Национальный план по развитию функциональной грамотности учеников
По поручению президента страны был разработан "Национальный план действий по развитию функциональной грамотности на 2012-2016 годы", впервые за всю историю будут разработаны инновационные проекты поддержки организаций дополнительного образования.
Формирование и развитие функциональной грамотности учащихся поставлено Главой государства приоритетной задачей, для этого в стране будут приняты следующие меры:
1) Будет совершенствоваться работа с одаренными детьми;
2) Введут новую систему квалификации, а также трехуровневую категорию учителей;
3) Будет создана ассоциация учителей;
4) Будет дальше внедряться система трех языков в школах и вузах страны;
5) Будут создаваться новые стандарты образования
6) Будут открыты 6 инновационных интерактивных парков для детей и юношества во Дворцах школьников городов Астана, Алматы, Жанаозен, Усть-Каменогорск, Шымкент, Павлодар.
7) Имеющиеся сегодня 167 домов (центров) творчества, станций юных техников будут обеспечены комплексами «Робототехника».
8) В республике 18 станций юных натуралистов будут оснащены современными высокотехнологичными теплицами.
Все эти меры должны способствовать развитию интереса к творческой и инновационной деятельности у учащихся, так считает министр образования РК, который недавно выступил на 1-ом Съезде учителей химии и биологии Республике Казахстан, проходящем сегодня Восточном Казахстане.
Не для кого не секрет, что современное образование в Казахстане имеет высокий индекс развития по данным ЮНЕСКО и занимает 4 место среди других стран мира. Мы находимся на 14 месте среди 177 стран по уровню грамотности населения, тем самым значительно опережаем все другие страны постсоветского пространства.
Казахстан первым в СНГ полностью перешел на общепризнанную в мире трехуровневую систему высшего и послевузовского образования, стал полноправным участником Болонского процесса.
В стране осуществляется переход к реальной интеграции образования, науки и инноваций. В кратчайшие сроки реализован уникальный в мировой практике проект: Назарбаев университет – сплав образовательного, исследовательского и инновационного процесса. Наработки этого уникального университета будут транслироваться во все университеты страны.
Уже определены 10 инновационно -направленных университетов, для которых ежегодное финансирование составит около 200 млн. тенге.
Казахстанские школьники успешно выступают на международных олимпиадах и конкурсах научных работ. За последние три года на международных олимпиадах и научных соревнованиях по биологии завоеваны 221 медаль (60 золотых, 73 серебряных, 88 бронзовых), по химии - 82 медали (22 золотых, 31 серебряная, 29 бронзовых).
На прошедшей в Астане 46-ой Международной Менделеевской олимпиаде наша команда вошла в тройку лучших. Олимпиада дала мощный импульс развитию и пропаганде химического образования в целом по стране.
Повышается оснащение школ современными предметными кабинетами и средствами ИКТ. В последние пять лет за счет средств республиканского бюджета приобретены 2059 кабинетов физики, 1718 кабинетов биологии.
Планируется также приобретение 1675 кабинетов химии.
Действуют шесть «Назарбаев Интеллектуальных школ», из них одна в Усть-Каменогорск - химико-биологическая, где дети обучаются по особым учебным программам и созданы условия на уровне мировых стандартов.
Таким образом, сегодня государством созданы условия для поддержки естественонаучного образования, формирования интеллектуального потенциала страны, всячески поддерживаются творческие идеи педагогических коллективов школ и учителей химии и биологии.
Естественнонаучное образование занимает особое место в формировании объективного научного взгляда учащихся на окружающий мир. Оно является фундаментом и стратегическим ресурсом обеспечения индустриально-инновационного развития Казахстана.
В этой связи подготовка химиков и биологов –первостепенная государственная задача. И вашу роль в ее реализации трудно переоценить.
В этой связи следует обратить внимание на следующее.
Первое. Повышение престижа учителей химии и биологии. Необходимо усилить поддержку творческих учителей и распространять их опыт через методические кабинеты, электронные порталы, СМИ, конкурсы педагогического мастерства и т.д.
В Великобритании для повышения статуса учителя как профессии проводилась кампания под девизом: «Преподавание изменяет мир», социальная реклама подчеркивала гибкость и разнообразие умений и навыков, приобретаемых учителем, разнообразие путей, ведущих к преподаванию. В результате этой компании удалось вдвое снизить число вакантных мест по таким «дефицитным» предметам как химия и физика.
Второе. Вопрос качества учебников и учебно- методического обеспечения. Это один их ключевых вопросов всей системы образования и естественнонаучного в том числе.
В преддверии съезда были проведены встречи с авторами учебников и анкетирование.
Главные выводы: необходимо ввести разноуровневые, творческие задания, развивающие функциональную грамотность школьников, а также расширить информацию о казахстанских ученых и наших достижениях.
В этой связи Республиканскому центру «Учебник» поручаю учесть эти предложения.
Третье. Использование инфокоммуникационных технологий на уроках химии и биологии.
Стиль мышления учащихся ориентирован на интерактивные способы обучения, дистанционные способы общения и коммуникации, на поисковые методы, на компьютерную графику при визуализации учебного материала.
В этой связи нам нужно переучивать педагогов школ. Они должны быть на голову выше своих учеников в вопросах использования IT-технологий на уроках химии и биологии.
Но хочу предостеречь от другой крайности. Проведения всех лабораторных работ в виртуальном виде. Да, это красиво, зрелищно, допускает многократное повторение, безопасно наконец. Однако, в школе должно быть место реальному эксперименту. Только через проведение реальных опытов мы можем привить ученику тягу к исследованиям. Только так мы сможем выполнить поручение Главы государства по привлечению молодежи в науку.
Четвертое. Внедрение в школу обучения на трех языках. В рамках пересмотра учебного плана необходимо разработать поэтапный переход на преподавание естественнонаучных предметов на английском языке, как это принято в школах многих успешных странах: Нидерландах, Швеции, Малайзии, Сингапуре и других.
Эксперимент по обучению предметам на трех языках уже идет в 33 школах.
Для кадрового обеспечения этих школ мы обучаем 90 педагогов в рамках Программы «Болашак».
Формирование и развитие функциональной грамотности учащихся поставлено Главой государства приоритетной задачей, для этого в стране будут приняты следующие меры:
1) Будет совершенствоваться работа с одаренными детьми;
2) Введут новую систему квалификации, а также трехуровневую категорию учителей;
3) Будет создана ассоциация учителей;
4) Будет дальше внедряться система трех языков в школах и вузах страны;
5) Будут создаваться новые стандарты образования
6) Будут открыты 6 инновационных интерактивных парков для детей и юношества во Дворцах школьников городов Астана, Алматы, Жанаозен, Усть-Каменогорск, Шымкент, Павлодар.
7) Имеющиеся сегодня 167 домов (центров) творчества, станций юных техников будут обеспечены комплексами «Робототехника».
8) В республике 18 станций юных натуралистов будут оснащены современными высокотехнологичными теплицами.
Все эти меры должны способствовать развитию интереса к творческой и инновационной деятельности у учащихся, так считает министр образования РК, который недавно выступил на 1-ом Съезде учителей химии и биологии Республике Казахстан, проходящем сегодня Восточном Казахстане.
Не для кого не секрет, что современное образование в Казахстане имеет высокий индекс развития по данным ЮНЕСКО и занимает 4 место среди других стран мира. Мы находимся на 14 месте среди 177 стран по уровню грамотности населения, тем самым значительно опережаем все другие страны постсоветского пространства.
Казахстан первым в СНГ полностью перешел на общепризнанную в мире трехуровневую систему высшего и послевузовского образования, стал полноправным участником Болонского процесса.
В стране осуществляется переход к реальной интеграции образования, науки и инноваций. В кратчайшие сроки реализован уникальный в мировой практике проект: Назарбаев университет – сплав образовательного, исследовательского и инновационного процесса. Наработки этого уникального университета будут транслироваться во все университеты страны.
Уже определены 10 инновационно -направленных университетов, для которых ежегодное финансирование составит около 200 млн. тенге.
Казахстанские школьники успешно выступают на международных олимпиадах и конкурсах научных работ. За последние три года на международных олимпиадах и научных соревнованиях по биологии завоеваны 221 медаль (60 золотых, 73 серебряных, 88 бронзовых), по химии - 82 медали (22 золотых, 31 серебряная, 29 бронзовых).
На прошедшей в Астане 46-ой Международной Менделеевской олимпиаде наша команда вошла в тройку лучших. Олимпиада дала мощный импульс развитию и пропаганде химического образования в целом по стране.
Повышается оснащение школ современными предметными кабинетами и средствами ИКТ. В последние пять лет за счет средств республиканского бюджета приобретены 2059 кабинетов физики, 1718 кабинетов биологии.
Планируется также приобретение 1675 кабинетов химии.
Действуют шесть «Назарбаев Интеллектуальных школ», из них одна в Усть-Каменогорск - химико-биологическая, где дети обучаются по особым учебным программам и созданы условия на уровне мировых стандартов.
Таким образом, сегодня государством созданы условия для поддержки естественонаучного образования, формирования интеллектуального потенциала страны, всячески поддерживаются творческие идеи педагогических коллективов школ и учителей химии и биологии.
Естественнонаучное образование занимает особое место в формировании объективного научного взгляда учащихся на окружающий мир. Оно является фундаментом и стратегическим ресурсом обеспечения индустриально-инновационного развития Казахстана.
В этой связи подготовка химиков и биологов –первостепенная государственная задача. И вашу роль в ее реализации трудно переоценить.
В этой связи следует обратить внимание на следующее.
Первое. Повышение престижа учителей химии и биологии. Необходимо усилить поддержку творческих учителей и распространять их опыт через методические кабинеты, электронные порталы, СМИ, конкурсы педагогического мастерства и т.д.
В Великобритании для повышения статуса учителя как профессии проводилась кампания под девизом: «Преподавание изменяет мир», социальная реклама подчеркивала гибкость и разнообразие умений и навыков, приобретаемых учителем, разнообразие путей, ведущих к преподаванию. В результате этой компании удалось вдвое снизить число вакантных мест по таким «дефицитным» предметам как химия и физика.
Второе. Вопрос качества учебников и учебно- методического обеспечения. Это один их ключевых вопросов всей системы образования и естественнонаучного в том числе.
В преддверии съезда были проведены встречи с авторами учебников и анкетирование.
Главные выводы: необходимо ввести разноуровневые, творческие задания, развивающие функциональную грамотность школьников, а также расширить информацию о казахстанских ученых и наших достижениях.
В этой связи Республиканскому центру «Учебник» поручаю учесть эти предложения.
Третье. Использование инфокоммуникационных технологий на уроках химии и биологии.
Стиль мышления учащихся ориентирован на интерактивные способы обучения, дистанционные способы общения и коммуникации, на поисковые методы, на компьютерную графику при визуализации учебного материала.
В этой связи нам нужно переучивать педагогов школ. Они должны быть на голову выше своих учеников в вопросах использования IT-технологий на уроках химии и биологии.
Но хочу предостеречь от другой крайности. Проведения всех лабораторных работ в виртуальном виде. Да, это красиво, зрелищно, допускает многократное повторение, безопасно наконец. Однако, в школе должно быть место реальному эксперименту. Только через проведение реальных опытов мы можем привить ученику тягу к исследованиям. Только так мы сможем выполнить поручение Главы государства по привлечению молодежи в науку.
Четвертое. Внедрение в школу обучения на трех языках. В рамках пересмотра учебного плана необходимо разработать поэтапный переход на преподавание естественнонаучных предметов на английском языке, как это принято в школах многих успешных странах: Нидерландах, Швеции, Малайзии, Сингапуре и других.
Эксперимент по обучению предметам на трех языках уже идет в 33 школах.
Для кадрового обеспечения этих школ мы обучаем 90 педагогов в рамках Программы «Болашак».
29.06.2012 03:09 8379 0