С институтом семьи тесно связан другой общественный институт- институт брака- санкционированная обществом, социально и личностно целесообразная, устойчивая форма половых отношений.
Наиболее древней формой семейной жизни является тотемический клан, сохранившийся до настоящего времени у некоторых австралийских племен. Все члены рода имеют общее имя, индивидуальные имена у них отсутствуют. Тотемический клан основан на вере в общего предка всех членов рода: обычно таковым считается какое-то животное. Члены клана считают, что им присущи лучшие качества этого предка. В семье такого типа существует групповой брак, и поэтому отец детей установлен быть не может, а происхождение определяется по материнской линии.
Преобладающей формой семьи является нуклеарная (супружеская) семья. Ее основу составляют муж и жена, связанные брачными отношениями, и их дети, которые от них зависят.
Кроме нуклеарной семьи распространена такая форма семейной организации, которая называется родственной семьей. Она основана не только на супружеских отношениях двух людей, но и на кровном родстве большого числа родственников. По этой причине ее иногда называют расширенной. Эта семья представляет собой клан родственников вместе с супругами и детьми.
В современном обществе происходит ослабление многих родственных связей, в силу чего нуклеарная семья преобладает над родственной.
Основу семьи составляет, как правило, брачная пара. Однако есть семьи, характеризующиеся совместным проживанием, общим ведением хозяйства, но юридически не оформленные. Количество таких семей в последнее время заметно увеличилось. Социологи вообще отмечают снижение желания и готовности населения к заключению брака, что особенно характерно для современных развитых стран. Кроме того, есть и неполные семьи, где отсутствует один из родителей или родительское поколение по каким-либо причинам не присутствует вообще (например, когда дети живут с бабушками-дедушками без родителей).
В социологии выделяются три основных типа семьи:
1. Традиционная ( патриархальная) семья. Такой тип организации семьи предполагает существование под одной крышей минимум трех поколений, и роль лидера отводится старшему мужчине. Для традиционной семьи характерны: а) экономическая зависимость женщины от супруга; б) функционально четкое разделение сфер семейной жизни и закрепление мужских и женских обязанностей (муж – кормилец, жена – хозяйка); в) признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства.
2. Нетрадиционная семья. В ней сохраняются традиционные установки на мужское лидерство и разграничение мужских и женских семейных обязанностей, но в отличие от семей первого типа без достаточных на то объективных экономических оснований. Такой тип семьи социологи называют эксплуататорским, поскольку наряду с правом на равное с мужчиной участие в общественном труде женщина получает «исключительное» право на домашний труд.
3. Эгалитарная семья (семья равных). Для семьи такого типа характерны: а) справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозависимость супругов в решении бытовых проблем ( так называемая «ролевая симметрия»); б) обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений; в) эмоциональная насыщенность отношений.
Существуют и переходные типы семей, в которых ролевые установки мужчин носят более традиционный характер, нежели их фактические поведение, либо, наоборот, при демократических ролевых установках мужчины мало участвуют в ведении домашнего хозяйства.
С институтом семьи тесно связан другой общественный институт – институт брака –добровольный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и детям. Брак представляет собой социально одобряемые образцы поведения, с помощью которых брачующие составляют семью. Заключение брака предполагает не только воспроизводство и воспитание детей, но и множество других прав и обязанностей. Разные общества устанавливают различные образцы брачных связей. Каждое общество ограничивает выбор партнера в браке тем, что разрешает выбирать его только вне определенной узкой группы. Это явление называется экзогамией. В современном обществе запрещены браки между родственниками, чтобы избежать кровосмешения. Так, нравственные нормы запрещают мужчине жениться на сестрах, двоюродных сестрах и близких родственниках.
Напротив, существуют противоположные требования, когда выбор партнера в браке возможен лишь в пределах своей группы. Такой культурный образец брачных связей называется эндогамией. Подобное требование встречается в примитивных обществах. В современных обществах распространена расовая и сословная эндогамия, когда запрещается выбирать партнера из иной расовой группы и нищих слоев общества. Эндогамия характерна для закрытых групп, подобно кастам.
Для большинства современных обществ существует только одна форма супружества – моногамия, то есть брак одного мужчины с одной женщиной. Однако в развитии большинства обществ практиковались полигамии, то есть формы брака, при которых существует более одного партнера в супружестве. Выделяют три формы полигамии. Во-первых, групповой брак, при котором несколько мужчин и несколько женщин одновременно находятся между собой в брачных отношениях. Во-вторых, в обществах Южной Индии и Тибета существует такая форма полигамного брака, как полиандрия, когда одна женщина имеет несколько мужчин в силу того, что численность мужского населения значительно больше женского. Здесь считается нормальным, когда женщина, выходя замуж, автоматически становится женой всех братьев своего мужа, и они живут вместе. В-третьих, наиболее распространенной формой полигамного брака является полигиния (многоженство), преобладающая в странах Востока.
Основная литература:
1.В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. Социология. Краткий курс. Москва. 2003 г. С.185-213
2. В.Н. Лавриненко. Социология. Учебник для вузов. Москва. 2003 г. С.240-253
3. Р.Т. Мухаев. Социология. Учебник для вузов. Москва. 2003 г. С. 197-200
Дополнительная литература:
А.А. Радугин, К.А. Радугин. Социология. Москва. 1996г.
Ж.Т. Тощенко. Социология. Москва. 1994г.
Н. Смелзер. Социология. Москва. 1994 г.
К.Г. Габдуллина. Социология. Учебное пособие. Алматы. 1997 г.