Menu
Культура познавательной деятельности.
Двадцать первый век прогнозировали как информационно-экологический. Факт этот подтверждается, что позволяет говорить о приоритетности экологического образования подрастающего поколения. Дело в том, что экологическое образование все еще носит чисто ознакомительный характер. Методика в основном направлена на формальное заучивание, отсутствует анализ, оценка экологических ситуаций и поступков людей в окружающей среде. Каким же образом экологическое образование должно затронуть подрастающую личность? Многие исследователи тесно связывают экологическое развитие дошкольников с нравственным. Об этом можно прочесть в трудах Божович, Печко, Эльконина. Ученые считают: больше внимания должно отводиться тем видам учебной деятельности, которые в качестве систематизирующего компонента прививают детям экологическую культуру. Что под этим следует понимать? Речь идет о культуре познавательной деятельности по освоению опыта человечества в отношении к природе, успех которой связан с развитием нравственных черт; о культуре труда, формирующейся при выполнении конкретных дел в различных областях природопользования; о культуре духовного общения с природой, т.е. культуре, развивающей эстетической эмоции, умение оценивать эстетические достоинства как естественной, так и преобразованной природной сферы. Ученые понятие «экологическая культура» связывают с развитием природы самого ребенка, его способностей, физических и интеллектуальных сил, с воспитанием трудолюбия, бережного отношения к природе. И действительно, дошкольный период детства-важнейший в развитии ребенка: в этом возрасте закладываются основы интеграции целостной личности; приобретенные знания в дальнейшем могут преобразовываться в прочные убеждения. Академик Лихачев считает: «Экологическое сознание требует подкрепления чувством, эмоционально целостным, глубоко нравственным отношением к природе, обществу, людям. Вся нравственная направленность ребенка должна быть ориентирована на развитие таких чувств и состояний, как любовь, волнение совести, переживания общения с природой и людьми в качестве высшего счастья».
Исследования психологов установили: любому действию человека должны предшествовать готовность и способность действовать. Опыт убеждает, что лозунги и даже самые хорошие книги и фильмы недостаточны для формирования активного экологического сознания. Сознание формируется в процессе деятельности. Если ребенок огораживает муравейник, спасают мальков, они как бы участвуют в работе самой природы. Здесь воспитывается не просто милосердие (что само по себе очень важно), а происходит нечто большее, чему нет названия и что лишь в слабой степени отражает термин «формирование сознания». Говоря о необходимости формирования готовности к правильному взаимодействию с окружающей природой, следует отметить эмоциональную сторону – восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально положительное отношение к ее объектам, мотивам поведения.
И действительно, необходимо вернуться к природе в смысле чувствования впечатления, понимания неразделенности с ней. Как связать эту мысль –«вернуться к природе»- с дошкольниками? Вспомним, что актуально для детей? Это эмоциональные переживания, связанные с процессом общения, разнообразная деятельность, экологическая активность.
Следовательно, педагогическая стратегия должна быть направлена на развитие чувства сопричастности, чувства общности с природой. Наше выживание, защита окружающей среды могут оказаться лишь абстрактными понятиями, если мы не внушим каждому ребенку простую и убедительную мысль: люди- это часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, пашни и леса, как мы любим саму жизнь.
01.01.2010 17:47 1295 0
Имя *:
Email: