Необходимо улучшить систему высшего образования в Казахстане
Необходимо улучшить систему высшего образования в Казахстане.
Система высшего образования это совокупность взаимодействующих организаций образования по обеспечению профессиональной подготовки компетентных и конкурентоспособных специалистов для всех отраслей экономики республики в интеграции с наукой и производством.
В Казахстане принята новая «Государственная программа развития образования на 2011-2020 годы», где отмечается, что высшее образование должно соответствовать «лучшим мировым практикам в области образования». И еще: «Привести систему высшего образования Казахстана в соответствие с наиболее конкурентоспособными системами высшего образования в мире».
Разрешима ли поставленная задача, если на сегодня в рейтинге лучших мировых университетов лишь 2 вуза Казахстана.
На сегодняшний день в Казахстане действуют 148 вузов, в которых обучаются свыше 595 тыс. человек. Это 9 национальных, 2 международных, 32 государственных, 12 негражданских, 93 частных, в которых обучаются свыше 595 тыс. человек.
В докладе министра образования отмечается, что: «большинство работодателей не удовлетворены качеством подготовки специалистов, выпускаемых вузами. Образовательные программы не всегда отвечают ожиданиям работодателей и не соответствуют потребностям экономики». А доля выпускников вузов, прошедших независимую оценку квалификации в сообществе работодателей, от общего количества принявших участие, равна 0. Доля вузов, прошедших независимую национально институциональную аккредитацию по международным стандартам лишь -14%. При этом доля вузов, прошедших независимую национально специализированную аккредитацию по международным стандартам равна 0 (то есть по специальностям).
Специализированная аккредитация — оценка качества отдельных образовательных программ, реализуемых организацией образования;
Институциональная аккредитация — оценка деятельности организации образования по качественному представлению образовательных программ в соответствии с заявленным статусом;
Каждым годом сокращается количество иностранных граждан, желающих обучаться в вузах Казахстана. На сегодня их 10 тысяч. Это в основном из Афганистана, Индии, Пакистана, Таджикистана, Киргизии и др. развивающихся стран. Для сравнения: в США иностранных студентов свыше 500 000. Еще один фактор, до сих пор молодежь по-прежнему предпочитает зарубежное образование отечественному. Ведь на сегодня за рубежом обучаются более 20 тыс. казахстанцев.
Отсюда вытекает проблема:
Существующая система высшего образования остается малоконкурентной.
Малоконкурентная система не сможет выполнять поставленные задачи и соответствовать государственным и международным стандартам. В существующей системе невозможно достигнуть цели, а именно: создание необходимых условий для получения качественного образования, развитие и профессиональное становление личности.
Возможно 1-ая причина – в несовершенстве классификации высших учебных заведений.
Несовершенство в том, что по-прежнему нет четких расчетов необходимого количества вузов, их профилей с учетом потребностей экономики и потенциального количества возможных, ожидаемых абитуриентов. В высшем образовании у нас остается избыточности сети вузов и количества студентов. Об этом в очередной раз говорит министр образования, приводя сравнительную характеристику: «Если в мире в среднем приходится 232 студента на 10 тысяч населения, то у нас – 377. Однако в большинстве развитых государств эти цифры гораздо скромнее – в Японии 222, Германии 258 и т.д.
До этого вопрос о количестве вузов поднимался президентом в ежегодном послании народу Казахстана, в прошедшей «Госпрограмме развития образования на 2005 и 2010 годы». Время идет, принята новая программа, а количество высших учебных заведений по-прежнему избыточно.
Об отсутствии расчетов в планировании вузов говорит председатель Ассоциации частных вузов, ректор университета «Туран» - Р. Алшанов: «Отсутствуют четкие расчеты: когда, в каких отраслях экономики сколько понадобится предприятиям специалистов. Вузы, без учета потребности в кадрах, по своему усмотрению производят набор студентов на ту или иную специальность».
Но такая ситуация приводит к дефициту кадров, с одной стороны, и безработице – с другой. Например, среди безработных доля безработных с высшим образованием равна – 18%, или 114, 3 тысяч человек. Доля выпускников вузов, трудоустроенных по специальности в первый год после окончания вуза всего -50%.
В Казахстане проводится практика создания и функционирования вузов по принципу: захотели и открыли. Главное, чтобы созданное учебное заведение получило лицензию на свою деятельность, соответствовало Госстандартом. И никого не волнует, что открытый вуз будет готовить невостребованных специалистов. Планирование и расчет отсутствует и в новой госпрограмме. Вот что говорит о системе высшего образования министр: «Чтобы не получить перегрев экономики невостребованными кадрами, в ближайшее время необходимо разработать новые требования к каждой ступени проверки вузов». Получается, если пройдут проверку, так и будут набирать и выпускать специалистов, которые будут невостребованными.
Вторая причина в том, что профессорско-преподавательского состав и материально-техническая база вузов не соответствует необходимым международным стандартам.
Устаревшая материально-техническая база и оборудование лабораторий вузов не позволяют проводить качественные научные исследования. Доля профессорско-преподавательского состава вузов и научных работников, имеющих публикации в научных журналах в течение последних 5 лет равна 0. В Казахстане удельный вес научных разработок вузов остается ниже уровня (принятого в развитых странах), более чем в десять раз.
«Научный потенциал вузов Казахстана используется крайне неэффективно», - отмечает министр образования в своем докладе. Наблюдается старение кадров. Средний возраст научных работников - 55 лет. В Казахстане не развиты инновационные структуры, выполняющих разработки и обеспечивающих доведение результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ до их практической реализации.
Пути решения
Для повышения конкурентоспособности вузов можно провести классификацию вузов Казахстана по профилю и количеству с учетом требований «Госпрограммы индустриально-инновационного развития Казахстана до 2020 года».
Приостановить действие лицензий у вузов, не соответствующих международным стандартам до устранения несоответствий. Закрепить вузы за профильными предприятиями, оснащенными современным техническим оборудованием. А главное усилить связь образования, науки, и производства.
Закрыть факультеты, которые не соответствуют профилю вуза. Например, в Каспийском государственном университете технологии и инжиниринга имени Ш. Есенова в г. Актау есть факультет педагогики и психологий, а также археологий и этнологий. В институте управлении Астаны есть факультет информатики.
Увеличить долю вузов, осуществляющих программу двудипломного образования с зарубежными вузами до 50%. Сейчас - 20% официально, но согласно справке МОН РК реально дипломы не действуют за рубежом.
Для усиления связи образования, науки и производства ввести механизм взаимодействия проектных институтов, конструкторских бюро и производства с вузами. Чтобы все существующие нормативы по материально-технической базе и кадровому обеспечению высшей школы должны были научно, методологически обоснованы, связаны с индустриально-экономическим развитием Казахстана.
За счет усовершенствования системы планирования, улучшения материально-технической базы вузов, можно помочь вузам пройти независимую национальную аккредитацию по международным стандартам и войти в рейтинг лучших мировых университетов. И таким образом улучшить систему высшего образования в РК, сделав её конкурентоспособной в едином образовательном пространстве.
Система высшего образования это совокупность взаимодействующих организаций образования по обеспечению профессиональной подготовки компетентных и конкурентоспособных специалистов для всех отраслей экономики республики в интеграции с наукой и производством.
В Казахстане принята новая «Государственная программа развития образования на 2011-2020 годы», где отмечается, что высшее образование должно соответствовать «лучшим мировым практикам в области образования». И еще: «Привести систему высшего образования Казахстана в соответствие с наиболее конкурентоспособными системами высшего образования в мире».
Разрешима ли поставленная задача, если на сегодня в рейтинге лучших мировых университетов лишь 2 вуза Казахстана.
На сегодняшний день в Казахстане действуют 148 вузов, в которых обучаются свыше 595 тыс. человек. Это 9 национальных, 2 международных, 32 государственных, 12 негражданских, 93 частных, в которых обучаются свыше 595 тыс. человек.
В докладе министра образования отмечается, что: «большинство работодателей не удовлетворены качеством подготовки специалистов, выпускаемых вузами. Образовательные программы не всегда отвечают ожиданиям работодателей и не соответствуют потребностям экономики». А доля выпускников вузов, прошедших независимую оценку квалификации в сообществе работодателей, от общего количества принявших участие, равна 0. Доля вузов, прошедших независимую национально институциональную аккредитацию по международным стандартам лишь -14%. При этом доля вузов, прошедших независимую национально специализированную аккредитацию по международным стандартам равна 0 (то есть по специальностям).
Специализированная аккредитация — оценка качества отдельных образовательных программ, реализуемых организацией образования;
Институциональная аккредитация — оценка деятельности организации образования по качественному представлению образовательных программ в соответствии с заявленным статусом;
Каждым годом сокращается количество иностранных граждан, желающих обучаться в вузах Казахстана. На сегодня их 10 тысяч. Это в основном из Афганистана, Индии, Пакистана, Таджикистана, Киргизии и др. развивающихся стран. Для сравнения: в США иностранных студентов свыше 500 000. Еще один фактор, до сих пор молодежь по-прежнему предпочитает зарубежное образование отечественному. Ведь на сегодня за рубежом обучаются более 20 тыс. казахстанцев.
Отсюда вытекает проблема:
Существующая система высшего образования остается малоконкурентной.
Малоконкурентная система не сможет выполнять поставленные задачи и соответствовать государственным и международным стандартам. В существующей системе невозможно достигнуть цели, а именно: создание необходимых условий для получения качественного образования, развитие и профессиональное становление личности.
Возможно 1-ая причина – в несовершенстве классификации высших учебных заведений.
Несовершенство в том, что по-прежнему нет четких расчетов необходимого количества вузов, их профилей с учетом потребностей экономики и потенциального количества возможных, ожидаемых абитуриентов. В высшем образовании у нас остается избыточности сети вузов и количества студентов. Об этом в очередной раз говорит министр образования, приводя сравнительную характеристику: «Если в мире в среднем приходится 232 студента на 10 тысяч населения, то у нас – 377. Однако в большинстве развитых государств эти цифры гораздо скромнее – в Японии 222, Германии 258 и т.д.
До этого вопрос о количестве вузов поднимался президентом в ежегодном послании народу Казахстана, в прошедшей «Госпрограмме развития образования на 2005 и 2010 годы». Время идет, принята новая программа, а количество высших учебных заведений по-прежнему избыточно.
Об отсутствии расчетов в планировании вузов говорит председатель Ассоциации частных вузов, ректор университета «Туран» - Р. Алшанов: «Отсутствуют четкие расчеты: когда, в каких отраслях экономики сколько понадобится предприятиям специалистов. Вузы, без учета потребности в кадрах, по своему усмотрению производят набор студентов на ту или иную специальность».
Но такая ситуация приводит к дефициту кадров, с одной стороны, и безработице – с другой. Например, среди безработных доля безработных с высшим образованием равна – 18%, или 114, 3 тысяч человек. Доля выпускников вузов, трудоустроенных по специальности в первый год после окончания вуза всего -50%.
В Казахстане проводится практика создания и функционирования вузов по принципу: захотели и открыли. Главное, чтобы созданное учебное заведение получило лицензию на свою деятельность, соответствовало Госстандартом. И никого не волнует, что открытый вуз будет готовить невостребованных специалистов. Планирование и расчет отсутствует и в новой госпрограмме. Вот что говорит о системе высшего образования министр: «Чтобы не получить перегрев экономики невостребованными кадрами, в ближайшее время необходимо разработать новые требования к каждой ступени проверки вузов». Получается, если пройдут проверку, так и будут набирать и выпускать специалистов, которые будут невостребованными.
Вторая причина в том, что профессорско-преподавательского состав и материально-техническая база вузов не соответствует необходимым международным стандартам.
Устаревшая материально-техническая база и оборудование лабораторий вузов не позволяют проводить качественные научные исследования. Доля профессорско-преподавательского состава вузов и научных работников, имеющих публикации в научных журналах в течение последних 5 лет равна 0. В Казахстане удельный вес научных разработок вузов остается ниже уровня (принятого в развитых странах), более чем в десять раз.
«Научный потенциал вузов Казахстана используется крайне неэффективно», - отмечает министр образования в своем докладе. Наблюдается старение кадров. Средний возраст научных работников - 55 лет. В Казахстане не развиты инновационные структуры, выполняющих разработки и обеспечивающих доведение результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ до их практической реализации.
Пути решения
Для повышения конкурентоспособности вузов можно провести классификацию вузов Казахстана по профилю и количеству с учетом требований «Госпрограммы индустриально-инновационного развития Казахстана до 2020 года».
Приостановить действие лицензий у вузов, не соответствующих международным стандартам до устранения несоответствий. Закрепить вузы за профильными предприятиями, оснащенными современным техническим оборудованием. А главное усилить связь образования, науки, и производства.
Закрыть факультеты, которые не соответствуют профилю вуза. Например, в Каспийском государственном университете технологии и инжиниринга имени Ш. Есенова в г. Актау есть факультет педагогики и психологий, а также археологий и этнологий. В институте управлении Астаны есть факультет информатики.
Увеличить долю вузов, осуществляющих программу двудипломного образования с зарубежными вузами до 50%. Сейчас - 20% официально, но согласно справке МОН РК реально дипломы не действуют за рубежом.
Для усиления связи образования, науки и производства ввести механизм взаимодействия проектных институтов, конструкторских бюро и производства с вузами. Чтобы все существующие нормативы по материально-технической базе и кадровому обеспечению высшей школы должны были научно, методологически обоснованы, связаны с индустриально-экономическим развитием Казахстана.
За счет усовершенствования системы планирования, улучшения материально-технической базы вузов, можно помочь вузам пройти независимую национальную аккредитацию по международным стандартам и войти в рейтинг лучших мировых университетов. И таким образом улучшить систему высшего образования в РК, сделав её конкурентоспособной в едином образовательном пространстве.
Автор: Досмайл Айганым
05.03.2012 13:39 5684 0