Отечественная общественно-политическая мысль
При укреплении феодального порядка в публикуются на древне-белорусском языке правовые акты. Особо интересно: статуты ВКЛ, представляющие собой полный свод законов.
В Беларуси в 15-16 веках возникло идейно-политическое течение, связанное с гуманизмом, реформацией и возрождением. Начал дело Ф. Скорина. Основной интерес проявлял к праву и закону. Законы делил на 2 категории: естественные и написанные на бумаге (появлялись тогда, когда люди преступали естественные законы и начинали безобразничать, были призваны положить этому конец). Он настаивал на том, что перед законом все равны. Скорина являлся сторонником идеи «вечного мира». Другие гуманисты: Гусовский, Будный (критиковал католическую церковь, крепостное право, существующий строй, феодализм, хотел монархию), Сапега.
После восстания 1930 начало формироваться революционно-демократическое направление общественной мысли. Нужны были народные массы. Была создана организация «демократическое общество», выступавшее за освобождения крестьян от крепостничества через вооруженное восстание. За право каждого народа на национальную самостоятельность, за дружбу между народами Беларуси, России, Польши, Украины.
К. Калиновский развивал идеи русских революционных демократов. Критиковал абсолютизм, был защитником крестьян, критиковал феодально-крепостнические отношения, мечтал раздать землю крестьянам. Осуществление всех проектов связывал с крестьянской революцией.
В Беларуси в 15-16 веках возникло идейно-политическое течение, связанное с гуманизмом, реформацией и возрождением. Начал дело Ф. Скорина. Основной интерес проявлял к праву и закону. Законы делил на 2 категории: естественные и написанные на бумаге (появлялись тогда, когда люди преступали естественные законы и начинали безобразничать, были призваны положить этому конец). Он настаивал на том, что перед законом все равны. Скорина являлся сторонником идеи «вечного мира». Другие гуманисты: Гусовский, Будный (критиковал католическую церковь, крепостное право, существующий строй, феодализм, хотел монархию), Сапега.
После восстания 1930 начало формироваться революционно-демократическое направление общественной мысли. Нужны были народные массы. Была создана организация «демократическое общество», выступавшее за освобождения крестьян от крепостничества через вооруженное восстание. За право каждого народа на национальную самостоятельность, за дружбу между народами Беларуси, России, Польши, Украины.
К. Калиновский развивал идеи русских революционных демократов. Критиковал абсолютизм, был защитником крестьян, критиковал феодально-крепостнические отношения, мечтал раздать землю крестьянам. Осуществление всех проектов связывал с крестьянской революцией.