначенным в начале лекции вопросам.
2. Составьте терминологический словарь по новым понятиям.

Уровень репродуктивно-практической деятельности:
Напишите реферат на одну из заданных тем:
• Метафизика «всеединства» В.Соловьева.
• Экзистенциально-религиозная философия Н.Бердяева.
• Философия космизма.
• Идеи евразийства в русской философии.
• Учение Л.Н.Толстого о смысле жизни, нравственности.
• Космическая этика К.Циолковского.
• Теория ноосферы В.Вернадского.

Уровень критически-творческой деятельности:
1. Изучите работу Н.А.Назарбаева «На пороге XXI века». Осмыслите важность евразийской философии для будущего Казахстана.
2. Напишите аргументированное эссе на тему: «Достоевский и Толстой: в чем смысл жизни?»
3. Из представленных на лекции различных направлений в русской философии выберите и напишите эссе по наиболее импонирующей вам концепции.

Задания для СРС

Уровень репродуктивной деятельности:
1. Проведите анализ одной из работ Шакарима или Абая. Найдите в ней подтверждение основным положениям лекции.
2. Обозначьте составляющие пути нравственного самосовершенствования казахских мыслителей Абая и Ш. Кудайбердиева.

Уровень репродуктивно-практической деятельности:
1. Проведите анализ семейной обрядовости казахов с точки зрения традиционных ценностей
2. Сравните концепцию совершенного человека суфиев и духовное совершенствование человека у казахских философов.
3. Напишите реферат на тему (по выбору): «Мировоззрение жырау», «Истоки казахской философии», «Учение о человеке Абая», «Абай и суфистская философия», «Учение о совести Шакарима».

Уровень критическо-творческой деятельности:
1. Составьте кроссворд по казахской философии (5 по вертикали и 5 по горизонтали).
2. Напишите эссе на тему «Три истины Шакарима и мое жизненное кредо».
3. Как вы считаете, можно ли шаманизм назвать народной философией? 4. Обоснуйте.

Задания для СРС
Уровень репродуктивной деятельности:
1.Провести анализ одной из прочитанных работ философов неклассического направления: А.Шопенгауэра, С.Кьеркегора, Ф.Ницше, А.Камю, Ж.-П. Сартра.

Уровень репродуктивно-практической деятельности:
1.Подготовить рефераты на тему (по выбору): «Подлинное и неподлинное бытие» М. Хайдеггера; «Метаморфозы несчастного сознания» Ж.-П.Сартра; «Человек абсурда» А. Камю.
2.Составьте словарь терминов «фундаментальной онтологии» М.Хайдеггера.
3.С. Кьеркегор как анти-Гегель (в противоположность Гегелю) создал экзистенциальную диалектику. Составьте таблицу сравнения концепций Гегеля и С. Кьеркегора.

Уровень критически-творческой деятельности:
1.Напишите письменную работу на тему: «Концепция сверхчеловека:
Ф. Ницше и Ф.М. Достоевский».
2.Прочитать и проанализировать с точки зрения неклассической философии в виде сочинения-эссе рассказ Ф.Кафки «Превращение».
3.Проанализируйте кризис сознания современного человека на примере произведений Ж.-П.Сартра «Бог и дьявол» и А.Камю «Посторонний» и напишите сочинение «Мысли вслух…»

Задания СРС

Уровень репродуктивной деятельности:
1. Проанализируйте ситуацию отчуждения, исходя из философии А.Камю.
Обязательно прочтите работу А.Камю «Миф о Сизифе» где он подробно рассматривает тему абсурда. Найдите подтверждение основным положениям лекции.

Уровень репродуктивно-практической деятельности:
1.Подготовьте рефераты на тему (по выбору): «Проблема отчужденного сознания в современной философии»; «Герменевтика: сущность и перспективы развития»; «Философия деконструкции Ж.Дерриды»; «Проблема отчуждения в экзистенциальной философии».
2. Прочтите указанные в списке литературы страницы из «Истины и метода» Х.Г.Гадамера. Исходя из этого, составьте герменевтический проект преодоления отчуждения и определите его достоинства и недостатки.
3. Проанализируйте и выскажите свое мнение на точку зрения постмодерна относительно судьбы европейской культуры. Прочтите отрывки из Ж.Лиотара и Ж.Бодрийяра обратите внимание на проблематику и стиль изложения. Насколько мысли постмодернистов коррелирует с современной ситуацией.

Уровень критически-творческой деятельности:
1. Напишите эссе на тему «Бесчеловечное в человеке. Мысли вслух». В этом эссе вы должны применить основные положения темы, отраженные в лекции и дополнительной литературе, к современной ситуации. Почему, сейчас столь популярны разговоры о дегуманизации человека, о потере человечности. В эссе отразите собственное мнение по теме.
2. Проанализируйте рассказ А.Камю «Посторонний» с точки зрения прокурора и с точки зрения адвоката.
При анализе имейте в виду абсурдную философию жизни главного героя. Обозначьте свою позицию к такому восприятию жизни. Затем, попытайтесь осудить героя, постройте свою обвинительную речь, далее, займите позицию адвоката и попытайтесь понять главного героя.
3. Подготовьте реферат на тему «Феминизм в контексте постмодерна». Вспомните основные положения постмодернистской парадигмы и примените к современным феминистском идеям. Определите, действительно ли постмодерн является идейным истоком феминистского движения или же он совершенно нигилистически относится и к патриархальным, и к феминистским проявлением.

Задания для СРС

Уровень репродуктивной деятельности:
1. Напишите краткий конспект по плану, предложенному в начале лекции.
2. Составьте терминологический словарь по теме.

Уровень репродуктивно-практической деятельности :
1. Подготовьте сообщения по следующим вопросам:
• Бытие как сущее.
• Тождество бытия и мышления, открытое Парменидом. «Бытие и мысль суть одно и то же».
• Символическая формула бытия Пифагорейской школы (1+2+3+4=10).
• Проблема подлинного бытия Платона и иерархизация бытия Плотина.

Уровень репродуктивно-творческой деятельности:
1. Напишите реферат на одну из предложенных тем:
• «Рационалистическая и иррационалистическая трактовка бытия»
• «Проблема бытия в Новое время»
• «Бытие природы, общества, человека в философии Просвещения»
• «Тождество бытия и мышления Гегеля»
• «Проблема бытия в философии ХХ века»

Задания для СРС

Уровень репродуктивной деятельности:
1. Законспектируйте учебный материал по вопросам темы, обозначенным в начале лекции.
2. Составьте терминологический словарь по теме.

Уровень репродуктивно-практической деятельности:
1. Напишите реферат на одну из заданных тем:
• Кантовское учение о категориях
• Диалектические идеи Платона
• Движение от конкретного к абстрактному как этап теоретического познания
• Диалектика как методология
• Категории как ступени познания
• Гегелевское понимание абстрактного и конкретного
• Диалектика Гераклита
• Законы материалистической диалектики
• Учение Аристотеля об основных видах причинности
• Аристотелевское учение о категориях
• Гегель как великий диалектик
• Диалектика как метод: единство исторического и логического; «восхождение» от абстрактного к конкретному.

Уровень критически-творческой деятельности:
1. Рассмотрите и осмыслите исторические этапы диалектики как универсального метода познания.
2. Изучите и дайте анализ работы А.Ф.Лосева «Диалектика мифа». В кн.: Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М.: Политиздат, 1991. – с.21-186.
3. Сделайте сравнительный анализ кантовской и гегелевской системы категорий.

Задания для СРС

Уровень репродуктивной деятельности:
1. Раскройте специфику философского понимания сознания.
2. Выявите особенности идеалистических и материалистических философских учений в решении проблемы сущности сознания.
3. Каковы структура и основные функции сознания?

Уровень репродуктивно-практической деятельности:
1. Проанализируйте роль труда, языка и социальных отношений в развитии сознания.
2. В чем заключается смысл проблемы соотношения сознания и бессознательного. Какие уровни человеческой психики выявляет З. Фрейд?
3. Проблема самосознания и философской рефлексии.

Уровень критически-творческой деятельности:
1. Напишите реферат на тему: «Проблема бессознательного в философии З. Фрейда». (Фрейд З. «Психология бессознательного»).
2. Подготовьте письменную работу на тему: «Идеальное как форма социокультурного бытия».
3. Напишите аргументированное эссе на тему: «Природа сознания: божественная или естественная?»

Задания для СРС
Уровень репродуктивной деятельности:
1. Основываясь на лекционном материале, сравните классическую и неклассическую парадигмы научной рациональности.

Уровень репродуктивно-практической деятельности:
1.Составьте кроссворд из основных понятий темы.
2.Подготовьте реферат на тему (по выбору): Позитивистские учения в философии ХХ в.; Социальная теория позитивизма; Кант и неокантианцы: сходство и различие; Критический рационализм К.Поппера; Философская герменевтика Х.Г. Гадамера.
3. Раскройте в рамках темы научной рациональности, в чем заключается основное отличие познания от понимания.

Уровень критически-творческой деятельности:
1.Напишите эссе на тему: «Что есть истина?»
2. Проанализируйте проблему «объективности» знания, принимая во внимание тезис Х.-Г. Гадамера о предрассудочности всякого понимания, о существовании горизонта понимания. Эти же идеи вы можете найти у М. Хайдеггера.
3. На основе произведения М. Хайдеггера «Учение Платона об истине» проанализируйте, что есть истина как пайдейя и истина как алетейя.

Задания для СРС
Уровень репродуктивной деятельности:
1. Восстановите по памяти и воспроизведите письменно таблицу различения культуры и цивилизации.

Уровень репродуктивно-практической деятельности:
1.Оформите в письменной форме ответ на вопрос «Ф.Ницше и З.Фрейд о культуре как репрессивной форме, подавляющей силы человека».
2. Раскройте соотношение таких понятий как общественная формация и цивилизация.

Уровень критически-творческой деятельности:
1. Проведите сравнительный анализ видения проблем и ценностей современной цивилизации в различных философских концепциях культуры.
2. Подготовьте реферат на тему: «НТР и культура».

Задания для СРС
Уровень репродуктивной деятельности:
1. Составьте терминологический словарь по теме.
2. Законспектируйте современные философские концепции общества по монографии Д..Н.Нурманбетовой «Проблемы современной философии».
3. Запишите 3-5 различных определений общества.
Уровень репродуктивно- практической деятельности:
1.Подготовьте рефераты на темы (на выбор):
• «Общество в социально-философском измерении»
• «Историческая динамика общества»
• «Структура общества»
• «Философия гражданского общества»
2. Дайте письменные ответы на вопросы (на выбор):
• Многообразие социального опыта, культур и цивилизаций в философии истории А. Тойнби.
• Смысл истории и её постижение в философии истории К. Ясперса.
Уровень критически-творческой деятельности:
1. Составьте Ваше мнение, как влияет становление рыночных отношений на социализацию личности.
2. Представьте Ваше видение ценностей евразийского сообщества.
3. Прокомментируйте слова А.Камю: «Если не хочешь бежать от действительности, нужно найти в ней человеческие ценности».

Задания для СРС
Уровень репродуктивной деятельности:
1. Прочитайте учебное пособие Нурманбетовой Д.Н. «Человек как философская проблема» (Астана, ЕНУ, 2001) и вопроизведите основные учения о человеке в истории философии.(с. 9-17).
2. В чем специфика истолкования сущности человека в философской антропологии ХХ века. (с. 17-24).
3. Прочитайте статью А.Швейцера «Культура и этика» в книге «Благоговение перед жизнью» и выясните его понимание предназначения человека.(А.Швейцер.Благоговение перед жизнью. М., 1992. С.92-101, 210-237.)
Уровень репродуктивно-практической деятельности
1. Раскройте смысл формулы Сократа «Познай самого себя». Самопознание – цель и метод философской антропологии.
2. Сравните социокультурные и психоаналитические концепции человека ( Л.Фейербах, К.Маркс, Э.Фромм, З.Фрейд).
3. Составьте словарь терминов «философской антропологии» М. Шелера.

Уровень критически-творческой деятельности:
1. Напишите философское эссе на тему: «Человек: смысл и цель его жизни».
2.Напишите письменную работу, в которой раскройте смысл экзистенциалистской концепции человека (Камю А. «Миф о Сизифе», Хайдеггер М. «Разговор на проселочной дороге», Сартр Ж.-П. «Тошнота»)
3. Подготовьте аргументированное эссе на тему: «Отображение исторического понимания сущности человека в искусстве».
18.10.2011 13:23 Философия Артем 3687 15452 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Регистрация Вход