Menu
Искусство и культура Византии и Древней Руси.
1. Введение. Хронологические и географические рамки. Упадок древнего Рима. Распространение христианства. Основы христианского представления о Боге и человеке. Поиски новых форм изобразительности и архитектуры для выражения новой картины мира. Раннехристианское искусство. Живопись катакомб, раннехристианские храмы ― базилики и мавзолеи. Иерусалим, Рим, Равенна.
2. Возникновение Византии. Особенности Восточного христианства. Античные традиции, восточные традиции и создание новой византийской христианской культуры и искусства. Архитектура V ― VII вв.н.э.: храм ― образ мира. Св. София Константинопольская (Анфимий из Тралл и Исидор из Милета). Тип купольной базилики. Центрические храмы: ц.Св. Виталия в Равенне и др.
3. Византийская живопись V ― IX вв.н.э. Мозаики императорских дворцов в Константинополе, мозаики ц. Св.Виталия в Равенне. Возникновение иконописи. Иконный обаз ― свидетельство священной истории и посредник между «миром горним» и «миром дольним». Ранние миниатюры. Формирование христианской иконографии. Эпоха иконоборчества. Причины и следствия.
4. Расцвет византийского искусства IX ― XII вв.н.э. Македонская династия и династия Комнинов.
Архитектура: становление крестово-купольного типа храма, его конструктивные особенности, эстетическая выразительность и символика пространства. Константинопольская архитектурная школа, тип «храма на четырёх колоннах». Ансамбль монастыря Пантократора, северный храм монастыря Липса, Мирелейон. Сложение системы монументальной декорации крестово-купольного типа храма. Живописные ансамбли Хосиос Лукас в Фокиде, Неа Мони на о.Хиос, монастыря Дафни близ Афин.
5. Византийская живопись IX ― XII вв.н.э. Эволюция стиля византийского искусства на примере мозаик Софии Константинопольской. Возрождение эллинистических традиций в миниатюре македонского периода (Парижская Псалтирь). Миниатюра комниновского периода ― утонченность и одухотворённость. Иконопись IX ― XII вв: сложение и закрепление иконографии, особенности иконописных технических приёмов. Иконография Богоматери, Двунадесятые праздники. Богоматерь Владимирская ― выдающийся памятник византийского искусства. Высокий уровень византийского декоративно-прикладного искусства: торевтика, ткани, перегородчатые эмали, резьба по камню и кости.
6: Латинский период ― XIII в. Кризис византийской культуры.
7. Палеологовский Ренессанс (конец XIII ― XIV вв.). Поздневизантийское и поствизантийское искусство (XV ― XVI вв.). Полицентризм восточнохристианского мира. Памятники Македонии, Сербии, Болгарии. Последний расцвет византийской культуры во времена Палеологов. Изысканность эстетических идеалов, эмоциональность, стремление к повествованию (мозаики монастыря Хора-Кахрие Джами в Константинополе). Возрождение интереса к эллинистической традиции (икона «Двенадцать Апостолов» из ГМИИ им. Пушкина, миниатюры). Мистическое течение исихазм и его влияние на изобразительное искусство. Падение Константинополя в 1453 году. Иконопись Афона, Сербии, Македонии, Болгарии и Крита XVI в.
8. Древнерусское искусство и культура IX ― XVII вв. Языческое искусство и культура восточных славян. Божества славянского пантеона. Календарные обряды. Характер изобразительности: символизм, условность, орнаментальность. Сохранение языческих традиций в русском, украинском, белорусском народном искусстве.
9. Домонгольское искусство Древней Руси IX ― XIII вв. Образование Киевского государства. Приятие и распространение христианства. Взаимосвязь с византийской культурой. Своеобразие интерпретации византийских традиций в Киевской Руси. Софийский собор в Киеве: архитектура, иконография мозаик и фресок. София Новгородская. Развитие киевских традиций в храмах Киева и Великого Новгорода.
10. Искусство Русских земель XII ― XIII вв. Образование удельных княжеств. Местные школы ― особенности интерпретации типа крестово-купольного храма. Памятники Киева, Чернигова, Смоленска. Новгородская и Владимиро-Суздальская архитектура (более подробно: характерный облик храма, разнообразие строительных приёмов и материалов, взаимоотношение храмов и пейзажа, эстетическая выразительность). Фресковые циклы Нередицы в Новгороде, Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове.
11. Домонгольская иконопись. Особенности русской иконописи: византийская традиция и отличия русских икон (большой размер, монументальная обобщённость образов, торжественность, декоративность). «Устюжское Благовещание», «Ярославская Оранта», «Георгий Победоносец» из Юрьева монастыря, «Спас Нерукотворный», «Ангел Златые Власы», «Успение» и др. Книга в домонгольский период: высокий уровень грамотности, библиотека Ярослава Мудрого, Остромирово Евангелие, Изборник Святослава. Высокое развитие ремесла: перегородчатые эмали (рязанский клад и др.), ювелирные изделия, торевтика (кубок Братилы и др.), резба по камню, дереву, производство стекла.
12. Упадок культуры во время татаро-монгольского нашествия. Новгород и Псков ― ведущие центры русского искусства в XIII ― XIV вв. Активное храмовое строительство, своеобразие иконописи. Феофан Грек ― росписи церкви Спаса на Ильине Улице в Великом Новгороде.
13. Искусство Московского княжества XIV ― XVI вв. Возвышение Москвы. Храмовое строительство XIVв. (по письменным источникам и археологическим данным). Древнейшие храмы Москвы: Успенский собор в Звенигороде, Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры, Спасский собор Андроникова монастыря. Феофан Грек в Москве. Московская школа живописи ― Андрей Рублёв: Иконы Благовещенского собора Московского Кремля, Фрески и иконы Успенского собора во Владимире, «Звенигородский чин», «Троица». Дионисий и русская живопись XVI в.
14. Ансамбль Московского Кремля XIV ― XV вв.. Русские традиции православной архитектуры и опыт зодчих итальянского Ренессанса. Аристотель Фиораванти. Успенский, Благовещенский, Архангельский соборы, Грановитая палата, стены и башни Кремля. Шатровые и столпообразные храмы XIV в. Церковь Вознесения в Коломенском, церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьяково. Собор Покрова на рву (Василия Блаженного) ― шедевр русской архитектуры (зодчие Барма и Постник).
15. Русское искусство XVII в. Создание общерусской архитектурной школы. Церковь Троицы в Никитниках в Москве ― характерный образец русского храма I-ой половины XVII в. (ассиметричная композиция, кирпич и белый камень, сомкнутый свод с пятиглавием и т.д.). Храмы Ярославля. Уникальный комплекс Воскресенского монастыря в Новом Иерусалиме. Широкое применение новых форм изразцового декора. Светская архитектура: Теремной дворец в Кремле, дворец в Коломенском.
Архитектура конца XVIIв. ― Московское барокко (церковь Покрова в Филях).
Живопись. Кризис иконописи. Школа Симона Ушакова, Костромские и ярославские иконы. Западноевропейские влияния. Парсуна.
29.08.2011 11:07 Искусство Артем 1006 2372 0
Имя *:
Email: