Перечень квалификаций и должностей
Выпускнику бакалавриата по специальности 5В050300 - Психология присуждается академическая степень бакалавр-психологии.
Бакалавр специальности 5В050300 - Психология, согласно полученному образованию, может занимать следующие должности:
- психолог в средних и высших учебных заведениях;
- психолог в центрах профориентации и профессионального обучения городских и республиканских центрах занятости;
- психолог в центрах изучения общественного мнения и политических технологий;
- психолог на производственных предприятиях (менеджер по работе с персоналом);
- психолог в спортивных организациях;
- психолог в медицинских организациях и лечебно-профилактических заведениях;
- психолог в правоохранительных организациях и пенитенциарных заведениях, в центрах реабилитации и социальной адаптации педагогически запущенных подростков;
- младший научный сотрудник в научно-исследовательских организациях.
Квалификации и должности выпускников по специальности 5В050300 - Психология определяются в соответствии с квалификационным справочником должностей, руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 22.11.2002 г. № 273-П.
Квалификационная характеристика бакалавра специальности 5В050300 – Психология
Сфера профессиональной деятельности
Осуществление профессионально-психологической деятельности психолога в сферах:
- психологического обеспечения программ исследования человеческого фактора (научно-исследовательской);
- психологического сопровождения управления людскими ресурсами и аттестации кадров, профориентации и профотбора, производственной деятельности и бизнеса (производственной);
- психологического изучения и сопровождения процессов обучения и воспитания (образования);
- психологического сопровождения деятельности спортивных организаций;
- психологической профилактики и психологической коррекции (здравоохранения);
- психологическое сопровождение оперативно-розыскной и следственной деятельности, деятельности судопроизводства, правовой профилактики и пенитенциарной деятельности (правоохранительной).
Объекты профессиональной деятельности
Объектами профессиональной деятельности выпускников-психологов являются: дошкольные организации, средние школы, лицеи и гимназии, специализированные образовательные и воспитательные организации, училища, колледжи и техникумы; научно-исследовательские институты и исследовательские центры; спортивные и творческие организации; организации здравоохранения; центры профориентации и профессионального обучения, городские и республиканские социальные службы, центры занятости; центры изучения общественного мнения и политических технологий; производственные предприятия и организации бизнеса; правоохранительные организации и пенитенциарные заведения, центры реабилитации и социальной адаптации педагогически запущенных детей и подростков; коммуникативные процессы (в диапазоне от межличностного до макро-социального уровня) и психологические проблемы взаимодействия человека и общества, человека и природы, человека и техники.
Предметы профессиональной деятельности
Предметами профессиональной деятельности выпускников-психологов являются – разнообразные психические явления (познавательные процессы и регулятивные механизмы, состояния и переживания, личностные свойства и индивидуальные особенности), составляющие системную основу психической активности человека как субъекта познавательной, смысловой, учебной, коммуникативной, творческой, профессиональной деятельности в контексте его взаимосвязей с объектами профессиональной деятельности (см. 6.2).
Виды профессиональной деятельности
Бакалавры по специальности 5В050300 - Психология могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
- научно-исследовательская;
- экспертно-диагностическая;
- организационно-управленческая (в сфере управления людскими ресурсами);
- образовательная;
- консультативная.
Функции профессиональной деятельности:
- оказывать помощь человеку в актуальном, ретроспективном и прогнозном целеполагании, в решении проблем личностного развития;
- способствовать когнитивному преобразованию познавательного и эмоционального опыта человека в условиях изменчивой информационной среды;
- обеспечивать построение оперативных (тактических) и общих (стратегических) планов деятельности человека в условиях межличностной коммуникации, внутригруппового и межгруппового взаимодействия, профессионального становления и развития;
- организовывать психологическую диагностику, мероприятия психологической коррекции и немедицинской психотерапии.
Типовые задачи профессиональной деятельности:
- обеспечение планирования психологической работы в научно-исследовательских программах изучения человеческого фактора;
- повышение эффективности анализа психологических и социально-психологических факторов процессов управления людскими ресурсами, производственной деятельности и бизнеса, психодиагностическое обеспечение аттестации кадров, профориентации и профотбора;
- совершенствование психологического изучения и сопровождения процессов обучения и воспитания;
- психологическое консультирование по широкому кругу вопросов психологической профилактики и психологической коррекции;
- улучшение психологической работы в сфере правоохранительной деятельности.
Направления профессиональной деятельности
Деятельность бакалавров по специальности 5В050300 - Психология направлена на психологическое обеспечение:
- учебно-воспитательной работы в образовательных организациях;
- профессиональной деятельности в производственных организациях;
- коррекционной работы в профилактических и лечебных организациях,
пенитенциарных и исправительных заведениях.
Содержание профессиональной деятельности
Научно-исследовательская:
- разработка планов и проектов эмпирических исследований в различных областях психологической науки;
- адекватное применение инвариантных исследовательских схем анализа различных форм психической реальности;
- методологическая и методическая оценка процедуры и результатов психологических исследований.
Экспертно-диагностическая:
- осуществление экспертно-психологической деятельности, включающую процедуры оценки и диагностики в практике профотбора, профориентации и аттестации кадров;
- адекватное применение психологических знаний в клинической практике и работе по психологической коррекции различных форм аномального развития и отклоняющегося поведения.
Организационно-управленческая:
- психологическая служба на производственных предприятиях и организациях бизнеса, формирование конструктивного социально-психологического климата на рабочем месте;
- выявление и эффективное использование психологических резервов повышения производительности труда и гармонизации межличностных отношений на производстве.
Образовательная:
- психологическая служба в организациях образования, воспитания и профобучения, в пенитенциарных заведениях;
- научно-психологическое изучение процессов учения и обучения, воспитания и самовоспитания в контексте социального развития и личностного роста человека;
- преподавание психологических дисциплин в образовательных организациях среднего звена.
Консультативная:
- грамотное и взвешенное применение различных приемов психологического консультирования в индивидуальном и групповом вариантах;
- оказание психологической помощи людям, оказавшихся в кризисных ситуациях.
Требования к ключевым компетенциям бакалавра по специальности 5В050300 - Психология.
Выпускник должен иметь представление:
- о целях, научной методологии, исследовательских и практических методах профессиональной деятельности психолога, в соответствии с требованиями к профессиональной компетентности специалиста-психолога;
- о закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, теоретических принципах и методах психологии, ее основных понятиях и категориальном строе, проявлениях и закономерностях психического отражения, выступающих в качестве предпосылок и предыстории зарождения человеческого сознания;
- о путях и этапах становления психологического знания, кризисах, предопределивших парадигмальный характер развития этой науки;
- о закономерностях поведения и деятельности людей, обусловленных фактом их включения в социальные группы, а также о психологических характеристиках самих этих групп;
- о психологических различиях между индивидами и между группами людей, о причинах и последствиях этих различий;
- о закономерностях этапов психического развития и формирования личности, о специфических свойствах психики индивида, закономерно изменяющихся в процессе смены возрастных стадий развития;
- о психологических проблемах обучения и воспитания, целенаправленного формирования познавательной деятельности и общественно значимых качеств личности;
- о психологических аспектах профилактики, диагностики психических расстройств, лечения, экспертизы и реабилитации больных, а также о направлениях психокоррекции и психотерапии;
- о закономерностях формирования конкретных форм трудовой деятельности и отношения человека к труду, процессах и средствах информационного и эргономического взаимодействия между человеком и машиной.
Знать:
- основные научные и практические функции психологии и сферы применения психологических знаний в различных областях жизнедеятельности в соответствии с требованиями к образовательной компетенции специалиста-психолога;
- законы функционирования психики и ее структурной иерархии, сознания, личности;
- критерии нормы и патологии психической деятельности, пути и средства компенсации и восстановления нормы; психологические закономерности общения и взаимодействия людей в больших и малых социальных группах, межгрупповых отношений, формирования производственного коллектива, организации и функционирования средств массовой коммуникации, службы семьи;
- закономерности онтогенеза психических процессов человека в условиях обучения и воспитания на каждой возрастной стадии;
- основные направления решения проблемы связи обучения и развития, психологические механизмы и функции учебной деятельности, психологические принципы организации обучения, методы оптимизации умственного и нравственного развития личности в обучении.
Уметь применять на практике полученные психологические знания, что подразумевает:
- уметь выдвигать гипотезы, разрабатывать и строить процедуру научно-психологического исследования, осуществлять грамотную психологическую интерпретацию получаемых данных;
- уметь проводить психологическое наблюдение, разрабатывать и осуществлять экспериментальные схемы исследования, применять на практике разнообразные дополнительные методы психологического исследования (тестирование, интервью, анкетирование и т.д.);
- уметь грамотно и психологически корректно проводить разнообразные формы психологического консультирования;
- уметь взвешенно и корректно применять средства и инструментарий психологической диагностики.
Иметь навыки: общей психодиагностики, индивидуальных дифференциальных различий, познавательных процессов и психических состояний, уровня развития общих и специальных способностей, волевых качеств личности; компьютерной психодиагностики и квалифицированной работы с компьютерными диагностическими системами с последующей психологической интерпретацией больших массивов данных; медицинской психодиагностики аномального развития личности, психических процессов, диагностики нейропсихологических нарушений и психосоматических отклонений в развитии, диагностики дисгармоний и конфликтов в семье, в научных и производственных коллективах, диагностики сексуальных нарушений в индивидуальном развитии и в семье; социально-психологической диагностики психологического климата в группе и в коллективе, дисгармонии межличностных, межгрупповых и межэтнических отношений; индивидуальной психологической коррекции аномального развития личности, психических процессов; групповой психологической коррекции с проведением различных форм психологического тренинга (сензитивный тренинг, Т-группы, тренинг общения, делового и управленческого общения, поведенческого тренинга и гештальт-терапии), семейной психокоррекции, психокоррекционный работы в научных, производственных и педагогических коллективах.
Быть компетентным: в основных теоретических и практических подходах, описывающих и прогнозирующих феноменологию психической реальности (сознательной и бессознательной, отражательной и активирующей), как формы актуального существования человека и соответствовать требованиям профессиональной компетентности специалиста-психолога.
Содержание образовательных программ по специальности 5В050300 – Психология
Общеобразовательные дисциплины
Обязательный компонент
История Казахстана
Философия
Иностранный язык
Казахский (Русский) язык
Информатика
Экология
Компонент по выбору
Базовые дисциплины
Обязательный компонент
Общая психология (1
Общая психология (2)
Общая психология (3)
Общая психология (4)
Зоопсихология
Социальная психология
Возрастная психология
Практикум по психологии (1)
Практикум по психологии (2)
Дифференциальная психология
Основы психодиагностики
Медицинская психология
Основы психологического консультирования
Психология труда
Компонент по выбору
Профилирующие дисциплины
Обязательный компонент
Практикум специализации (1)
Практикум специализации (2)
Практикум специализации (3)
Практикум специализации (4)
Юридическая психология
Политическая психология
Этнопсихология
Педагогическая психология
Методика преподавания психологии
Компонент по выбору
Педагогическая практика
Производственная практика
Итоговая государственная аттестация
1. Государственный экзамен по специальности
2. Защита дипломной работы по специальности
Перечень ВУЗов ведущих набор студентов по специальности 5В050300 – Психология
Национальные вузы
Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева
Казахский национальный университет им. аль-Фараби
Казахский национальный педагогический университет имени Абая
Государственные вузы
Таразский государственный педагогический институт
Костанайский государственный педагогический институт
Костанайский государственный университет имени А. Байтурсынова
Павлодарский государственный университет имени С. Торайгырова
Павлодарский государственный педагогический институт
Северо-Казахстанский государственный университет имени М.Козыбаева
Атырауский государственный университет имени Х. Досмухамедова
Актюбинский государственный университет имени К. Жубанова
Казахский государственный женский педагогический университет
Семипалатинский государственный педагогический институт
Карагандинский государственный университет имени Е. А. Букетова
Семипалатинский государственный университет имени Шакарима
Казахский гуманитарно-юридический университет
Кокшетауский государственный университет имени Ш. Уалиханова
Восточно-Казахстанский государственный университет имени С. Аманжолова
Таразский государственный университет имени М. Х. Дулати
Частные вузы
Инновационный Евразийский университет
Кокшетауский университет
Университет "Туран"
Университет "Туран-Астана"
Центрально-Азиатский университет
Университет "Кайнар"
Казахская академия труда и социальных отношений
Восточно-Казахстанский региональный университет
Центрально-Казахстанский университет МКТИ "Лингва"
Казахско-русский международный университет
Казахстанско-Российский университет
Казахстанско-Американский свободный университет
Современный гуманитарно-технический институт
Казахстанский многопрофильный институт "Парасат"
Виктория 15.10.2017 14:14 Добрый день. Могу ли я сейчас поступить на психолога заочно, имею высшее образование юриста. Или уже поздно?
|
Айдын 30.06.2016 21:32 А че тут ТИГУ нету в списке частных вузов, там же тоже есть специальность психолог
|
Руслан 12.02.2016 22:49 какие предметы нужно сдавать при поступлении на психолога,скажите пожалуйста!!!)))
|
сакыпжамал 04.08.2013 17:18 кашанга дейін документ қабылданады
|
Арайка 07.02.2012 12:32 я хотела бы узнать какие нужны документы при поступлении на факультет психологии,какие экзамены сдавать,после окончания колледжа?
|
мадина 25.01.2012 20:42 незнаю
|
диана 07.11.2011 19:03 какой проходной на психолога
|
Жазира 07.03.2011 22:42 Люди скажите ,какой проходной на психолога
|