Заседание Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
Под председательством Министра образования и науки Республики Казахстан Бакытжана Жумагулова состоялось очередное десятое заседание Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Казахстан (далее - МВК).
В работе МВК приняли участие представители министерств образования и науки, здравоохранения, внутренних дел, труда и социальной защиты населения, культуры и информации, транспорта и коммуникаций, Агентства РК по делам спорта и физической культуры, заместители акимов областей, начальники управлений образования и директора департаментов по защите прав детей областей, городов Астаны и Алматы, а также представители международных и неправительственных организаций.
На МВК обстоятельно и всесторонне обсуждены вопросы защиты прав наиболее уязвимых групп детей: воспитанников специальных школ для детей с девиантным поведением; детей с ограниченными возможностями; детей мигрантов, беженцев, репатриантов.
Так, по данным МВД РК ежегодно на учете в органах внутренних дел состоят более 13 тыс. «трудных подростков». В 2011 году зарегистрировано 4092 преступления, совершенных детьми и подростками (в 2010 г. - 3988).
Для обучения, воспитания и социальной реабилитации детей с девиантным поведением в возрасте 11 - 18 лет функционируют 10 специальных организаций образования для реабилитации «трудных подростков». Примерно 77% воспитанников специальных организаций образования - дети из неблагополучных семей, 13% - дети из детских домов и приютов и 10% - дети из благополучных семей.
На МВК определены пути решения проблем специальных организаций образования по эффективной реабилитации и психолого-педагогической поддержке воспитанников данных учреждений. Даны рекомендации местным исполнительным органам по проведению мониторинга результативности коррекции поведения каждого воспитанника, дальнейшего устройства воспитанников по месту их жительства и основной учебы, а также усилению координации работы государственных органов по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
Вторым вопросом на МВК обсуждены перспективы социального, медико-психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями (ОВР). Для образования детей с ОВР функционируют 141 специальная организация и 1592 специальных классов и групп при школах и детских садах; 1426 школ и 98 детских садов с инклюзивным образованием; 20 реабилитационных центров (РЦ), 129 кабинетов психолого-педагогической коррекции (КППК), 479 логопедических пунктов(ЛП). Таким образом, на сегодня 51,5 % детей с ОВР школьного возраста и 24 % дошкольного возраста охвачены специальными образовательными программами.
На МВК для дальнейшего обеспечения детей с ОВР качественными образовательными и медицинскими услугами центральным исполнительным органам рекомендовано обеспечить своевременную разработку нормативной правовой базы и содержания инклюзивного образования, принять скоординированные меры по совершенствованию скрининга и введения социальных работников во всех службах первичной медико-санитарной помощи, обеспечить взаимодействие различных НПО и обществ инвалидов с организациями образования и здравоохранения, активизировать кампанию через СМИ по преодолению негативного отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Местным исполнительным органам рекомендовано включить показатель по развитию инклюзивного образования в региональные планы развития образования, проводить постоянный мониторинг создания в организациях образования, социальной защиты и здравоохранения «безбарьерных зон» для детей с ОВР, принять меры по расширению сети психолого-медико-педагогических консультаций и кабинетов психолого-педагогической коррекции.
Кроме того, на МВК обсуждался вопрос о получении образования детьми, не являющимися гражданами Республики Казахстан и временно пребывающими на территории Республики Казахстан.
Согласно решению МВК министерствам внутренних дел, образования и науки Республики Казахстан рекомендовано совместно с заинтересованными органами разработать программу воспитательной работы и психолого-педагогической поддержки детей мигрантов, а также создать единую базу данных учета въезда и выезда детей иностранцев и лиц без гражданства (по полу, возрастам и странам прибытия и убытия).
Местным исполнительным органам рекомендовано разработать региональные планы мероприятий по оказанию правовой и юридической поддержки трудовым мигрантам в оформлении официального статуса, оказанию содействия в получении медицинской помощи и в устройстве детей в школы и др.
По итогам работы МВК по обозначенным проблемам будут внесены предложения в Правительство Республики Казахстан.
В работе МВК приняли участие представители министерств образования и науки, здравоохранения, внутренних дел, труда и социальной защиты населения, культуры и информации, транспорта и коммуникаций, Агентства РК по делам спорта и физической культуры, заместители акимов областей, начальники управлений образования и директора департаментов по защите прав детей областей, городов Астаны и Алматы, а также представители международных и неправительственных организаций.
На МВК обстоятельно и всесторонне обсуждены вопросы защиты прав наиболее уязвимых групп детей: воспитанников специальных школ для детей с девиантным поведением; детей с ограниченными возможностями; детей мигрантов, беженцев, репатриантов.
Так, по данным МВД РК ежегодно на учете в органах внутренних дел состоят более 13 тыс. «трудных подростков». В 2011 году зарегистрировано 4092 преступления, совершенных детьми и подростками (в 2010 г. - 3988).
Для обучения, воспитания и социальной реабилитации детей с девиантным поведением в возрасте 11 - 18 лет функционируют 10 специальных организаций образования для реабилитации «трудных подростков». Примерно 77% воспитанников специальных организаций образования - дети из неблагополучных семей, 13% - дети из детских домов и приютов и 10% - дети из благополучных семей.
На МВК определены пути решения проблем специальных организаций образования по эффективной реабилитации и психолого-педагогической поддержке воспитанников данных учреждений. Даны рекомендации местным исполнительным органам по проведению мониторинга результативности коррекции поведения каждого воспитанника, дальнейшего устройства воспитанников по месту их жительства и основной учебы, а также усилению координации работы государственных органов по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
Вторым вопросом на МВК обсуждены перспективы социального, медико-психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями (ОВР). Для образования детей с ОВР функционируют 141 специальная организация и 1592 специальных классов и групп при школах и детских садах; 1426 школ и 98 детских садов с инклюзивным образованием; 20 реабилитационных центров (РЦ), 129 кабинетов психолого-педагогической коррекции (КППК), 479 логопедических пунктов(ЛП). Таким образом, на сегодня 51,5 % детей с ОВР школьного возраста и 24 % дошкольного возраста охвачены специальными образовательными программами.
На МВК для дальнейшего обеспечения детей с ОВР качественными образовательными и медицинскими услугами центральным исполнительным органам рекомендовано обеспечить своевременную разработку нормативной правовой базы и содержания инклюзивного образования, принять скоординированные меры по совершенствованию скрининга и введения социальных работников во всех службах первичной медико-санитарной помощи, обеспечить взаимодействие различных НПО и обществ инвалидов с организациями образования и здравоохранения, активизировать кампанию через СМИ по преодолению негативного отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Местным исполнительным органам рекомендовано включить показатель по развитию инклюзивного образования в региональные планы развития образования, проводить постоянный мониторинг создания в организациях образования, социальной защиты и здравоохранения «безбарьерных зон» для детей с ОВР, принять меры по расширению сети психолого-медико-педагогических консультаций и кабинетов психолого-педагогической коррекции.
Кроме того, на МВК обсуждался вопрос о получении образования детьми, не являющимися гражданами Республики Казахстан и временно пребывающими на территории Республики Казахстан.
Согласно решению МВК министерствам внутренних дел, образования и науки Республики Казахстан рекомендовано совместно с заинтересованными органами разработать программу воспитательной работы и психолого-педагогической поддержки детей мигрантов, а также создать единую базу данных учета въезда и выезда детей иностранцев и лиц без гражданства (по полу, возрастам и странам прибытия и убытия).
Местным исполнительным органам рекомендовано разработать региональные планы мероприятий по оказанию правовой и юридической поддержки трудовым мигрантам в оформлении официального статуса, оказанию содействия в получении медицинской помощи и в устройстве детей в школы и др.
По итогам работы МВК по обозначенным проблемам будут внесены предложения в Правительство Республики Казахстан.
22.04.2012 08:20 2122 1
Артем 22.04.2012 08:21 В специальных организациях образования для «трудных подростков» на сегодня обучается 256 детей.
Об этом сегодня сообщил вице-министр образования и науки РК Махметкали Сарыбеков в ходе заседания Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве РК. «Общее количество сотрудников, работающих в спецорганизациях образования, составляет 640 человек. В среднем на одного ребенка приходится около трех взрослых. Из них один - педагог и два сотрудника административно-медицинского и технического персонала», - сказал М. Сарыбеков. |