Menu
Дошкольное образование в Казахстане
Хотелось бы начать с такого предисловия о тех компаниях что работают в области дошкольного образования. Такие центры занимаются с детьми совсем с ранних лет, довольно многие родители знают, как важно правильно выбрать подходящий для своего ребенка детский сад или дошкольную организацию. Поэтому сегодня мне хотелось бы поговорить о стандартах Республики Казахстан, предъявляемых к таким организациям.

Открытие и работа дошкольных мини-центров привлекли внимание общественности и средств массовой информации, прежде всего потому, что они являются одной из мер поддержки малообеспеченных слоев населения и представляют собой конкретную реализацию социальной политики нашего государства.

Право ребенка на образование и полное развитие своих способностей имеет важнейшее значение для жизни детей и благополучия общества.

Общая тенденция к демократизации жизни казахстанского общества и пониманию демократических ценностей требует осуществления более глубокого процесса политического развития, направленного на укоренение демократических ценностей и культуры демократии во всех слоях общества, то есть процесса, не имеющего формального завершения. Построение демократии, нужно начинать не с того времени, когда человек обретает право участия в политической жизни страны, а с раннего возраста – с момента начала физического, интеллектуального, социального развития ребенка.

Можно сказать, что надежда нашего государства на устойчивые демократические преобразования – это дети, подготовленные к успешному обучению в школе, осознающие, что их мнения и взгляды ценятся в семье, школьной среде и в обществе.

Демократические изменения в области образования - процесс не легкий, требующий вдумчивого подхода. С одной стороны необходимо сохранить то положительное, чего удалось добиться за последние десятилетия, а с другой стороны - назрела острая необходимость внедрения новых подходов в сфере образования.

Одним из таких шагов является переход на 12-ти летнее обучение, как показатель вхождения Казахстана в мировое образовательное пространство. Концепция перехода к 12 летней средней общеобразовательной школе потребовала пересмотра стандартов дошкольного и предшкольного образования.

В стране накоплен опыт разработки новых подходов к дошкольному образованию. Идея созрела несколько лет назад и получила свое воплощение в документе «Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. Дошкольное воспитание и обучение. Основные положения 2001 г.». Но уже сегодня время диктует необходимость изменений, отказ от знаниеоцентристского подхода к компетентностному, ориентированному на современные потребности общества.

Огромное преимущество Казахстана заключается в том, что дошкольное воспитание стало частью государственной системы образования уже во второй половине XX века. Система дошкольного воспитания являлась важной частью выполнения государством своих обязанностей перед семьей, так как услуги предоставлялись либо бесплатно, либо за очень низкую плату. Это делало систему широкодоступной. Детям, как правило, гарантировались хорошее питание, медицинский контроль, а также возможность раннего обучения по официальной программе. Более половины детей в возрасте от 1 года до 7 лет охватывались системой дошкольного образования. Была создана мощная «детская индустрия», работающая на ребенка. Однако, нельзя не отметить и некоторые негативные стороны. После резкой критики работы дошкольных организаций, обвиненных в переоценке роли среды в воспитании детей, центральной фигурой в детском саду стал педагог. Все это обернулось ограничением инициативы и самостоятельности ребенка. Деятельность педагога и ребенка стали жестко регламентированы. Во главу угла был поставлен процесс обучения, а не развития.

Многолетние исследования ученых и опыт педагогов-практиков свидетельствуют о том, что наибольшие трудности в школе испытывает не тот ребенок, который не умеет читать и писать, а тот, который не готов к новой социальной роли ученика и не достиг соответствующего уровня развития психических процессов, у кого не сформированы умения слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно. Действительно, система фронтальных занятий вряд ли способствовала возможности индивидуального отслеживания за ходом развития каждого ребенка, определению индивидуальной траектории его развития, и скорее была направлена на развитие знаний, умений и навыков.

Анализируя материалы стандартов некоторых стран, мы убедились, что в наиболее развитых странах раннее детство (дошкольное) рассматриваются как особый образовательный ресурс, позволяющий решать сложные проблемы социального и экономического развития. Надо отметить, что во всех странах Европы раннее образование является предметом национальной политики а в ряде стран финансируется государством. Такой подход существует и в США. Современные стандарты США обращены не только к родителям и педагогам, но и к широкому кругу профессионалов. В качестве одной из важнейших задач в стране ставится задача поддержки использования эффективных технологий раннего обучения. В «Конвенции о правах ребенка» сказано, что образование детей должно быть направленно на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме, также отмечено, что дети должны быть полностью подготовлены к самостоятельной жизни в обществе и воспитаны в духе идеалов, провозглашённых в Уставе Организации Объединённых Наций, и особенно в духе Мира, Достоинства, Терпимости, Свободы, Равенства и Солидарности.

Осознавая, что дошкольное детство – это не подготовка к школе, а самостоятельный период развития человека, новый Стандарт ставит иные цели: создание полноценного пространства развития ребенка и организацию комплексного сопровождения его индивидуального развития, способствующего благоприятной социализации и усвоению им ключевых компетентностей, базирующихся на общечеловеческих и национальных ценностях. Стандарт предусматривает воспитание творческой личности, способной к позитивным отношениям в социуме на основе формирования компетентности ребенка.

Компетентность - это уровень развития, необходимый для самостоятельного решения возникающих познавательных проблем, определения своей позиции, позволяющий человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе. Ребенок должен научиться сам планировать свою деятельность, ставить цель, находить способы ее достижения. У дошкольника должна быть сформирована способность к смене социально-культурных позиций, произвольность действий.

Новизна Образовательного Стандарта дошкольного детства РК состоит в том, что основу образовательной деятельности дошкольных организаций определяет не деятельность педагога, регламентируемая базисным учебным планом, а ребенок, как субъект педагогического процесса. Ведущей формой деятельности детей становятся не традиционные занятия, а игра.

Социологические исследования, опросы родителей и педагогов показали, что дети приходят в детский сад играть и общаться со сверстниками, интересно проводить время. Все остальное воспринимается ими, как «досадная нагрузка», которую они стремятся избежать. Традиционно организованные занятия интересуют лишь 20% детей. Стандарт делает педагогический процесс более демократичным с позиции организации, более научным - с позиции соответствия возрастным особенностям детей. Новый подход к построению педагогического процесса соответствует потребностям детей. Постепенное усложнение задач в игровой деятельности, позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется, и где формируются в основном только качества исполнителя. Стандарт исходит из идеи, что игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, творчество, в моделирование человеческих отношений, их проявлений в различных сферах жизни. В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья.

Социально-экономические преобразования в республике сегодня диктуют необходимость качественной переоценки содержания образования в целом и воспитания, в частности. Этот явление сопровождаются сложными процессами перемен в сознании людей. Оттого чему и как мы научим подрастающее поколение, какие нравственные, моральные, духовные категории заложим в их сознание, как подготовим к культурно-творческому предназначению, во многом зависит прогресс нашего общества. Сегодня все более высокие требования предъявляют к педагогу, работающему с детьми дошкольного возраста. Закономерным является появление стандарта педагога, определяющего его функции, умения, навыки.

Стандарт дошкольного образования РК ориентирован, прежде всего, на творческого педагога, владеющего не только методикой обучения, а в большей мере методами наблюдения и оценки, проектирования своей деятельности и прогнозирования развития ребенка.
Деятельность педагога, согласно новому стандарту, направлена на создание условий, обеспечивающих развитие личности дошкольника.

Стандарт призван перестроить мышление педагога, что позволяет ему активно включаться в педагогический поиск, осваивать новые способы действий, решать нестандартные педагогические ситуации, творчески варьируя и прогнозируя результат. Стандарт призван стимулировать педагога к самообразованию, как необходимому условию в решении организационно-методических проблем, повышающих уровень его профессиональной компетентности.

Думаем, что новые подходы к организации педагогического процесса, к профессиональной компетентности педагога, содержанию образования позволят успешно реализовать поставленные задачи.
Развитие любого ребенка неповторимо. На процесс развития и познания мира ребенком влияет его окружение, социальный статус, материальное положение родителей и культурные нормы, а также местные или семейные традиции и обычаи. Обращение к мировой практике стандартов раннего детства показало, что в передовых странах прослеживается тенденция постановки семейного и общественного воспитания на одну ступень. В ряде стран разрабатываются специальные программы поддержки родителей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.

Так, на Филиппинах разработана программа «Служба родительской эффективности», которая направлена, на обучение родителей слушать и понимать потребности ребенка, в Турции существует «Инициатива по улучшению воспитания детей» основанная на показе видеоматериалов для родителей, на Кубе – программа «Научи своего ребенка». В Казахстане внедрена международная программа «Step by step», построенная на активном участии родителей в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Стандарты дошкольного детства РК определили роль родителей как партнеров в организации педагогического процесса. Кроме того, стандарт выполняет совершенно новую функцию, которую не выполнял никогда. Благодаря индикаторам компетентностного развития ребенка, он позволяет родителям самостоятельно отследить уровень его компетентности на каждом возрастном этапе, дает возможность в домашних условиях обеспечить его полноценное воспитание и обучение. Основой стандарта является идея оптимального сочетания общественного и семейного воспитания ребенка. Только такой подход даст возможность свободного – игрового, эмоционально насыщенного проживания важного периода развития человека. Родители могут найти в Стандарте и некоторые рекомендации по организации предметной среды, что является немаловажным фактором.

В новом стандарте предусмотрена готовность дошкольного образования к новым формам взаимодействия с семьей, к установлению прочных связей с социумом на основе интеграции в его структуру, к демократизации педагогического процесса, к установлению открытых отношений в коллективе педагогов и детей, к созданию развивающей образовательной среды.

Новый стандарт несет в себе новые ценности. Возможно, он не идеален и требует дополнительных дискуссий по некоторым аспектам. Но в нем есть определенный смысл, который призван помочь в создании образовательных ресурсов, более пригодных в условиях современного дошкольного образования.
09.03.2012 15:24 Общий раздел Артем 32319 2
оксана   15.04.2012 17:55
Подскажите в каких Вузах можно найти специальность "Дошкольного обучение" на заочном обучении
Артем   12.03.2012 20:40
Обсудив проблемы и пути укрепления межведомственного взаимодействия в организации эффективной деятельности ЦАНов и снижении уровня беспризорности и безнадзорности, учитывая накопленный опыт по социальной адаптации несовершеннолетних в учреждениях образования участники республиканского семинара-совещания принимают следующие рекомендации:
1. Управлениям образования областей, городов Астана, Алматы:
1) совместно с межведомственными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав обеспечить координацию деятельности местных исполнительных органов по снижению уровня беспризорности и безнадзорности и совершенствованию деятельности Центров адаптации несовершеннолетних ( ЦАНов);
3) организовать в ЦАНах работу Службы поддержки семьи и телефонов доверия с использованием инновационных социально-педагогических и психологических технологий;
4) усилить работу по широкому информированию несовершеннолетних о телефоне доверия и возможности самостоятельного прихода в ЦАНы для решения проблем в случае нахождения их в трудной жизненной ситуации
5) организовать на базе методических служб, институтов повышения квалификации педагогических кадров проведение обучающих, практических семинаров, тренингов для повышения педагогической и психологической культуры сотрудников ЦАНОв, используя инновационные достижения и на основе научных разработок по профилактике насилия и жестокого обращения в отношении детей;
6) совместно с региональными педагогическими обеспечить прохождение практики студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа», «Психология», на базе ЦАНов;
7) усилить работу с родительской общественностью по профилактике безнадзорности, беспризорности, социального сиротства среди несовершеннолетних;
8) обеспечить взаимодействие ЦАНов с другими органами по оказанию помощи несовершеннолетним, их родителям в преодолении трудной жизненной ситуации;
9) обеспечить материально-техническое оснащение ЦАНов, в том числе нормативно-правовой и справочной литературой.

2. Территориальным департаментам по защите прав детей:
1) осуществлять координацию и контроль деятельности ЦАНов по обеспечению прав и законных интересов детей с привлечением всех заинтересованных сторон: госорганов, НПО, педагогической и родительской общественности;
2) осуществлять мониторинг о состоянии дел в ЦАНах, результативности используемых форм и методов по реабилитации и социальной адаптации несовершеннолетних;
3) организовать проведение исследований, изучение мнения детей-воспитанников ЦАНов, по вопросам обеспечения, соблюдения и защиты прав детей с последующим анализом и принятием необходимых мер;
4) активизировать работу по привлечению внимания общественности по пропаганде семейных ценностей и политики государства в отношении деинституализации детей-сирот через СМИ и встречи с родительской общественностью.
5) осуществлять содействие по вопросам социально–правовой защиты детей и их нравственно-правовому развитию;
6) обеспечить информационное освещение в средствах массовой проблем и перспектив развития ЦАНов.

3. Директорам ЦАНов:
1) разработать и утвердить должностные инструкции специалистов Службы поддержки семьи, определяющие круг их функциональных обязанностей;
2) создать мобильные группы из числа штатных сотрудников ЦАНа с участием представителей правоохранительных органов, социальных служб, которые будут реагировать на экстренные ситуации и запросы семей, опекунов, патронатных воспитателей, несовершеннолетних данных ЦАНов;
3) выделить помещение для организации работы Службы поддержки семьи и создать необходимые условия;
4) привлекать НПО для решения комплекса задач реабилитационной и адаптационной работы;
5) заключить договора и другие правовые документы о совместной деятельности, целевом финансировании, дарении, пожертвовании.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Регистрация Вход