Menu
Искусство и культура Западной Европы в Средние Века.
1. Искусство и культура галлов и кельтов I ― IV вв. Великое переселение народов V ― VII вв. Культура германских племён. Викинги VIII ― ХII вв.
Религиозные представления кельтов и германских народов. Характер изобразительности, преобладание орнамента. Рунические камни. «Варварская плетёнка». Фибулы.
2. Распространение христианства в Западной Европе V ― IХ вв. Возникновение монашества.
Св. Бенедикт Нурсийский, Св. Колумбан. Ирландские монастыри. Кельтские кресты. Ирландская миниатюра. Евангелие из Линдисфарна., Евангелие из Дарроу. Становление средневековой культуры. Каролингское Возрождение. Капелла и дворец Карла Великого в Ахене. Возрождение типа базилики как основного архитектерного типа западно-европейской храмовой архитектуры. Миниатюра Каролингов.
3. Искусство эпохи Оттонов Х в. Закрепление и развитие типа базилики: ц.Св.Михаила в Хильдесхайме, ц.Св.Кирилла в Гернроде. Расцвет миниатюры при Оттонах, античные влияния.
Апокалипсис из Бамберга, Евангелиарий Оттона III, Евангелиарий Генриха II и др.
Характеристика исторического положения Европы в Х в. Набеги венгров и норманнов.
Курганы викингов в Норвегии, корабль из Осеберга.
4. Сложение романского стиля Х ― ХII вв. Происхождение термина. Связующая роль церкви в эпоху феодальной раздробленности. Роль Бенедиктинского ордена в распространении романской архитектуры в Европе. Монастырь в Клюни. Развитие местных школ и тип паломнической церкви, как интернациональный вариант романской эпохи: ц.Сен Фуа в Конке, ц.Сен. Сернен в Тулузе, ц.Сант Яго да Кампостелла. Развитие каменных цилиндрических сводов ― главное достижение инженерной и художественной мысли романской эпохи.
5. Романское искусство Франции. Основные школы архитектуры ― нормандская и бургундская.
Бургундская школа: Клюни, ц.Паре лё Маниаль. Бургундская скульптура: ц.Сен Лазар в Отёне, Сен Мадлен в Везеле, Сен Пьер в Муассаке.
Нормандская школа: Сент Этьен и Сен Трините в Кане, ц.аббатства Жюмьеж. Появление крестовых сводов, успехи инженерии. Завоевание Британии норманнами. Ковёр из Байе. Норманские влияния в искусстве Англии: Касл-Эйкр (Норфолк), Собор в Питерборо и др.
Романское искусство юга Франции (Пуату и Прованс). Сен Трофим в Арле и Сен Жиль дю Гар.
6. Романская монументальная живопись и миниатюра.
7. Романское искусство Германии. Церковь Марии Лаах в Вормсе, романские храмы Кёльна и др. Скульптура: врата ц.Св.Михаила в Хильдесхайме, Корсунские врата (Великий Новгород).
Рыцарская культура. Влияние крестовых походов на развитие европейской культуры. Средневековый замок. Замки в Жизоре и Ивелине, Донжон в Конисбро, Тауэр в Лондоне.
8. Готический стиль вторая половина ХII ― XV вв. Происхождение термина. Периодизация. Особенности готической конструкции: стрельчатые нервюрные своды, вынесение дополнительной опоры за пределы интерьера центрального нефа, аркбутаны и контрфорсы. Возникновение профессиональных артелей строителей.
Превращение инженерной конструкции в художественный образ. Готический собор как воплощение строения христианского мира. Синтез искусств. Влияние схоластики на эстетические идеалы Средневековья.
9. Французская готика. Аббат Сугерий и аббатство Сен Дени. Развитие готической конструкции и декора. Великие готические соборы Франции: Нотр Дам в Шартре, Париже, Реймсе, Амьене . Скульптура и витражи. Эволюция скульптуры от Королевсого портала в Шартре до собора в Реймсе. Поздняя французская готика ― королевская капелла Сен Шапель в Париже.
10. Английская готика. Особенности планировки, конструкции сводов, решения фасадов и декора. Соборы в Линкольне, Уэльсе, Кентербери, Солсбери. "Перпендикулярный стиль". Веерные своды ― особенность английской готики: Капелла Генриха VII в Вестминстере, Капелла Королевского колледжа в Кембридже.
11. Немецкая готика. Особенности планировки, конструкции сводов, решения внутреннего пространства и фасадов. Соборы во Фрайбурге, Бамберге, Наумбурге и Страсбурге. Особый характер выразительности немецкой скульптуры ― больший натурализм, экспрессия, повествовательность. Образы идеальных характеров ― Эрцгерцог Эккехарт и Ута и др. скульптуры западного хора собора в Наумбурге.
12. Готическая миниатюра. Ведущая роль миниатюры в живописи готической эпохи. Развитие стиля. Псалтырь Людовика Святого. Часослов мастерской Оноре. Бельвильский Бревиарий. псалтырь из Питерборо и др.
Превращение рыцарской культуры в культуру придворную. Готический замок.
Культура средневекового города. Характер предметной среды. Светские постройки: ратуши, дома горожан. Единство стилистических решений.
13. Архитектура поздней готики. «Пламенеющий» стиль. Соборы Кёльна, Милана. Собор св.Вита в Праге, Собор Св.Стефана в Вене. Позднеготическое надгробие. Скульптура Германии XV вв ― между готикой и ренессансом. (Тильман Рименшнайдер).
14. Особенности развития итальянского искусства в Средние Века. Влияние античной традиции и романской архитектуры Европы. Комплекс в Пизе (Собор, колокольня, Баптистерий). Проторенессанс в Италии. Содержание термина. Инкрустационный стиль: Ц.Сан Миньято аль Монте под Флоренцией, Баптистерий во Флоренции и др. Принцип мраморного декора фасада. Скульптура: Николо Пизано - кафедра пизанского Баптистерия. Джованни Пизано ― кафедра пазанского Собора. Готические влияния в Италии. Собор Санта Мария дель Фиоре во Флоренции, использование стрельчатых сводов (архитектор Арнольфо ди Камбио). Соборы в Сьене и Орвьетто. Декоративность итальянской готики. Андреа Пизано ― бронзовые двери флорентийского Баптистерия, скульптурные изображения Мадонн.
15. Итальянская живопись XIV в. Особенности итальянского средневекового мировоззрения. Св.Франциск Ассизский и Св.Доминик, образование новых монашеских орденов.
Византийские влияния в живописи ХIII ― ХIV в в., Дуччо, Чимабуэ. Джотто ― великий реформатор европейской живописи. Росписи капеллы Скровеньи в Падуе - монументальное решение, стремление к передаче пространства в прямой перспективе, композиционное построение сюжетов по принципу картины и т.д. Влияние Джотто на живопись XIV в. Готические влияния ― сиенская школа живописи: Симоне Мартини.
29.08.2011 11:10 Искусство Артем 926 3518 1
анжела   11.03.2014 22:55
мне понравилось!спасибо!
Имя *:
Email: