Menu
История политической мысли Казахстана.
Материалы к лекции.

Одной из главных тем политико-правовой мысли мусульманского Востока является проблема добродетельного города и адаба (совершенного человека), которая получила развитие в трудах Аль-Фараби и Ю. Баласагуни.

Аль-Фараби особое внимание при разработке этой идеи уделяет нравственному аспекту и связывает достижение идеального состояния государства при активной позиции и развитости нравственных качеств правителя. По мнению Аль-Фараби, идеальное государство является воплощением искусства верховной власти. Последнее обеспечивает достижение счастья всеми его гражданами. По мнению мыслителя, одним из актуальных условий достижения счастья в добродетельном городе является взаимосвязь философской и правовой культуры, моральных качеств, рациональных способностей человека.

. Другим мусульманским мыслителем средневековья является Ю.Баласагуни (ХI в)-один из видных тюркских философов, автор знаменитого труда "Кутадгу билиг" (Благодатное знание). Морально-этическая проблема в изложении Ю.Баласагуни отображает идеальные условия жизни людей, правила взаимоотношения между правителями и подчиненными. Давая назидание правителю, Баласагуни, как и Аль-Фараби, считал, что добродетельная форма государства напрямую зависит от нравственной чистоты и возвышенности правителя, от добродетельных, нравственных взаимоотношений его подданных.

Большой вклад в распространение ислама среди кочевого населения внес основатель суфийского ордена Яссавия – Ходжа Ахмед Яссави.

Составной частью духовной культуры казахов являются многообразные формы народного поэтического творчества – фольклор, включающий в себя сказки, предания, легенды, песни, поговорки, загадки. Особое место занимают в поэтическом творчестве казахов героический и социально-бытовой эпос, айтысы, в которых содержится информация об условиях кочевого быта, патриархально-родового уклада предков.

Значительное место в общественно-политической мысли Казахстана в XIX веке занимает Абай, вобравший в себя все духовно-нравственные ценности своего народа. На формирование его политических взглядов оказала влияние философско-политическая мысль Востока. Абай обращает внимание на то, что в стране обесцениваются моральные ценности. В таком обществе господствует зло, нравственная глухота, невежество. Люди, пораженные завистью, алчностью, порождают зло, несправедливость, расцвет порока и безнравственности, вражду между родами. В самом государстве царит преступность, оно не является отныне гарантом права, власть сама становится преступником. Размышляя над негативными сторонами общественной жизни, о проблеме управления, о статуте государства, права, Абай говорит о необходимости восстановления и определенной модификации нравственно-правовых принципов Тауке-хана, Есима и Касым-хана.

Пристальное внимание заслуживают демократические взгляды Валиханова. Примером этого служит его труд «Записки о судебной реформе», где отмечается «несостоятельность» царского правосудия в степи. Незнание царскими судами обычаев и традиций местного населения приводит к равнодушию и чванству судей, порождая взяточничество и несправедливость. Он считал первым условием для общественного прогресса - подъем просвещения и науки, за которыми последуют и другие реформы

Общественно-политическим взглядам Алтынсарина присущи по-настоящему глубокий демократизм и стремление защитить интересы своего народа. Недовольство колониально-административной реформой царского правительства он выражает в статье «Несчастье киргизов». В разрешении проблем взаимодействия истории и общественного явления, в выборе правильного пути построения развитого общества Алтынсарин, в первую очередь, возлагал надежды на силу науки и просвещения.

Казахская интеллигенция начала ХХ века, продолжая традиции предшествующей эпохи, воспевала в своих трудах веру в гражданственность, независимость и стремление к свободе до образования государственности – М.Дулатов «Проснись казах», М.Жумабаев «Небо», «Кто я?», «Пойду быстрее», А.Байтурсынова «Мечта казаха», «В здоровом теле – здоровый дух», «Об изучении казахского языка», а также А.Бокейханов, Ш.Кудайбердиев, М.Шокаев, Ж.Аймауытов.

Методические указания к выполнению семинарских занятий.

1. Воззрения Аль-Фараби, Юсуфа Баласугуни, Ходжа Ахмеда Яссауи.
2. Фольклор- источник политической мысли казахского народа.
3. Политические взгляды казахских просветителей Х1Х века.
4. Политическая мысль Казахстана ХХ века.

Литература.

1. Абай . Слова назидания. Алма-Ата, 1970.
2. Аль-Фараби. Избранные произведения. Алматы, 1994.
3. Касымжанов А.Х. Портреты и штрихи к истории степи. Алматы, 1999.
4. Сегизбаев О.А. Казахская философия ХУ- начала ХХ века. Алматы, 1996.
5. Философия. Сост. Т.Х.Габитов. Алматы, 2003.

При рассмотрении первого вопроса обратите внимание на главную тему политико-правовой мысли мусульманского Востока - проблему добродетельного города и адаба (совершенного человека), которая получила развитие в трудах Аль-Фараби и Ю.Баласугуни. Необходимо обратить внимание, что идеи духовно-нравственного совершенства получили развитие и в философских взглядах Яссауи, который является крупнейшим представителем суфизма.

Во втором вопросе необходимо рассмотреть разнообразную и богатую духовную культуру казахского народа, составной частью которой являются многообразные формы народного поэтического творчества- фольклор, включающий в себя сказки, предания, легенды, песни, поговорки, загадки и т.д. Покажите, как в фольклоре отображены вопросы борьбы с иноземцами за свою свободу, отношения к власти, к правителям и т.д.

В третьем вопросе, рассматривая развитие политической мысли в духовном наследии казахского народа, необходимо отметить, что вторая половина ХIХ в. в Казахстане отмечена глубокими изменениями, которые произошли в экономической, политической и духовной жизни, связанные с завершением добровольного присоединения к России.
Огромную роль в этом деле сыграла появившаяся в степи малочисленная на первых порах группа национальной интеллигенции и прежде всего- выдающиеся просветители-демократы Ч.Валиханов ( 1835-1865гг. ), И.Алтынсарин ( 1841-1889гг. ), А.Кунанбаев ( 1845-1904гг. ).
Покажите какие русские ученые, ссыльные революционеры, творчество каких великих людей оказали серьезное влияние на формирование мировоззрения казахских просветителей?
Именно с просветительской деятельностью казахских интеллигентов связано новое направление в истории общественно-политической мысли Казахстана, поворот в сознании людей к реалистическому освоению мира.
Казахские просветители критиковали "лицемерные" действия царских чиновников в отношении национальных меньшинств и их "деморализующее" влияние на общество. Какие еще политически ошибочные мероприятия осуществлялись царской администрацией на территории Казахстана ? Какую оценку давали казахские просветители колониальному административному аппарату чиновников?
Что же предлагали сами просветители для улучшения системы власти и управления в Казахстане? Как понимал Абай роль просвещенного правителя?

При рассмотрении четвертого вопроса покажите дальнейшее творческое развитие идеологии просвещения в деятельности М.Дулатова, М.Жумабаева, А.Байтурсынова, А.Бокейханова, Ш.Кудайбердиева, М.Шокаева, Ж.Аймауытова и др.
12.06.2012 21:36 Политология Артем 81776 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Регистрация Вход