По данным Международной Федерации Университетского спорта (ФИСУ) (1995 г.) наиболее популярными видами студенческого спорта являются: футбол (78,1%), волейбол (78,1%), легкая атлетика (68,8%), баскетбол (53,1%), плавание (31,1%).
Приобретают определенный интерес у студентов и такие новые виды спорта, как пауэрлифтинг – троеборье, состоящее из приседания со штангой, жима штанги лежа на скамье, “тяги” штанги в положении наклона вперед; триатлон – троеборье, включающее в себя плавание, велогонку и бег; армреслинг – борьба руками на столе и др.
Средствами для повышения эффективности занятий избранным видам спорта являются специально подобранные физические упражнения, подразделяющиеся на две группы по следующим признакам:
– по степени близости упражнения к основной соревновательной деятельности занимающихся;
– по направленности на преимущественное решение той или иной задачи спортивной подготовки.
Физические упражнения классифицируются по ряду признаков:
1) По структурным признакам движений применяемые физические упражнения делятся на циклические, ациклические, смешанные.
2) По характеру реагирования на внешние условия – спортивные и подвижные игры, виды единоборства, бег (бег на лыжах), бег по пересеченной местности (кросс), плавание.
3) По воздействию на развитие физических качеств – упражнения на силу, быстроту движений, ловкость, гибкость, выносливость.
4) По режиму работы мышц – динамические и статические упражнения.
5) По интенсивности физической нагрузки – упражнения малой (компенсаторной), средней (аэробной), большой (смешанной) и предельной (анаэробной) интенсивности.
Применяемые упражнения различаются по форме выполнения движений: маховые движения руками и ногами; потягивания; наклоны туловища в стороны, вперед и назад; упражнения на внимание, точность, координацию движений и на расслабление.
Целесообразность любой системы физических упражнений определяется положительным воздействием на повышение функциональных возможностей организма. Поэтому необходимо знать их общестимулирующее влияние и физиологическую “стоимость”, что позволит сознательно выбирать и применять различные физические упражнения.
Методы спортивной тренировки в избранном виде спорта можно представить на основе трех классификационных признаков (Г.С. Туманян): направленность, цикличность и величина нагрузки при применении средств или тренировочных заданий.
1. По направленности воздействия на организм различают методы:
– соревновательные – нагружающие те системы организма и энергетические источники, которые интенсивно функционируют при участии в соревнованиях;
– специально-подготовительные – избирательно воздействующие на отдельные системы организма;
– общеподготовительные, которые тренируют системы организма, обычно не загружаемые в процессе соревнований. Они способствуют более интенсивному восстановлению работоспособности организма по механизму активного отдыха.
2. По цикличности применения тренировочных заданий используют методы:
– однократные, при которых тренировочное задание предусматривает два параметра нагрузок: по продолжительности мышечной работы и по ее интенсивности (например, бег в течение
1 часа при ЧСС, равной 150 уд/мин.);
– серийные, включающие три параметра нагрузки (продолжительность нагрузки, ее интенсивность и число повторений упражнений) и два параметра, относящиеся к отдыху между повторением упражнений (по продолжительности отдыха и его характеру);
– многосерийные, содержащие восемь параметров нагрузки и отдыха: продолжительность упражнения, его интенсивность, величина интервала отдыха внутри серии, характер интервала внутри серии, число повторений упражнения внутри серии, характер интервала между сериями, общее число серий.
3. По величине тренировочной нагрузки применяются методы:
– облегченные, предусматривающие такое сочетание компонентов нагрузок и отдыха, которые позволяют быстро восстановить 95% работоспособности организма;
– оптимальные, которые характеризуются сочетанием нагрузки и отдыха, когда организм занимающегося восстанавливается относительно медленно в связи со значительной потерей работоспособности (но не более суток);
– жесткие, приводящие занимающихся в состояние большого утомления, после которого требуется длительное время и специальные средства для восстановления работоспособности.