Menu
Внедрение Национальной системы квалификаций
Внедрение Национальной системы квалификаций – принципиальный шаг, призванный в корне изменить взаимодействие всех сторон рынка труда.

В своей статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» Президент Нурсултан Назарбаев дал конкретные поручения по поэтапной разработке Национальной системы квалификаций (НСК).

Ее создание, так же как и в других странах, объективная необходимость, вызванная постоянными технологическими изменениями, глобализацией экономик, когда мобильность трудовых ресурсов оказывает решающее влияние на производительность и конкурентоспособность. Миграция и конкуренция на рынке труда сегодня приводят к повышению требований в отношении новых навыков.

Нерешенность проблем признания квалификации может привести к поляризации общества, безработице, маргинализации молодежи. Ответом на эти вызовы в мировых державах стали национальные реформы в области квалификаций, а также такие инициативы, как «Повестка дня для новых навыков и рабочих мест», «Зоны обучения на протяжении всей жизни», «флексекьюрити» и другие. Они призваны модернизировать рынки труда, помогать людям путем развития их навыков в течение всей жизни.

Показательной моделью для других стран является четко организованная национальная квалификационная система Великобритании. В этой стране на общегосударственном уровне регулируются только национальные квалификации, без учета формы и места их приобретения. Как молодежь, так и взрослое население могут в любое время получить сертификат о присуждении квалификаций различного уровня, приобретенных в рамках программ или в процессе трудовой деятельности.

В этом отношении в Казахстане в последние годы также произошли кардинальные перемены. Во-первых, на рынок труда оказывают существенное влияние высокие темпы экономического роста. Происходят значительные изменения в структуре рынка труда, а также естественное увеличение спроса на квалифицированных работников. Во-вторых, экономика начала развиваться на индустриально-инновационной основе. В-третьих, наряду с влиянием глобализации экономик происходит либерализация внутреннего рынка. По мнению экспертов, на сегодня сильными сторонами экономики страны являются гибкость и открытость, стабильность и рост.

Однако при этом сохраняются профессионально-квалификационный дисбаланс спроса и предложения труда, отсутствие работы для части населения, низкая производительность труда в ряде ключевых отраслей экономики, недостаточное качество трудового потенциала, большое число работников, не имеющих квалификации (32,2%).

Внедрение Национальной системы квалификаций позволит привести к общему знаменателю спрос и предложение на кадры. Это принципиальный шаг, призванный в корне изменить взаимодействие системы образования, специалистов, бизнеса. НСК связывает в единое целое существующие квалификации различного уровня и типа. Она способствует развитию как вертикальной, так и горизонтальной профессиональной мобильности граж­дан за счет официального признания квалификаций. Этот механизм позволяет гражданам обучаться в удобное для них время в течение всей жизни.

Ключевую роль в вопросах создания НСК сыграли проект «Модернизация ТиПО» за счет займа Всемирного банка и проект ЕС «Поддержка ТиПО». Экспертами проектов разработаны концепция национальной системы квалификаций, макет и методика разработки отраслевых рамок квалификаций, методология и макет разработки профессиональных стандартов, профессиональные стандарты для ряда секторов экономики. А также порядок подтверждения и присвоения квалификации, стандарт по внутренней и внешней оценке организаций ТиПО, модель системы управления ТиПО.

На сегодня необходимая нормативная база для создания НСК сформирована с внесением дополнений в Трудовой кодекс в 2012 году. Определены ответственные органы за разработку всех компонентов НСК. Совместным приказом МОН и МТСЗН разработана и утверждена Национальная рамка квалификаций. Она полностью совместима с европейской – по восьми уровням в масштабах страны.

На основе Национальной рамки разработаны Отраслевые рамки квалификаций в сферах образования и науки, труда, сельского хозяйства. А также профессиональные стандарты в нефтегазовой, туристической, машиностроительной, аграрной сферах, по 118 профессиям их разработка с учетом мирового опыта продолжается, в том числе в рамках совместного с Всемирным банком проекта.

Начата работа по созданию независимых центров подтверждения квалификации.

Методическую помощь отраслевым ассоциациям в этом деле оказывает холдинг «Кәсіпқор». Разработаны институциональная модель независимого подтверждения квалификации и квалификационные требования по ряду специальностей.

В стране есть неплохой опыт по подтверждению квалификаций. Однако такая работа проводится локально, вне стандартов. Большинство организаций плотно «привязаны» либо к конкретным предприятиям, либо к организациям переподготовки специалистов, учебным курсам. Всего две организации аккредитованы Комитетом технического регулирования и метрологии МИНТ РК. Как следствие – в большинстве своем они не присваивают квалификаций и не выдают сертификатов государственного образца. Получается, что их сертификаты не востребованы в целом рынком труда и полезны только отдельным предприятиям.

Для дальнейшего внедрения НСК нужны нормативные правовые, организационные и институциональные решения, и только в их совокупности можно достигнуть успеха. Этот процесс предполагает межотраслевую координацию и активное участие всех заинтересованных сторон. НСК – крепкий фундамент взаимовыгодного партнерства между рынками труда и образования.

Вопросы НСК будут координироваться межведомственной системой управления: Национальным советом по подготовке кадров, 16 региональными и 14 отраслевыми советами. Благодаря всесторонним усилиям государства спектр партнерства профессионального образования и бизнеса постоянно расширяется. На сегодня реализуется 22 167 соглашений между учебными заведениями и компаниями. В их рамках прошли стажировки на предприятиях 2 091 инженерно-педагогический работник (в том числе 261 человек в зарубежных компаниях); укреплена материально-техническая база учебных заведений ТиПО на 618,5 млн. тенге; за счет средств компаний обучен 5 551 человек; 170,3 тысячи студентов учебных заведений ТиПО предоставлены рабочие места для прохождения практики.

По поручению Главы государства в текущем году на основе активного партнерства внедряется дуальное обучение. В перечень компаний ФНБ «Самрук-Қазына», внедряющих дуальное обучение, вошли АО «Павлодарский нефтехимический завод», АО «KEGOC», АО «НАК «Казатомпром», АО «Казахтелеком», АО «Интергаз Центральная Азия».

Такие предприятия, как Кентауский трансформаторный завод, Сайрамский машиностроительный завод, Аксусский завод ферросплавов и другие, преобразовали свои учебные центры в колледжи с дуальным обучением.

12 сентября прошлого года заключены трехсторонние соглашения между учебными заведениями и компаниями Фонда национального благосостояния «Самрук-Қазына».

Дуальное обучение проводится по таким специальностям, как «электрооборудование электрических станций и сетей», «техническое обслуживание и ремонт оборудования предприятий нефтегазоперерабатывающей и химической промышленности», «аппаратчик-гидрометаллург», «монтажник связи – кабельщик» и другим.

Несомненно, к сильным сторонам системы ТиПО мы можем отнести охват подготовкой кадров всех секторов экономики, обеспечение специалистами всех этапов организации бизнеса (проектирование, строительство, производство, обслуживание и реализация готовой продукции), активное и многостороннее международное сотрудничество по вопросам ТиПО.

Третий год Казахстан участвует в сравнительных исследованиях в рамках Туринского процесса, объединяющего 32 страны Европы и Центральной Азии.

Таким образом, на сегодня в Казах­стане есть широкий диапазон партнерства для развития Национальной системы квалификаций с учетом лучших мировых практик. Надо обеспечить в избранных сферах ускоренную разработку и утверждение полного пакета нормативных документов: отраслевой рамки квалификаций, профстандартов, порядка присвоения и подтверждения квалификации. Все это – совместные функции отраслевых уполномоченных органов, профессиональных ассоциаций, работодателей, профсоюзов.

Квалификации должны присваиваться независимыми центрами сертификации, в том числе самостоятельно освоившим профессии. Должны доминировать продуктивные, активные методы обучения, предлагающие самостоятельную деятельность проблемно-практического характера. Создание Национальной системы квалификаций – ключевая мера, нацеленная на развитие человеческого капитала Казахстана.

Саят ШАЯХМЕТОВ,
вице-министр образования и науки РК
25.01.2013 12:45 3669 3
Артем   25.01.2013 12:46
Реализация идеи социальной модернизации общества зависит в том числе и от качества профтехобразования.

За 73 года существования под разными вывесками, начиная от училища механизации и кончая агротехническим колледжем № 3 села Красный Яр, это учебное заведение подготовило свыше 45 тыс. специалистов сельского хозяйства. Автор этих строк присутствовал на 70-летнем юбилее тогда еще лицея. Когда начали представлять почетных гостей, бывших выпускников, полный зал учащихся и преподавателей устроил им бурную овацию. Еще бы, среди них находились Герои Социалистического Труда, прославленные директора и главные специалисты совхозов, бригадиры, трактористы, комбайнеры.

Ни один, пусть даже международный, диплом о признании тех или иных заслуг не мог соперничать со столь уникальным достижением в сфере профессионально-технического образования. И сегодня учебное заведение традиций не теряет, правда, разменяв прежние 3 специальности – тракторист, комбайнер, водитель – на десяток новых, востребованных рынком труда. По словам его директора Рафика Алиева, 95% выпускников находит себе работу по приобретенным специальностям.

Начинается посевная или уборка урожая, в агроколледж приезжают руководители сельхозформирований, считай, из всех регионов области. Все гости преследуют одну цель – набрать практикантов для горячей страдной поры. Почему приезжают именно в Красный Яр, ведь в ближайшей и дальней округе подобных учебных заведений хватает, да еще ежегодно открываются курсы по подготовке и переподготовке тех же комбайнеров?

Притягивает высокий имидж колледжа. Еще не было случая, чтобы его студенты подвели родную альма-матер. Что характерно, многие, проходя практику в хозяйствах, возвращаются обратно после получения диплома, где их радушно встречают, предоставляя постоянную работу.

Определяющую роль, конечно же, играет качественная сторона образовательного процесса. С 1995 года агроколледж, реализуя казахстанско-германский проект, перешел на дуальную систему образования. Половину времени студенты проводят на практических занятиях, что очень важно для подготовки будущего специа­листа-профи, и столько же – за партой. Практика организована как бы в двух номинациях. Первая – занятия в стенах учебного заведения и на собственном подсобном хозяйстве, где засеваются зерновыми почти 1 000 га. Вторая – непосредственно на агропредприятиях. Здесь сроки устанавливает страда. Студенты приезжают в хозяйства в мае и сентябре, то есть тогда, когда начинаются полевые работы.

И как результат, за 3 года обучения у них накапливается неплохой для их лет практический опыт, поэтому выпускники агроколледжа № 3 так желанны в сельской местности. Продолжая данную тему, надо добавить: красноярцы имеют современную сельскохозяйственную технику – от комбайна до тракторов и прицепных орудий, а также новейшие станки и оборудование, прибывшие из Германии.

Сейчас проходит обкатку казахстанско-норвежский проект «С поля – на стол». Тем самым вновь убивают двух зайца. У студентов вырабатываются навыки иметь дело с землей. Во-вторых, все, что у них на столе зимой, выращивается своими руками. Что произрастает на грядках? Легче сказать, чего здесь нет. Собственный огород в 70 соток богат морковью, свеклой, помидорами, картофелем, баклажанами, огурцами, кабачками, тыквой, болгарским перцем, зеленью. Ранние же овощи поступают на обеденный стол студентов опять же из собственной теплицы размером 100 кв. м. Теоретические знания студенты получают не менее прочные, чем практические. В агроколледже 114 сотрудников, все с высшим образованием, у многих стаж превысил 30–40 лет. Более стабильного педколлектива в системе профтехобразования, пожалуй, не найти. Преподаватели и мастера производственного обучения гордятся своей работой, сознавая ее полезность для общества. Недавно у них появились новые стимулы, заложенные социальной модернизацией, которая во главу всего ставит труд и только труд.
Артем   25.01.2013 12:46
Готовить кадры для национального мегапроекта – большая честь и ответственность. Агроколледж кроме традиционных профессий взялся обучать работников для рыночной сферы. Появились в нем отделения строителей, сантехников, швейного производства и моделирования одежды, фермерского хозяйства.

Что любопытно, фермерское отделение готовит многопрофильных специалистов. Например, юноши приобретают 6 смежных профессий: тракториста, комбайнера, водителя, сварщика, токаря, слесаря-ремонтника. Девушки получают навыки бухгалтера, секретаря-референта, повара, швеи, водителя.

Читатель может сказать: профессий много, а толку? Востребованность выпускников агроколледжа остается высокой во все времена. Известная швейная фабрика в г. Кокшетау, куда работников набирают едва ли не по конкурсу, ежегодно заключает соглашение о направлении на практику студентов 3-го курса из Красного Яра. Предоставляются не одно-два рабочих места, а 25. Причем с условием – после окончания колледжа тебя берут, как говорится, на постоянку.

За последние 17 лет учебное заведение выпустило 1 190 специалистов фермерского хозяйства. А заявки продолжают поступать: просим подготовить комбайнеров, сварщиков, токарей, водителей. Обычно от молодых специалистов, особенно сельского хозяйства, пытаются дистанцироваться, дескать, ни опыта, ни знаний. В нашем случае идут навстречу. Молодо, да не зелено – это про агроколледж из Красного Яра.

Когда начинаешь писать о проф­техобразовании, в голове всегда сверлит мысль: а кому это надо, ведь давно сложилось мнение, что в СПТУ, лицей, колледж идут те выпускники общеобразовательных школ, кто не смог поступить в вузы и техникумы и кому больше деваться некуда. Побывав в агроколледже № 3, хочу авторитетно заявить: имидж учебных заведений профтехобразования резко меняется. И это вполне объяснимо. Тот же колледж дает среднее специальное образование, рабочую профессию, возможность повысить профессиональный разряд с получением диплома специалиста среднего звена.

Разве при таком раскладе стыдно отдавать ребенка во взрослую жизнь? Юристы, экономисты постепенно «выходят из моды», из-за переизбытка теряется их востребованность. А раз так, признаемся честно, незачем плодить тех, кто лишний. Лучше готовить тех, в ком нуждается общество. Объявленная Главой государства идеология Общества Всеобщего Труда в конце концов все равно возьмет верх, где рабочему классу будут предоставлены места далеко не на галерке.

– Главное – изменилось мнение у родителей, – подчеркивает директор колледжа Р. Алиев. – К нам сегодня приходят дети после 9-го класса с хорошими оценками. Всем предоставляем общежитие, в колледже имеются два спортивных зала с олимпийскими коврами, кроме бесплатного питания студенты из многодетных и малообеспеченных семей получают государственную стипендию, остальным она вручается за успешную учебу.

...На днях я заехал на сельскую шиномонтажку. Пока ремонтировали колесо, от работников услышал: «Нам бы такое оборудование, как в агроколледже, бизнес сразу бы на пару порядков поднялся». Не поленился, обратился по указанному адресу в специализированный цех, где готовят слесарей-ремонт­ников. Таких станков по ремонту и обслуживанию автомобилей не встречал даже в автосервисе областного центра.

Только и оставалось сказать: отечественное профтехобразование движется перспективной дорогой, получив мощную господдержку. Кстати, годовой бюджет красноярского колледжа превысил 160 млн. тенге.
Татьяна   28.01.2013 16:36
можно ли у Вас в этом году сдать ЕНТ и поступить на грант..... профессия Технология и конструирование изделий легкой промышленности
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Регистрация Вход