Период 60-х годов XX века можно назвать переломным для содержательной стороны массовой культуры на Западе. Бунт молодежи в западноевропейских странах показал, что массовая культура воздействует на человека не очень эффективно, так как она «безадресна», рассчитана сразу на всех. Был сделан вывод о том, что одни и те же общественные идеалы следует доводить до различных социальных групп различными способами. И перед социологами встали следующие задачи:
- дифференцировать группы по культурному признаку;
- выделить их особый круг интересов и найти возможные точки соприкосновения
друг с другом;
- определить пути, способы и средства воздействия на ту или иную группу.
Если подлинная и массовая культуры различаются по своим целям и ценностям, то по отношению к господствующей культуре выделяются субкультура и контркультура – культуры различных социальных групп: возрастных, профессиональных, территориальных, поселенческих и т.д. Иначе их еще называют частичными культурами. Любая субкультура имеет свои ценности, несколько отличные от общепринятых, особые правила и образцы поведения, стиль одежды, манеру общения. Кроме того, субкультура варьируется в зависимости от характера декларируемых ценностей и стилей жизни, величины группы, разделяющей эти ценности, возрастных особенностей членов группы, а также их готовности к активным действиям по защите своих интересов и образа жизни.
Субкультура, которая находится в состоянии открытого конфликта, явной конфронтации по отношению к господствующей культуре, называется контркультурой. Этот термин принадлежит американскому социологу Т. Роззаку, который ввел его для характеристики молодежных движений Запада 60-х годов. Иными словами, контркультура – это комплекс, набор норм и ценностей какой-либо социальной группы, которые резко противоречат нормам и ценностям, господствующим в обществе, частью которого эта группа является.
На сегодняшний день контркультура – это: а) тип протестующего мироощущения; б) альтернативный стиль жизни, оппозиционный господствующему; в) антитрадиционные формы художественного творчества.
Учитывая внутреннюю неоднородность культуры, социологи попытались создать многоуровневую модель, по которой смысловое разнообразие культурных изменений обусловлено многообразием «вызовов» культуре со стороны изменяющегося общества. При этом подсистемы культуры соотносятся не по принципу субординации, подчинения, а по принципу дополнительности. В данной модели ясно прослеживаются взаимосвязи между социальной структурой, социальным заказом на определенный тип поведения и функционированием культурных подсистем. Единая человеческая культура складывается из множества различных культур, которые вносят свой вклад и без каждой из которых картина культуры была бы неполной. Все культуры взаимонезаменяемы.
Основная литература:
1. В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. Социология. Краткий курс. Москва. 2003 г. 171-
2. В. Н. Лавриненко. Социология. Учебник для вузов. Москва. 2003 г. С. 190-201.
3. Р. Т. Мухаев. Социология. Учебник для вузов. Москва. 2003 г. С. 95-118.
Дополнительная литература:
1. А.А. Радугин, К.А. Радугин. Социология. Москва. 1996 г.
2. Ж.Т. Тощенко. Социология. Москва. 1994г.
3. Н. Смелзер. Социология. Москва. 1994 г.