Menu
Что такое социализация личности?
Социализация (от лат. sociatis — общественный) — это процесс обучения и усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей, образцов поведения, присущих данному обществу или социальной группе. Благодаря социализации люди имеют возможность взаимодействовать друг с другом, передавать социальный опыт и культурные ценности от одного поколения другому. В ходе социализации каждый человек развивает свою индивидуальность и способность независимо мыслить и действовать. Социализация не является пассивным процессом. Она связана с активным, деятельным участием самого человека в нём.

В процессе социализации индивида можно выделить две стороны: официальную, адаптацию и интериоризацию. Социальная адаптация — это приспособление индивида к социальным условиям, ролевым функциям, социальным нормам и ценностям новой для него среды. Интериоризация — это процесс включения социальных норм, ценностей во внутренний мир человека. На этом этапе формируется способность личности сочетать индивидуальные и общественные интересы.

Процесс социализации делят на два основных, качественно различных периода: первичная (или ранняя) социализация и вторичная социализация. Первичная социализация" охватывает период детства. "Вторичная социализация" предполагает своеобразную трансформацию личности уже в период ее социальной зрелости, усвоение ею новых ценностей и навыков. Социализация осуществляется через влияние на формирование личности социальных институтов, групп, отдельных личностей, которые называют агентами социализации.

В период первичной социализации важнейшую роль в развитии ребенка, в формировании его сознания, мышления, восприятия, речи принадлежит общению с родителями, различным играм, подражанию взрослым.

Если на первоначальном этапе главным инструментом общения ребенка со взрослыми является интуитивное узнавание родителей, то качественно новый этап социализации начинается с момента овладения им языка и речи. Именно они выступают важнейшим средством формирования сознания и мышления у ребенка. С этого времени он становится активным участником социального взаимодействия. Овладение языком делает возможным усвоение ребенком опыта и знаний предшествующих поколений, ценностей человеческой культуры.

В любом типе культуры семья выступает основной ячейкой, в которой происходит первичная социализация. В семье дети постепенно приобщаются к миру взрослых, к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным образцам поведения.

Другим агентом социализации являются « группы равных « (друзья, сверстники): В них дети вступают в широкую сеть контактов между собой, усваивают нормы и ценности, характерные для данных групп, Уникальная роль в формировании сознания ребенка, в обучении ролевому поведению принадлежит детским играм. В процессе игры дети приучаются к правилам и нормам поведения, которые регулируют любую игру, у них развивается чувство ответственности, они учатся отстаивать свои интересы и свое место в социальной группе.

Важнейшая роль в социализации личности принадлежит школе. Главной задачей школы является развитие способностей, задатков детей, воспитание личности и гражданина в соответствии с господствующей в стране моралью, культурными стандартами и ценностями.

Средства массовой информации (газеты, журналы, телевидение, кино и др.) также оказывают глубокое воздействие на умы и чувства людей. Они могут позитивно или негативно оказывать влияние на формирование у людей общественных ценностей и определенных образцов поведения. К агентам социализации можно отнести множество различных организаций, например, церковь, спортивные ассоциации и т.д.

Процесс социализации происходит на протяжении всей человеческой жизни, продолжается и в среднем, и в пожилом возрасте. Вместе с тем, если первичная социализация направлена на усвоение личностью базовых ценностных ориентации, формирование мотивационной системы поведения, то вторичная социализация, как правило, — лишь на освоение разнообразных форм поведения на основе уже сложившейся структуры ценностей. Вторичная социализация опирается на жизненный опыт, накопленные профессиональные знания, результаты предшествующего обучения. Можно сказать, что в ходе первичной социализации преобладают интериоризационные процессы, а во вторичной социализации — адаптационные.

Не всегда развитие личности идет по восходящей и строится на закреплении пройденного. Наряду со вторичной социализацией выделяют ресоциализацию. Ресоциализацией называется процесс усвоения новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, не позволяющих человеку адекватно ориентироваться в новых условиях. Ресоциализация может происходить в кризисные периоды личной жизни, жизни страны, социальной общности и т.п.

Психологи и социологи предложили ряд теорий, объясняющих, каким образом на основе взаимодействия различных факторов происходит формирование неповторимой личности. Рассмотрим некоторые из них.
03.06.2011 17:22 Социология Артем 859 7553 1
катюфка   20.03.2012 17:51
спасибо прикольненько супер
Имя *:
Email: