В 50-е годы была значительно расширена сфера исследований в общественных науках. Начали издаваться собрания сочинений Ш.Уалиханова, Ы.Алтынсарина. В КазГУ был открыт факультет философии. В 1958 году был создан Институт философии и нрава АН КазССР, в 1961 году - Институт языкознания, литературы и искусства.
Главной причиной нарастающего кризиса общественных наук во второй половине 50-х годов было господство коммунистической идеологии. Особенно в сложных условиях оказались общественные науки. Малейшие оттенки инакомыслия, плюрализм мнений квалифицировались как попытки «очернения социализма». Общественная мысль была полностью мобилизована на реализацию политических целей командной администрации. Так заведующий отделом пропаганды и агитации ЦК Компартии Казахстана обвинил известного культуролога того
времени Ильяса Омарова в «потакании» взглядам Е.Бекмаханова. Были изъяты из обращения и сожжены тиражи первого тома «Истории Казахской ССР», министерство просвещения пересматривало школьные программы, были запрещены многие произведения казахского героического эпоса. Учёные-обществоведы с разных позиций «доказывали», что капитализм «загнивает» и в ближайшем будущем «полностью исчезнет». Огромный вред казахстанской науке нанесла кампания за торжество учения Мичурина-Лысенко. Полуграмотный специалист Лысенко обещал обеспечить изобилие сельхозпродуктов и требовавший классового подхода к развитию естественных наук, он изгнал из пауки настоящих биологов-генетиков, добился ареста знаменитого учёного А.Вавилова, который умер в тюрьме. «Лысенковщина» задержала развитие генетики и биологии на многие десятки лет. Одновременно развернулась кампанию против «космополитов», куда был посмертно зачислен В.Бартольд, их обвиняли в «низкопоклонстве перед веем иностранным».
Политические преследования известных деятелей культуры сильно тормозили развитие литературы и искусства, но не смогли полностью остановить его. Национальное искусство было на подъёме.
В 1947 году Мухтар Ауэзов закончил две книги «Абай». За это произведение писателю была присуждена Государственная премия СССР. В 1955 году вышло в свет продолжение этого фундаментального произведения - эпопея «Путь Абая». В 50-х годах достижением национальной прозы стал роман Г.Мусрепова «Пробуждённый край». Известный писатель Сабит Муканов в романе «Сырдарья» описал жизнь, труд и мечты своих современников. Внимание литературной общественности в Дни казахской советской литературы в Москве в 1949 году привлекли повести «Шыганак» и «Миллионер» писателя Габидена Мустафина. Книга очерков Ивана Шухова «Целинники» стала известна широкой читательской аудитории.
В послевоенные десятилетия развивалось казахское искусство. В 1952 году в Казахском театре драмы В.Голубович поставил драму М.Ауэзова «Абай». Постановка была представлена к Государственной премии СССР. В 50-е годы казахстанское искусство обогатилось созданием уйгурской драматургии, над которой плодотворно трудился К.Хасанов.
Знаменательным событием в мире культуры республики в 1946 году стала постановка оперы «Биржан-Сара», в 1949 году группа постановщиков, исполнителей и композитор Мукан Тулебаев были удостоены Государственной премии СССР за постановку этой оперы. Композитор Евгений Брусиловский написал оперу «Дударай», а совместно с Муканом Тулебаевым - оперу «Амангельды». В этот период расцвёл талант Бибигуль Тулегеновой, Ермека Серкебаева, балетмейстера Булата Аюханова, широкой популярностью пользовались кинокартины Шакена Айманова. Большую популярность у молодёжи приобрели музыкальные ансамбли: «Досмукасан», «Ариран», «Айгуль».
В 50-е годы лауреатом IV Всемирного фестиваля молодёжи и студентов стал Государственный ансамбль песни и танца.
Сформировалась группа скульпторов. Были созданы и установлены на площадях городов скульптуры Абая, Джамбула и других писателей, общественных деятелей.
Попытка десталинизации, предпринятая XX съездом КПСС, позже получила название «оттепели». Борьба с продолжением культа личности выразилась в реабилитации части невинно осуждённых. В феврале 1957 года получили реабилитацию народы, депортированные в 1944-1945гг: балкарцы, чеченцы, ингуши и калмыки. Возможности вернуться домой не получили крымские татары, немцы, корейцы, так как их дома были уже заселены. Выборочно были реабилитированы представители интеллигенции. В новых «основах уголовного права» было отменено понятие «враг народа». Но и в годы «оттепели» творить и писать разрешалось только в рамках «социалистического реализма».