Menu
Тесты итогового контроля по философии с ответами
1. Идеи какого направления в философии получили четкое выражение в деятельности «Венского кружка»?
A) *неопозитивизм
B) философия жизни
C) экзистенциализм
D) персонализм
E) постмодернизм
2. Представителем философии эпохи Возрождения является:
A) *Н. Кузанский
B) Эпикур
C) П. Абеляр
D) Р. Декарт
E) Б. Спиноза
3. Идея антропоцентризма принадлежит эпохе
A) *Возрождения
B) Просвещения
C) Средневековья
D) Античности
E) Нового времени
4. Что являлось центральной проблемой в философии Н. Кузанского:
A) *ученое незнание
B) рациональное познание
C) теория двойственной истины
D) учение о монадах
E) учение о «врожденных идеях»
5. Философ Нового времени, который ввел термин «монада» как духовную единицу бытия:
A) *Лейбниц
B) Бэкон
C) Локк
D) Гоббс
E) Декарт
6. О характере изменений мира в целом учит:
A) *диалектика
B) биология
C) химия
D) астрономия
E) история
7. Принцип «двойственной истины» заключает в себе:
A) *разделение научной и религиозной истин
B) представление об относительности истины
C) представление о Боге как источнике знания
D) представление о том, что любое суждение может быть истинным и ложным
E) признание равноправными двух начал: духа и материи
8. Ф. Бекон различает четыре вида идола или призраков. Определите, что не относится к идолам, признакам?
A) *Идолы Вселенной
B) Идолы пещеры
C) Идолы площади
D) Идолы рода
E) Идолы театра

9. О врожденных идеях было изложено в философии рационализма 17 в.
A) *Декартом
B) Лейбницем
C) Спинозой
D) Бэконом
E) Гоббсом
10. Понятие субстанции характерно для философии:
A) *Р. Декарта
B) М. Хайдеггера
C) А. Камю
D) П. Абеляра
E) Мо-цзы
11. Основным методом получения истинных фактов считал дедукцию:
A) *Р. Декарт
B) Мальбранш
C) Ф. Бэкон
D) Б. Паскаль
E) Дж. Локк
12. Проблему онтологии Р. Декарт решает:
A) *дуалистически
B) монистически
C) плюралистически
D) архаически
E) скептически
13. «Я мыслю, следовательно, существую». Кто автор изречения?
A) *Р. Декарт
B) Г. Гегель
C) Аль – Фараби
D) Аль – Кинди
E) Платон
14. Учение о единой субстанции разработал:
A) *Б. Спиноза
B) Т. Гоббс
C) Дж. Бекон
D) Дж. Локк
E) Д. Юм
15. Основным методом получения истинных фактов в “Новом Органоне” считал индукцию:
A) *Ф. Бэкон
B) Б. Паскаль
C) Р. Декарт
D) Дж. Локк
E) П. Гассенди
16. «Оно», «Я» и «сверх-Я» - понятия:
A) *фрейдизма
B) феноменологии
C) структурализма
D) позитивизма
E) экзистенциализма
17. В философии Нового времени было два следующих направления:
A) *эмпиризм-рационализм
B) номинализм-реализм
C) агностицизм-идеализм
D) правильного ответа нет
E) абсурдизм – нигилизм
18. Понятие “монады” относится к философии:
A) *Г. Лейбница
B) Эпикура
C) Ф. Аквинского
D) Ф. Бэкона
E) П. Гассенди
19. Ф. Бэкон был представителем направления:
A) *эмпиризма
B) рационализма
C) номинализма
D) иррационализма
E) волюнтаризма
20. Работа Канта «Критика чистого разума» посвящена проблемам:
A) *гносеологии
B) аксиологии
C) политики
D) бытия
E) общества
21. Фейербах относится к представителям:
A) *материализма
B) идеализма
C) агностицизма
D) скептицизма
E) рационализма
22. Работа Канта «Критика практического разума» посвящена проблемам:
A) *морали
B) гносеологии
C) политики
D) бытия
E) практики
23. «Звездное небо надо мной и моральный закон во мне» – два основных направления своей философии выразил
A) *И. Кант
B) Ф. Шеллинг
C) Г. Гегель
D) Л. Фейербах
E) И. Фихте
24. По мнению Фейербаха:
A) *Человек создал Бога
B) Бог создал человека
C) Демиург является автором мироздания
D) Бог создал природу
E) Человек человеку волк
25. «Философия жизни» относится:
A) *неклассической философии
B) классической философии
C) рациональной философии
D) немецкой классической философии
E) философии Просвещения
26. Понятие «вещь в себе» принадлежит философии:
A) *И. Канта
B) Г. Гегеля
C) И. Фихте
D) Ф. Шеллинга
E) Сократа
27. Понятие императив означает:
A) *закон
B) принцип
C) политика
D) счастье
E) противоречие

28. По мнению Фейербаха исходным пунктом философии является:
A) *человек
B) бог
C) политика
D) познание
E) апейрон
29. Кому принадлежали слова: «… поступай так, чтобы использовать человека для себя так же, как и для другого, всегда как цель и ни когда лишь как средство»?
A) *И. Канту
B) Сократу
C) Конфуцию
D) Ж. Ж. Руссо
E) К. Ясперсу
30. С точки зрения философии Канта сущность вещи познать:
A) *нельзя
B) можно
C) он вообще не касается этой проблемы
D) он не дает конкретного ответа на этот вопрос
E) сущность отсутствует
31. К законам диалектики относится:
A) *Закон отрицания отрицания
B) Закон естественного отбора
C) Закон достаточного основания
D) Закон исключённого третьего
E) Закон ускорения истории
32. Автор работы «Феноменология духа»:
A) *Г. Гегель
B) Б. Спиноза
C) Г. Лейбниц
D) И. Кант
E) Сократ
33. Специальный раздел философии, который занимается проблемой человека, называется:
A) *антропологией
B) праксиологией
C) эристикой
D) гносеологией
E) археология
34. Представитель экзистенциализма:
A) *К. Ясперс
B) Т. Кун
C) Л. Фейербах
D) М. Вебер
E) И. Хейзинга
35. Экзистенция – категория философии.
A) *Экзистенциализма
B) Неопозитивизма
C) Неотомизма
D) Фрейдизма
E) Персонализма
36. Отрицание действенного присутствия Бога в мире после сотворения мира:
A) *деизм
B) пантеизм
C) панентеизм
D) атеизм
E) теизм
37. Фундаментальная идея психоанализа – идея:
A) *бессознательного
B) понимания
C) бытия
D) абсурда
E) власти
38. Представитель «Философии жизни»:
A) *Г. Зиммель
B) А. Камю
C) М. Хайдеггер
D) К. Ясперс
E) Р. Барт
39. Проблема человека является центральной в философии 20 века:
A) *экзистенциализма
B) сциентизма
C) позитивизма
D) неотомизма
E) прагматизма
40. Понятие «пограничной ситуации» характерно для философии:
A) *экзистенциализма
B) немецкой классической философии
C) марксизма
D) герменевтики
E) средневековья
41. Представителем критического рационализма является:
A) *К. Поппер
B) Г. Гадамер
C) Ж. -П. Сартр
D) Э. Фромм
E) Л. Витгенштейн
42. Человек делает самого себя, обретает свою сущность, уже существуя – эта точка зрения характерна для:
A) *экзистенциализма
B) позитивизма
C) неотомизма
D) персонализма
E) герменевтики
43. Что не относится к формам рационального познания?
A) *Воля
B) Понятия
C) Суждения
D) Индуктивные умозаключения
E) Дедуктивные умозаключения
44. Назовите философское понятие, которое отражает процесс осмысления собственных духовных процессов, раздумья над приемами своей мысли и их социальной значимостью.
A) *Рефлексия (принцип человеческого сознания)
B) Трансцендентальная апперцепция
C) Майевтика
D) Эмпириокритицизм
E) Имманентность
45. Понятие «верификации» принадлежит философии:
A) *неопозитивизма
B) психоанализма
C) герменевтики
D) томизма
E) постмодернизма

46. Понятие «экзистенция» переводится как:
A) *существование
B) свобода
C) равенство
D) порядок
E) сущность

47. С философской точки зрения человек есть существо:
A) *биосоциальное
B) социальное
C) биологическое
D) религиозное
E) играющее

48. Одним из объектов исследования структурализма является:
A) *знаковые системы
B) политические теории
C) проблемы ценностей
D) экономические проблемы
E) бытие

49. Представителем «герменевтики» является:
A) *Гадамер
B) Ницше
C) Шопенгауэр
D) Фейерабенд
E) И. Лакатос

50. Представителем постмодернизма является:
A) *Ж. Делёз
B) А. Камю
C) Ж. П. Сартр
D) Г. Марсель
E) А. Безант

51. Античный мудрец Зенон пытался теоретически осмыслить движение. Как назывались его доказательства?
A) *апории
B) теории
C) модусы
D) атрибуты
E) идеи
52. По Аристотелю, материя- это:
A) *потенциальная предпосылка или возможность существования вещи
B) Логос
C) душа любой вещи
D) космический разум
E) Бог
53. Античный философ, автор тезиса «Человек есть мера всех вещей»:
A) *Протагор
B) Аристотель
C) Сократ
D) Платон
E) Горгий
54. Основоположник атомизма:
A) *Демокрит
B) Аристотель
C) Анаксагор
D) Платон
E) Юм
55. В Древней Греции искусство вести беседу - одна из форм:
A) *Диалектики
B) Дуализма
C) Воображения
D) Знания
E) Метафизики
56. Природа платоновской идеи:
A) *Не материальна, но умопостигаема
B) Не материальна и неумопостигаема
C) Относится к враждебным понятиям
D) Материальна, умопостигаема
E) Материальна, но не умопостигаема
57. Безмятежность, невозмутимость духа, спокойное созерцание вечной истины в Древней Греции считалось:
A) *Высшей ценностью, идеалом свободного человека
B) Основанием для порицания
C) Бесполезной тратой времени
D) Главным недостатком философии
E) Признаком беспечности
58. Кто из перечисленных древнегреческих философов принадлежал к элейской школе:
A) *Зенон
B) Гераклит
C) Сократ
D) Демокрит
E) Эпикур
59. По Аристотелю:
A) *Материя пассивна, форма активна
B) Материя активна, форма пассивна
C) Материя бесконечна, форма конечна
D) Материя и форма конечны
E) Материя и форма бесконечны
60. Укажите имя философа, не являющегося представителем античности:
A) *Спиноза
B) Фалес
C) Анаксимен
D) Анаксимандр
E) Гераклит
61. Выдающийся римский оратор и политик, соединивший греческую и римскую культуры, латинский гений, распространивший греческую мысль по всему миру:
A) *Цицерон
B) Плотин
C) Сенека
D) Боэций
E) Марк Аврелий
62. Понятие «Ли» означает:
A) *Следование церемониям
B) Любовь
C) Следование естественному закону
D) Следование велению сердца
E) Воспитание
63. Изречение «Мораль благородного мужа подобна ветру, мораль низкого человека – траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер» характерно для философской школы:
A) *Конфуцианства
B) Легизма
C) Даосизма
D) Инь-Ян
E) Имен
64. «У-вэй» - основной принцип школы:
A) *Даосизма
B) Инь-Ян
C) Конфуцианства
D) Моизма
E) Легизма
65. Управление обществом в конфуцианстве сравнивается с отношениями:
A) *отца и сына
B) матери и детей
C) тренера и тренируемого
D) мужа и жены
E) офицера и солдата
66. Основатель даосизма:
A) *Лао-цзы
B) Сюнь-цзы
C) Мен-цзы
D) Кун-Фу-цзы
E) Вен-цзы
67. Книги «Китайской образованности» в своем составе насчитывают:
A) *5 книг
B) 2 книги
C) 3 книги
D) 7книг
E) 4книги
68. Основателем джайнистского учения считается:
A) *Махавира Вардхамана
B) Будда
C) Конфуций
D) Чарвака
E) Лао-цзы
69. Священные тексты Древней Индии:
A) *Веды
B) Библия
C) Евангелие
D) Коран
E) Руны
70. «Жизнь человека – страдание, выход – в достижении нирваны» относятся к философской системе:
A) *Буддизм
B) Даосизм
C) Джайнизм
D) Чарвака
E) Вайшешика
71. Центральной идеей джайнизма является:
A) *Принцип а-химсы (непричинение зла)
B) Познание всего сущего
C) Аскетизм
D) Стремление к счастью
E) Обращение к богу
72. Древнеиндийская система материализма:
A) *чарвака
B) йога
C) вайшешика
D) ньяя
E) даосизм
73. Первая заповедь буддизма гласит:
A) *Жизнь есть страдание
B) Жизнь есть любовь к человеку
C) Жизнь есть искание истины
D) Жизнь есть наслаждение
E) Жизнь вечна и неизменна
74. К ортодоксальным школам-даршан относятся:
A) *ньяя
B) буддизм
C) джайнизм
D) локаята
E) конфуцианство
75. Будда в переводе означает:
A) *просветленный
B) праведный
C) разумный
D) умиротворенный
E) бессмертный
76. Закон сансары означает:
A) *закон круговорота перерождений
B) закон воздаяния
C) закон первичности общечеловеческих ценностей
D) закон естественного роста потребностей
E) закон диалектики
77. Настоящее имя Будды:
A) *Сиддхартха Гаутама
B) Лао-цзы
C) Чарвака
D) Анаксагор
E) Джина
78. Термин «патристика» означает:
A) *учение «отцов церкви»
B) символ веры
C) средневековая философия
D) оправдание Бога
E) учение П. Абеляра
79. О чем шел спор между реалистами и номиналистами:
A) *О природе общих понятий (универсалий)
B) О Боге
C) Об обществе
D) О природе человека
E) О возможности познания
80. Оправдание Бога за существование зла в мире и обществе:
A) *Теодицея
B) Теология
C) Телеология
D) Теогония
E) Теософия
81. «Золотой век схоластики» приходится на:
A) *13 век
B) 11 век
C) 14 век
D) 6 век
E) 2 век
82. Дискуссия между реалистами и номиналистами происходила в :
A) *средневековой философии
B) античной философии
C) философии Нового времени
D) Философии Просвещения
E) философии эпохи Реформации
83. Креационизм объясняет возникновение жизни :
A) *творением Бога
B) эманацией идеи
C) проявлением воли к жизни
D) самоорганизацией материи
E) появлением из космоса
84. Человек в средневековой философии рассматривался как :
A) *Образ и подобие Бога
B) Дитя природы
C) Низшее создание в иерархии творений
D) Существо самодостаточное
E) Часть Космоса
85. Догмат – это установление, истинность которого принимается:
A) *Без доказательства
B) Через доказательство
C) Через наблюдение
D) Через эксперимент
E) Эмпирически
86. Представителем периода схоластики является:
A) *Фома Аквинский
B) Аврелий Августин
C) Цицерон
D) Зенон Китийского
E) Диоген Синопский
87. Что такое пантеизм?
A) *всебожие – признание присутствия Бога во всей природе
B) признание первичности материи по отношению к сознанию
C) центром всего мироздания является бог
D) признание того, что разум-главное орудие познания
E) признание первичности духовного начала
88. Христианство как религия выросла из недр:
A) *иудаизма
B) брахманизма
C) конфуцианства
D) тотемизма
E) ислама
89. Главный философский труд Августина называется:
A) *«Исповедь»
B) «Об уме»
C) «Исследования о человеческом разуме»
D) «О бессмертии человеческой души»
E) «О природе»
90. Какое направление средневековой арабо-мусульманской философии предлагает мистический путь постижения Бога?
A) *Суфизм
B) Аверроизм
C) Восточный перипатетизм
D) Философия ортодоксального ислама
E) Калам
91. Смысл теории «двойственной истины», согласно Ибн-Рушду, заключается в :
A) *Признании самостоятельными истины веры и философского умозаключения
B) Стремлении сделать науку и философию самостоятельными, избавить их от опеки религии
C) Существовании двух истин: одна для себя, а другая – для остальных
D) Признании истинными положения, которые приводят к конкретному практическому результату и истины, доказанной логическим путем
E) Признании истины, достигнутой на чувственном уровне самостоятельной в отличие от истины, достигнутой на рациональном уровне
92. Средневековая Европа знала Аристотеля в изложении:
A) *Аль-Фараби
B) Аль-Бируни
C) Августина
D) Ибн-Рушда
E) Аль-Газали
93. В средневековой арабо-язычной мысли термин «фалсафа» означает:
A) *рациональный способ постижения мира
B) мистический способ постижения Бога
C) догматы веры
D) мусульманское право
E) мусульманское богословие
94. Важнейшая традиция, воспринятая Аль-Фараби из античной философии:
A) *Перипатетизм
B) Гилозоизм
C) Скептицизм
D) Идеализм
E) Мистицизм
95. Первый представитель восточного аристотелизма:
A) *Аль-Кинди
B) Аль-Фараби
C) Аль-Бируни
D) Ибн-Рушд
E) Ибн Сина
96. Кто автор труда «Канон врачебной науки»?
A) *Ибн-Сина
B) Аль-Фараби
C) Аль-Бируни
D) Ибн-Рушд
E) Аль-Газали
97. Средневековая мусульманская философия имеет свое начало в
A) *Аравии
B) Испании
C) Африке
D) Италии
E) Израиле
98. Основу неотомизма составляет философия :
A) *Фомы Аквинского
B) Аврелия Августина
C) Пьера Абеляра
D) Тертуллиана
E) Аристотеля
99. Мусульманство связано с идеей:
A) *строгого монотеизма
B) политеизма
C) плюрализма
D) дуализма
E) атеизма
100. В философии суфизма основная проблема есть отношение человека к:
A) *Богу
B) самому себе
C) человеку
D) обществу
E) природе
101. Предмет философии:
A) *система «Мир- человек»
B) система «Начальник-подчиненный»
C) система «Культура- человек»
D) система «Механизмы- элементы»
E) система «Культура- мировоззрение»
102. Категория - :
A) *это общее понятие, отражающее общие взаимосвязи природы, общества и познания, идеальные формы практической деятельности;
B) это общие понятия, отражающие взаимосвязи природы и общества;
C) это общие понятия, отражающие взаимосвязи общества, познания;
D) это общие понятия, отражающие взаимосвязи природы и познания;
E) это общие понятия, отражающие взаимосвязи природы и человека.
103. Основатель даосизма:
A) *Лао-цзы
B) Мо-цзы
C) Сюнь-цзы
D) Мэн-цзы
E) Конфуций
104. Субстратом всех физических процессов являются:
A) *элементарные частицы:
B) молекулы;
C) макротела;
D) звезды;
E) галактики.
105. Фундаментальный принцип диалектического мышления – единство диалектики:
A) *логики и теории познания;
B) и методологии;
C) и умения говорить;
D) и искусства спора;
E) эпистемологии и методологии.
106. Диалектика сущности и явления такова:
A) *явление существенно, сущность- является;
B) явление и сущность тождественны;
C) явление и сущность независимы друг от друга;
D) явление выше сущности;
E) сущность выше явления.
107. Выберите определение материи, являющееся философским:
A) *материя – это объективная реальность, данная нам в ощущениях;
B) материя – вещество, поле и вакуум;
C) материя – это молекулы и атомы;
D) материя – это все то, что обладает массой, энергией;
E) материя – это просто звук голоса.
108. Выделите группу категорий, выражающих содержание закона единства и борьбы противоположностей:
A) *различие, противоположность, противоречие;
B) субстанция, причинность, взаимодействие;
C) отрицание, отрицание отрицания, снятие;
D) качество, количество, мера;
E) возможность, действительность, вероятность.
109. «Пространство и время – это формы нашего восприятия» - суждение:
A) *субъективного идеализма;
B) объективного идеализма;
C) метафизического материализма:
D) диалектического материализма;
E) дуализма.
110. Какому способу мышления присуще формирование парных, полярных категорий?
A) *диалектике;
B) синергетике;
C) метафизике;
D) софистике;
E) эклектике.
111. В процессе развития закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает:
A) *механизм;
B) направленность;
C) обратимость;
D) источник;
E) цикличность.
112. Категории диалектики:
A) *сущность и явление;
B) атомарность, валентность;
C) круговорот;
D) пространство;
E) эклектика.
113. Под структурностью материи понимается:
A) *внутренне расчлененная целостность, закономерный порядок связи элементов в составе целого;
B) ее абсолютная однородность;
C) отсутствие внутренней организации;
D) наличие каких-то элементов;
E) внутренняя пустота.
114. Найдите неправильный тезис:
A) *Развитие есть линейный процесс, совершающийся на неизменной основе;
B) Развитие есть скачкообразный диалектический процесс
C) В мире все течет, все изменяется
D) Прогресс- это развитие сложных систем, для которого характерен переход от низшего к высшему
E) Принцип развития является необходимым методологическим принципом современного гуманитарного звания.
115. К уровням организации неживых систем можно отнести:
A) *литосферу
B) клетку
C) социальную систему
D) биоценоз
E) популяция
116. Классическое определение материи с позиции диалектического материализма дано в работе:
A) *«Материализм и эмпириокритицизм»
B) «Диалектика природы»
C) «Бытие и время»
D) «Шаг назад, два вперед»
E) « О движение небесных сфер»
117. Понятие движения является:
A) *абсолютным
B) относительным
C) сравнимым
D) положительным
E) отрицательным
118. К параметрам пространства относится:
A) *высота
B) угол
C) масса
D) градус
E) давление
119. Желание возродить идеалы и ценности античности характерно для эпохи:
A) *Возрождения
B) феодализма
C) Просвещения
D) средневековья
E) Нового времени
120. Идея диалектики впервые была обозначена в философии:
A) *Гераклита
B) Платона
C) Сократа
D) Аристотеля
E) Эпикура
121. Теоретическое оформление диалектики было сделано:
A) *Гегелем
B) Марксом
C) Спенсером
D) Юмом
E) Кантом
122. К законам диалектики относится:
A) *закон перехода количественных изменений в качественные
B) закон естественного отбора
C) закон достаточного основания
D) закон исключенного третьего
E) закон непротиворечия
123. Принцип всеобщей связи принадлежит:
A) *диалектике
B) дуализму
C) скептицизму
D) монизму
E) плюрализму
124. Философия, исповедующая знание в его функции полезности, называется:
A) *прагматизмом
B) марксизмом
C) неотомизмом
D) неоэмпиризмом
E) персонализмом
125. Отражение как философское понятие означает:
A) *любые изменения объекта в результате воздействия на него другого объекта
B) всякое взаимодействие объекта
C) абсолютная копия отражаемого объекта
D) воспроизведение структуры, свойств отражаемого объекта
E) зеркальное отражение одного объекта в другом
126. Истина есть адекватное отражение объекта познающим субъектом. Такая точка зрения принадлежит:
A) *марксизму
B) прагматизму
C) экзистенциализму
D) феноменологии
E) интуитивизму
127. Ступени познания-:
A) *чувственное и рациональное
B) обыденное и научное
C) теоретическое и прагматическое
D) рассудок и ощущение
E) наблюдение и опыт
128. К рациональному познанию относятся следующие формы-:
A) *понятие, суждение, умозаключение
B) ощущение, восприятие
C) чувства, эмоции, рассудок
D) «я», «оно», сверх я»
E) фантазии, вымысел, догадка
129. Выбрать определение истины, предложенное математиком Пуанкаре и в историю науки, оно вошло как конвенционалистская концепция истины:
A) *истина- результат соглашения ученых
B) истина- соответствие знаний действительности
C) истина – непротиворечивое знание
D) истина- результат
E) истиной считается та теория, которая подтверждается на практике и приносит пользу
130. Два уровня научного познания:
A) *теоретический и эмпирический
B) физический и метафизический
C) материалистический и идеалистический
D) субъективный и объективный
E) обыденный и практический
131. Каков наиболее фундаментальный критерий истины с позиции диалектического материализма:
A) *практика
B) общепризнанность
C) красота
D) полезность
E) отчетливость и ясность
132. Утверждение, что все в мире относительно и только относительно, является:
A) *релятивизмом
B) субъективизмом
C) агностицизмом
D) скептицизмом
E) ничем из перечисленного
133. Что является принципиальным в процессе познания?
A) *необходимо наличие субъекта и объекта познания
B) наличие предмета познания
C) наличие средств познания
D) наличие способности к познанию
E) наличие абсолютного самосознания
134. Метод, основанный на переходе от общего знания к частному
A) *дедукция
B) синтез
C) индукция
D) социометрия
E) анализ
135. Неявное осознание людьми общественного бытия без специальной познавательной деятельности:
A) *обыденное сознание
B) идеология
C) теоретическое сознание
D) философия
E) наука
136. Методология это:
A) *учение о научном методе познания
B) усовершенствование, обновление
C) теория о происхождении Вселенной
D) полное отрицание общепринятых норм
E) учение о человеке
137. Что такое сознание?
A) *субъективная реальность, целенаправленное отражение действительности
B) психическое вообще
C) сфера мышления
D) божественный дар осознания себя и окружающей действительности
E) сфера чувственности
138. Существует несколько определений отражения. Какое из них является философским:
A) *отражение есть любая реакция на любое воздействие
B) отражение есть зеркальное отражение
C) отражение есть след
D) отражение есть снимок
E) отражение есть отпечаток
139. Психический образ:
A) *идеален
B) материален
C) визуален
D) социален
E) эмоционален
140. Искусство, мораль, религия, политика –это:
A) *формы общественного сознания
B) формы массового сознания
C) формы повседневного сознания
D) формы практического сознания
E) формы духовного опыта
141. В «ноосферной» модели человеческой цивилизации основная роль отведена:
A) *науке
B) нации
C) экономике
D) государству
E) религии
142. Первая основная функция морали:
A) *регулятивная
B) Просветительская
C) читать нотации
D) воспитательная
E) организаторская
143. Полагая, что ценность- это норма, проблему ценностей в социологию ввел:
A) *Вебер
B) Конт
C) Сорокин
D) Риккерт
E) Дьюи
144. Учение о красоте, о прерасном в философии называется:
A) *эстетика
B) гносеология
C) социальная философия
D) этика
E) онтология
145. Духовные ценности:
A) *Имеют и практический и неутилитарный характер
B) Носят мистический характер
C) Обладают неутилитарным характером
D) Носят практический характер
E) Носят игровой характер
146. Права человека- это одна из:
A) *Общечеловеческих ценностей
B) Ценностей общения
C) Материальных ценностей
D) Ценностей стиля жизни
E) Междисциплинарные ценности
147. В переводе с латинского языка слово «мораль» означает:
A) *Нравственный
B) разумный
C) чувственный
D) психический
E) безнравственный
148. Ценностные отношения- это:
A) *Отношения между людьми по поводу существующих в обществе систем ценностей
B) Отношения между людьми и ценностями
C) Принятая в данном обществе иерархия ценностей
D) Отношения между ценностями
E) Взаимодейтсвие между приборами
149. Предметом этики является:
A) *мораль как явление общественной жизни;
B) конкретная материальная вещь;
C) поведение конкретного человека;
D) образ жизни людей;
E) особенности неформальных групп.
150. Производственно-потребительские ценности – это:
A) *элемент материальных ценностей;
B) самостоятельный вид ценностей;
C) элемент социальных ценностей;
D) то же, что и материальные ценности;
E) техническая система.
151. Сущность мифологического взгляда на мир состоит:
A) *в нерасчлененности, слитности, целостности миропонимания;
B) в признании субстанционального начала в мире;
C) в вере во всемогущество единого Бога;
D) в противопоставлении человека и природы;
E) в разделении мира на низшие и высшие сферы существования
152. Философии не свойственна функция:
A) *технологическая;
B) познавательная;
C) мировоззренческая;
D) просветительская;
E) интеграция культуры.
153. Переход противоположностей друг в друга – это принцип:
A) *даосизма;
B) конфуцианства;
C) легизма;
D) буддизма;
E) джайнизма.
154. Причина человеческих страданий по буддизму:
A) *в жажде желаний;
B) в поклонении небу;
C) в стремлении к нирване;
D) в поклонении к духам предков;
E) в любви к человеку.
155. Формулу тождества бытия и мышления вывел древнегреческий философ:
A) *Парменид;
B) Пифагор;
C) Гераклит;
D) Сократ;
E) Платон.
156. Автором философского учения о «материи» и «форме» был:
A) *Аристотель;
B) Сократ;
C) Гераклит;
D) Демокрит;
E) Платон.
157. Философские взгляды Гераклита Эфесского, Зенон Элейского … роднит:
A) *стихийная диалектика;
B) стихийная ученость;
C) стихи;
D) стихийный материализм;
E) стихийный идеализм.
158. Последователей философии Аристотеля называют:
A) *перипатетиками;
B) скептиками;
C) схоластиками;
D) реалистами;
E) номиналистами.
159. Учение о Граде земном и Граде небесном создал:
A) *А. Августин;
B) Ямвлих;
C) Ф. Аквинский;
D) Плотин;
E) Демосфен.
160. Теоцентрическим мировоззрением можно назвать мировоззрение:
A) *эпохи Средневековья;
B) эпохи Античности (Древней Греции);
C) эпохи Возрождения;
D) эпохи Научной революции;
E) эпохи Просвещения.
161. Патристика – это:
A) *совокупность теолого-философских взглядов христианских мыслителей.
B) принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу;
C) принцип принятия за основу всего сущего одного начала;
D) философская позиция, в соответствии с которой любое
материальное тело обладает душой;
E) эстетическое учение;
162. Философия стала «служанкой богословия». Какому периоду истории философии соответствует эта характеристика?
A) *эпохе Средних веков.
B) эпохе Возрождения;
C) новому времени;
D) эпохе Просвещения;
E) античности;
163. Основная тенденция в мышлении, идеологии и культуре Ренессанса – это:
A) *переход от теоцентрического к антропоцентрическому пониманию
мира;
B) борьба против антропоцентризма;
C) стремление к мирному существованию;
D) возвращение к космоцентрическому мировоззрению;
E) обскурантизм.
164. Основатель гелиоцентрической системы мира:
A) *Н. Коперник;
B) Птолемей;
C) Архимед;
D) Лаплас;
E) Г. Галилей.
165. Пантеизм – это учение о единстве:
A) *бога и природы;
B) идеи и материи;
C) разума и воли;
D) знания и веры;
E) время и пространства.
166. Признание двух независимых субстанций – мыслящей и протяженной – принадлежит:
A) *Р. Декарту;
B) Ф. Бэкону;
C) Т. Гоббсу;
D) Б. Спинозе;
E) Дж. Локку.
167. Основоположник новоевропейского рационализма:
A) *Р. Декарт;
B) Т. Гоббс;
C) И. Кант;
D) Дж. Локк;
E) Г. Лейбниц.
168. Препятствия на пути познания, порождающиеся употреблением неправильных слов, распространенных чаще всего на рынках, в общественных местах, Бэкон называл:
A) *идолами площади;
B) идолами пещеры;
C) идолами театра;
D) идолами рода;
E) плюрализмом.
169. Логическая форма умозаключения, лежащая в основании эмпиризма, называется:
A) *индукцией;
B) дедукцией;
C) анализом;
D) синтезом;
E) аналогией.
170. По убеждению Ф. Бэкона, смысл, призвание и задачи науки – это:
A) *общественная польза и улучшение жизни людей;
B) достижение славы и власти;
C) развитие че6ловеческого духа и знаний о мире;
D) достижение абсолютной истины;
E) разрешение учёных споров.
171. Философия Нового времени опиралась на авторитет:
A) *науки;
B) человека;
C) общества;
D) церкви;
E) государства.
172. Всякое знание начинается, по Канту:
A) *чувств;
B) истины;
C) эмоций;
D) разума;
E) опыта.
173. По Ф. Бэкону, эмпирия- это:
A) *опыт, опирающийся на эксперимент;
B) изолированное чувственное восприятие;
C) форма, присущая самой вещи;
D) мыслительный образ вещи, отраженный в сознании;
E) символический знак.
174. По учению Спинозы существует только одна субстанция – это:
A) *природа-Бог;
B) материя;
C) апейрон;
D) атом;
E) электрон.
175. Основатели диалектико-материалистической философии – это:
A) *К. Маркс и Ф. Энгельс;
B) Левкипп и Демокрит;
C) Ф. Бэкон и Р. Декарт;
D) Г. В. Плеханов и В. И. Ленин;
E) П. Гольбах и К. Гельвеций.
176. Основным критерием марксистской типологии общества является:
A) *уровень развития производительных сил общества;
B) специфические правовые и законодательные формы;
C) географическое положение;
D) уровень технического и научного развития общества;
E) уровень развития духовной культуры.
177. Энгельс упрекал материалистическую философию Нового времени из-за наличия в ее чертах:
A) *механистичности;
B) волюнтаризма;
C) рационализма;
D) гилозоизма;
E) диалектичности.
178. Основным этапом развития средневековой философии является:
A) *схоластика;
B) софистика;
C) диалектика
D) метафизика
E) стоя
179. Три стадии интеллектуальной эволюции человечества по О. Конту:
A) *теологическая, метафизическая, позитивная;
B) религиозная, этическая, метафизическая;
C) эстетическая, этическая, метафизическая;
D) религиозная, научная, позитивная;
E) мифологическая, философская, религиозная.
180. Автором формационной концепции членения исторического процесса является:
A) *К. Маркс;
B) К. Ясперс;
C) О. Шпенглер;
D) П. Сорокин;
E) Г. Гегель.
181. Вставить в цитату Маркса, недостающее слово:
«Производственные отношения составляют реальный …. . , над
которым возвышается юридическая и политическая надстройка»:
A) *базис;
B) способ производства;
C) процесс;
D) комплекс;
E) вещественный элемент.
182. Выберите верное определение, отражающее философию марксизма:
A) *народ – творец истории;
B) личность – творец истории;
C) индивидуум – творец истории;
D) мировой дух – творец истории;
E) бог – творец истории.
183. «Мировая Воля» в философии А. Шопенгауэра:
A) *бессознательна;
B) сверхсознательна;
C) интуитивна;
D) божественна;
E) чувственна.
184. Философско-научное рассмотрение Вселенной:
A) *космология
B) эсхатология
C) астрология
D) геология
E) астрономия
185. Центральное понятие русского славянофильства:
A) *Соборность
B) Теоретический разум
C) Всеединство
D) Благодать
E) Абсолютный дух
186. В философии В. С. Соловьева центральной категорией является всеединство:
A) *диалектическое
B) историческое
C) отрицательное
D) природное
E) положительное
187. "Соборность" - это:
A) *Духовное единение
B) Духовный опыт
C) Сельская община
D) Абсолютизация индивидуального начала
E) Подчинение божественной воле
188. Соловьев, Флоренский представители:
A) *религиозной философии;
B) западников;
C) славянофилов;
D) софистов;
E) интуитивистов.
189. Что абсолютизировал Маркс в своей теории общественных формаций:
A) *приоритет базиса над настройкой
B) приоритет банковского капитала
C) роль политики
D) роль рабочего класса
E) роль труда
190. Этот жырау был одержим поисками земли обетованной – жер-уйек и критиковал хана Джангира. Его имя:
A) *Асан-кайгы;
B) Шал-акын;
C) Коркыт-ата;
D) Бухар-жырау;
E) Доспамбет-жырау.
191. Родоначальник немецкой классической философии:
A) *Кант
B) Гегель
C) Фихте
D) Маркс
E) Фейербах
192. «Человек – животное символическое» - это определение человека:
A) *Эрнста Кассирера;
B) Фридриха Ницше;
C) Макса Шелера;
D) Арнольда Гелена;
E) Хельмута Плеснера.
193Что означает понятие «метафизика» в системе античного мышления:
A) *учение о первопричинах бытия
B) основной элемент мироздания
C) чувственное восприятие
D) наука о правильном непротиворечивом мышлении
E) мудрость
194. Автором этики благоговения перед жизнью является:
A) *Альберт Швейцер;
B) Освальд Шпенглер;
C) Бертран Рассел;
D) Людвиг Витгенштейн;
E) Эрих Фромм.
195. Проверка процедуры истинности в логическом позитивизме
называется:
A) *верификация;
B) консолидация;
C) специализация;
D) фальсификация;
E) экстериоризация.
196. Критерием научной рациональности теории по К. Попперу является:
A) *принципиальная опровергаемость;
B) связь с практикой;
C) логическая соотнесенность с предшествующими знаниями;
D) полезность;
E) непротиворечивость.
197. Новое искусство ХХ века стало «бесчеловечным», отвлеченным, холодным и ироничным, - так считал автор работы «Дегуманизация искусства»:
A) *Ортега-и-Гассет;
B) Шпенглер;
C) Ницше;
D) Фромм;
E) Маркс.
198. Чувственно-наглядный образ, сохраняемый в памяти и воспроизводимый в сознании:
A) *представление
B) восприятие
C) ощущение;
D) суждение
E) понятие
199. Способом существования материи в марксистско-ленинской философии является:
A) *движение;
B) время;
C) пространство;
D) взаимообусловленность;
E) причинность.
200. Выберите концепцию пространства и времени, являющейся сейчас общепринятой, исходя из достижений науки:
A) *реляционная;
B) субстанциональная;
C) квантовая;
D) энергетическая;
E) трансцендентальная.
12.03.2014 18:27 Философия Артем 4001 7681 0
Имя *:
Email:
Код *: