Представления мыслителей Нового времени о сущности государства, политики и права
Эпоха буржуазных революций. Вывела на первое место проблему о соотношении личности и государства. Их взаимодействию посвящались теории естественного права и общественного договора. Они были направлены против всех форм феодальной зависимости, сословного деления общества и обосновывали равенство людей, данное им природой.
Джон Локк изображал государственное состояние как царство свободы, разума и равенства, видел высшую цель государства в охране частной собственности и развитии личности, когда индивид ограничивает свою свободу и права в тех рамках, которые необходимы для установления и сохранения государства. Деятельность государства ограничена правосудием. Сильная судебная власть – гарантия от произвола. Локк разделил власть на законодательную, исполнительную, федеральную.
Томас Гоббс рассматривал государство как продукт сознания людей, механизма осуществления воли всех граждан и правителей. Сильная государственная власть – залог прекращения конфронтации в обществе, для этого людям надо отказаться от всех своих прав и претензий и безоговорочно подчиняться монарху, т.е. абсолютной государственной власти. Вне государства – «война всех против всех», бедность, дикость, зверство; в государстве – владычество разума и свободы.
Шарль Луи де Монтескье дополнил теорию разделения властей, чётко выделив три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная, и разрабатывал принцип, где свобода - все, что запрещено законом.
Жан-Жак Руссо – идеолог буржуазии и широких народных масс, прежде всего крестьянства, связывал образование государства с закреплением имущественного неравенства в обществе. Это закрепление получило называние общественного договора. По мнению Руссо, такой договор необходим. Для этого и нужно просвещение, и введение системы плебисцита по важнейшим политическим проблемам.
Джон Локк изображал государственное состояние как царство свободы, разума и равенства, видел высшую цель государства в охране частной собственности и развитии личности, когда индивид ограничивает свою свободу и права в тех рамках, которые необходимы для установления и сохранения государства. Деятельность государства ограничена правосудием. Сильная судебная власть – гарантия от произвола. Локк разделил власть на законодательную, исполнительную, федеральную.
Томас Гоббс рассматривал государство как продукт сознания людей, механизма осуществления воли всех граждан и правителей. Сильная государственная власть – залог прекращения конфронтации в обществе, для этого людям надо отказаться от всех своих прав и претензий и безоговорочно подчиняться монарху, т.е. абсолютной государственной власти. Вне государства – «война всех против всех», бедность, дикость, зверство; в государстве – владычество разума и свободы.
Шарль Луи де Монтескье дополнил теорию разделения властей, чётко выделив три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная, и разрабатывал принцип, где свобода - все, что запрещено законом.
Жан-Жак Руссо – идеолог буржуазии и широких народных масс, прежде всего крестьянства, связывал образование государства с закреплением имущественного неравенства в обществе. Это закрепление получило называние общественного договора. По мнению Руссо, такой договор необходим. Для этого и нужно просвещение, и введение системы плебисцита по важнейшим политическим проблемам.