Профессиональное развитие учителя: традиции и перемены
Министр образования и науки РК Б.Т.Жумагулов
– Уважаемый Бакытжан Турсынович, выступая вчера на международной конференции «Профессиональное развитие учителя: традиции и перемены», Вы сказали о необходимости дополнительной проверки на определение склонности к работе с детьми у абитуриентов, поступающих на педагогические специальности. С чем это связано?
– Сегодня во всем мире актуальной проблемой является определение профпригодности для обучения профессиям с достаточно жесткими требованиями к профессиональным способностям и психологическим качествам человека.
К данным профессиям относятся не только такие «экстремальные» занятия, как работа летчика, альпиниста, полицейского, но и массовые профессии, требующие постоянной работы с людьми - учителя, врача и т.п.
При оценке возможности данного человека эффективно заниматься таким трудом важными становятся не только знания по специальности, но и психологические характеристики, входящие в понятие профпригодности.
В психологическом словаре профпригодность характеризуется как совокупность психических качеств человека, необходимая и достаточная для достижения общественно приемлемой эффективности труда.
Профпригодность существенно зависит от склонностей и мотивации, знаний и умений, черт характера, психических и эмоциональных состояний и т.д.
К примеру, во всем цивилизованном мире имеются общепризнанные примеры критериев профпригодности для врачей.
Широко используется определение профпригодности в сфере обслуживания, где специалисты должны изначально обладать такими качествами, как коммуникабельность, вежливость, благожелательность. Так, в Калининградской области России принято решение, чтобы абитуриенты, поступающие в вузы на факультеты сферы обслуживания, проходили специальный психологический тест.
Не менее актуальна эта проблема и для педагогов. Ведь учитель является второй после родителей инстанцией, дающей подросткам жизненные ориентиры.
Поэтому в целом ряде стран мира принимаются особые меры к отбору людей, пригодных к получению профессии педагога.
В частности, в США еще в 1967 году принят Закон о совершенствовании педагогических кадров, и желающие стать учителем проходят специальное собеседование и тест на определение склонности к работе с детьми. Там же разрабатываются (например, комиссией группы Голмса) большие программы, предусматривающие еще более тщательный отбор студентов для педагогической профессии.
В Германии эту задачу выполняет профориентационный отбор будущих учителей.
В Китае строгий отбор студентов на отделения педагогических вузов, когда несколько человек выбираются из нескольких сотен желающих, способствует тому, что в педагогику приходят действительно те, кто хочет работать на этой ниве.
Особую актуальность данной проблеме придает участившееся проявление в школах фактов насилия, грубости, педофилии и т.д., что совершенно недопустимо, дает серьезный общественный резонанс и может искалечить ребенку всю будущую жизнь.
Казахстан в этом вопросе не является исключением.
Поэтому надо и в нашей стране повысить требования к молодежи, поступающей учиться профессии педагога, уже на этапе поступления в вуз определять уровень профессиональной пригодности. При этом позитивными критериями отбора должны стать стремление к педагогической деятельности, склонность к работе с детьми, стремление не только получать знания, но и передавать их другим, психологическая уравновешенность, стойкость в стрессовых ситуациях, вежливость, коммуникабельность, высоки моральные установки. И совершенно недопустимы такие психические и эмоциональные отклонения, как склонность к насилию, садизм, патологическая грубость, истеричность, педофилия, другие психические отклонения. Думаю, все согласятся, что таким людям не место в числе учителей наших детей.
Поэтому Министерство образования и науки уже приступило к проработке возможных вариантов введения дополнительной оценки профпригодности для абитуриентов, поступающих на педагогические специальности. Пока еще рано говорить, в какой форме будет проводиться такая оценка - в виде тестирования, собеседования со специалистами-психологами или чего-то иного. Но то, что она необходима, сомнений не вызывает.
- Спасибо за беседу.
– Уважаемый Бакытжан Турсынович, выступая вчера на международной конференции «Профессиональное развитие учителя: традиции и перемены», Вы сказали о необходимости дополнительной проверки на определение склонности к работе с детьми у абитуриентов, поступающих на педагогические специальности. С чем это связано?
– Сегодня во всем мире актуальной проблемой является определение профпригодности для обучения профессиям с достаточно жесткими требованиями к профессиональным способностям и психологическим качествам человека.
К данным профессиям относятся не только такие «экстремальные» занятия, как работа летчика, альпиниста, полицейского, но и массовые профессии, требующие постоянной работы с людьми - учителя, врача и т.п.
При оценке возможности данного человека эффективно заниматься таким трудом важными становятся не только знания по специальности, но и психологические характеристики, входящие в понятие профпригодности.
В психологическом словаре профпригодность характеризуется как совокупность психических качеств человека, необходимая и достаточная для достижения общественно приемлемой эффективности труда.
Профпригодность существенно зависит от склонностей и мотивации, знаний и умений, черт характера, психических и эмоциональных состояний и т.д.
К примеру, во всем цивилизованном мире имеются общепризнанные примеры критериев профпригодности для врачей.
Широко используется определение профпригодности в сфере обслуживания, где специалисты должны изначально обладать такими качествами, как коммуникабельность, вежливость, благожелательность. Так, в Калининградской области России принято решение, чтобы абитуриенты, поступающие в вузы на факультеты сферы обслуживания, проходили специальный психологический тест.
Не менее актуальна эта проблема и для педагогов. Ведь учитель является второй после родителей инстанцией, дающей подросткам жизненные ориентиры.
Поэтому в целом ряде стран мира принимаются особые меры к отбору людей, пригодных к получению профессии педагога.
В частности, в США еще в 1967 году принят Закон о совершенствовании педагогических кадров, и желающие стать учителем проходят специальное собеседование и тест на определение склонности к работе с детьми. Там же разрабатываются (например, комиссией группы Голмса) большие программы, предусматривающие еще более тщательный отбор студентов для педагогической профессии.
В Германии эту задачу выполняет профориентационный отбор будущих учителей.
В Китае строгий отбор студентов на отделения педагогических вузов, когда несколько человек выбираются из нескольких сотен желающих, способствует тому, что в педагогику приходят действительно те, кто хочет работать на этой ниве.
Особую актуальность данной проблеме придает участившееся проявление в школах фактов насилия, грубости, педофилии и т.д., что совершенно недопустимо, дает серьезный общественный резонанс и может искалечить ребенку всю будущую жизнь.
Казахстан в этом вопросе не является исключением.
Поэтому надо и в нашей стране повысить требования к молодежи, поступающей учиться профессии педагога, уже на этапе поступления в вуз определять уровень профессиональной пригодности. При этом позитивными критериями отбора должны стать стремление к педагогической деятельности, склонность к работе с детьми, стремление не только получать знания, но и передавать их другим, психологическая уравновешенность, стойкость в стрессовых ситуациях, вежливость, коммуникабельность, высоки моральные установки. И совершенно недопустимы такие психические и эмоциональные отклонения, как склонность к насилию, садизм, патологическая грубость, истеричность, педофилия, другие психические отклонения. Думаю, все согласятся, что таким людям не место в числе учителей наших детей.
Поэтому Министерство образования и науки уже приступило к проработке возможных вариантов введения дополнительной оценки профпригодности для абитуриентов, поступающих на педагогические специальности. Пока еще рано говорить, в какой форме будет проводиться такая оценка - в виде тестирования, собеседования со специалистами-психологами или чего-то иного. Но то, что она необходима, сомнений не вызывает.
- Спасибо за беседу.
09.12.2011 00:57 2283 0