Перечень квалификаций и должностей
Перечень квалификаций и должностей выпускнику бакалавриата по специальности 5В050400 – Журналистика присваивается академическая степень «бакалавр журналистики».
Перечень должностей, которые может выполнять специалист с квалификацией «журналист»: корреспондент, репортер, литсотрудник, пресс-секретарь, референт, сотрудник пресс-службы, обозреватель, комментатор, ведущий новостей, модератор, продюсер, редактор, зам.редактора, зав.отделом, ответственный секретарь, публицист, очеркист, фельетонист, специалист по связям с общественностью, менеджер коммуникационной структуры, эксперт-информатор, спичрайтер, веб-редактор, редактор-специалист, рекламный агент и др.
Квалификации и должности выпускников по специальности 5В050400 – Журналистика определяются в соответствии с квалификационным справочником должностей, руководителей, специалистов и др. служащих, утвержденного приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 22.11.2002 г. № 273-П.
Квалификационная характеристика бакалавра специальности 5В050400 – Журналистика
Сферой профессиональной деятельности специалиста являются медиа-коммуникационные и исследовательские структуры коммерческой и общественной направленности, все сферы жизни общества, процессы экономической, политической, организационной и социальной жизни общества, проблемы функционирования и развития государства, его региональных и муниципальных образований, проблемы взаимодействия человека и общества, актуальные проблемы человечества, экономические, политические, экологические, социальные и др. вопросы.
Объекты профессиональной деятельности
Объектами профессиональной деятельности выпускников по специальности 5В050400 – журналистика, являются:
– отечественные и зарубежные электронные и печатные СМИ;
– отечественные и зарубежные информационные агентства и службы новостей при государственных и независимых органах;
– отечественные и зарубежные издательства и полиграфические комплексы;
– пресс-службы отечественных и зарубежных государственных, коммерческих и общественных организаций;
– структуры и подразделения по связям с общественностью в Казахстане и за рубежом;
– политические, социологические и маркетинговые исследовательские и консалтинговые структуры Казахстана и зарубежных стран;
– рекламные агентства
– сетевые информационные структуры
– рынок развлекательных услуг и акций.
Предметы профессиональной деятельности
Предметами профессиональной деятельности выпускников по данной специальности являются информирование общества, формирование общественного сознания, сбор, переработка и распространение информации, распознавание, исследование и донесение до общества актуальных проблем человечества, компетентное комментирование и анализ различных общественных ситуаций, управление информацией и налаживание информационного партнерства, создание рекламных материалов, продюсерская работа, составление и редактирование текстов.
Виды профессиональной деятельности
Выпускники по специальностям журналистика могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
– информационно-творческая;
– информационно-референтская;
– информационно-аналитическая;
– художественно-публицистическая;
– организационно-управленческая;
– консультационно-экспертная;
– расследовательская;
– экспериментально-исследовательская.
Функции профессиональной деятельности
Выпускник по специальности 5В050400 – Журналистика должен быть подготовлен к выполнению следующих функциональных обязанностей:
– оказание помощи государству в формировании общественного сознания;
– создание литературных произведений в рамках жанрового разнообразия;
– создание с использованием мирового и отечественного опыта медиа-коммуникационных и информационно-исследовательских структур;
– организация и поддержка комплексов редакционных работ;
– разработка информационных стратегий;
– исследование, использование отечественных и зарубежных информационно-коммуникационных моделей в рамках творческих инициатив;
– выполнение социальных и профессиональных заказов отечественных и зарубежных редакций, пресс-служб, информационных агентств, структур и подразделений по связям с общественностью, политических, социологических и маркетинговых исследовательских и консалтинговых структур, интернет-сайтов, комплексов развлекательных услуг и акций, а также других заказчиков;
– поддержка принципов свободы слова и основ демократического общества в Казахстане;
– ведение международного информационного взаимодействия;
– организация связей с общественностью международного масштаба.
Типовые задачи профессиональной деятельности:
– информирование общества, индивида, государства через СМИ;
– выражение и формирование общественного мнения, воспитание общества, распространение новаторских идей и т.д.;
– обеспечение системы работы современных медийных средств, совершенствование механизмов подачи информации;
– совершенствование содержательности, предметности, аналитичности журналистских материалов;
– улучшение качества работы СМИ, повышение оперативности в освещении актуальных вопросов, совершенствование форм подачи материалов;
– повышение эффективности журналистских выступлений, оперативное информирование населения, достоверная подача фактов;
– выполнение объемов работ по социальным и коммерческим заказам, а также личным творческим инициативам в рамках правового поля Казахстана и других стран;
– проведение мониторинга качества и объема наполнения информационного поля в Казахстане и за рубежом;
– поддержка принципов свободы слова и основ демократического общества в трансконтинентальном, транснациональном и казахстанском масштабе;
– формирование благоприятного имиджа государственным, коммерческим и общественным организациям в масштабах отечественных и международных инициатив по связям с общественностью.
Направления профессиональной деятельности
Профессиональная деятельность бакалавра направлена на сбор, переработку и распространение информации, распознавание, исследование и донесение до общества актуальных проблем человечества, компетентное комментирование и анализ различных общественных ситуаций, управление информацией и налаживание информационного партнерства, создание рекламных материалов.
Содержание профессиональной деятельности характеризуется комплексностью - слиянием политического, нравственного, культурного влияния на общество и формированием общественного сознания:
Творческая деятельность:
– создание журналистских материалов на основе обработки и распространения информации о важнейших событиях социума, освещение политикосоциальной и экономической жизни страны, ближнего и дальнего зарубежья;
этически корректная творческая активность в контексте Конституции РК и Законов СМИ РК.
Организационно-управленческая деятельность:
– управление редакциями СМИ, отделами, рекламными агентствами, продюсерская работа, разработка, внедрение и использование новых технологий информационно-коммуникационного моделирования в различной медиа-среде;
взаимодействие в рамках совместных информационно-коммуникационных проектов с международными медиа-структурами.
Информационная деятельность:
– освещение событий и явлений, происходящих в обществе и отражение их в СМИ.
Аналитическая деятельность:
– разъяснение и комментирование населению общественных ситуаций, исторический, оперативный и футурологический анализ отраслей человеческого знания с использованием имеющегося инструментария и методов работы; развернутый анализ политических процессов и экономических реформ Казахстана и зарубежных стран.
Консультационная деятельность:
– информирование и консультирование по вопросам связей с общественностью, поддержка рабочих процессов редакций, пресс-служб, информационных агентств, структур и подразделений по связям с общественностью, политических, социологических исследовательских и консалтинговых структур, интернетсайтов, комплексов развлекательных услуг, а также других медиа-мероприятий и акций.
Требования к ключевым компетенциям бакалавра по специальности 5В050400 – Журналистика
Бакалавр должен иметь представление:
– об основных функциях, принципах и методологических основах теории и практики журналистской деятельности как науки о сборе, переработке и распространении информации в обществе и основного канала формирования общественного сознания; о явлениях, происходящих в природе и обществе, о развитии общества, о политической, экономической, социальной сферах общества;
- о принципах работы редактора, ответственного секретаря, выпускающего редактора, журналиста, международного журналиста, видеоинженера, видео-оператора, режиссера, сценариста, постановщика, диктора, ведущего программ, пресс-секретаря, PR-специалиста, пресс-атташе посольств Казахстана за рубежом и посольств зарубежных стран в Казахстане, специалиста по имиджу, фотокорреспондента, верстальщика, маркетолога периодической продукции, руководителя государственной пресс-службы, специалиста по выборным технологиям, специалиста пресс-центра политической структуры или общегосударственного мероприятия, специалист по коммерческой рекламе, учредителей СМИ, специалистов контролирующих органов;
- о порядке государственной регистрации СМИ в Казахстане и аккредитации журналистов в Казахстане и зарубежных странах;
– о принципах распространения СМИ в РК и зарубежных странах;
– о регистрации и защите авторских прав в Казахстане и зарубежных странах;
– о принципах работы крупнейших СМИ и медиа-холдингов;
– о принципах работы республиканских и региональных телеканалов, радиоканалов, программ и продюсерских центров;
– о ключевых тенденциях развития сфер человеческого знания и процессах глобализации;
– о ключевых задачах, стоящих перед казахстанским обществом и государством;
– о медиа-активности в исторической ретроспективе в Казахстане и за рубежом;
– о медиа-активности и правовом поле;
– об экологической оперативной и ретроспективной ситуации в регионах Казахстана и зарубежных стран;
– о перспективах журналистики в открытом информационном обществе;
– о Глобальной Информационной Инфраструктуре (ГИИ), Национальной Информационной Инфраструктуре (НИИ) и их значении в деле расширения информационного поля в Казахстане и за рубежом;
– о передовых технологических разработках;
– о современных средствах массовой коммуникации;
– о технологиях влияния на общественное мнение;
знать:
– правовые и этические нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде в приложении к профессиональной деятельности;
– Конституцию Республики Казахстан, основы международного права;
– механизмы создания СМИ и механизмы взаимодействия СМИ с различными организациями и индивидами;
– комплекс специальных теоретических и практических навыков для сбора, переработки и распространения информации;
– историю развития страны и журналистики в частности в целях совершенствования качества подачи материалов;
– законы и подзаконные акты, регулирующие медиа-активность, а также смежные информационно-коммуникационные отрасли в нашей стране и за рубежом;
– видных деятелей казахстанской и зарубежной журналистики в исторической ретроспективе и в настоящем;
– перспективы нового информационного порядка;
– мировые тенденции и национальные особенности в современной журналистике;
– историю мировой журналистики;
– теорию массовой коммуникации;
– жанры журналистики и публицистики;
– критерии оценки журналистского текста в Казахстане и за рубежом;
– ключевые компоненты связей с общественностью, рассчитанные на казахстанские и зарубежные целевые аудитории;
– принципы создания и работы корпоративных вэб-сайтов, а также разработки стратегий сетевой имиджевой политики;
– функции и задачи специалиста по связям с общественностью в работе со средствами массовой информации в Казахстане и за рубежом;
уметь:
– использовать методы социально-гуманитарных наук в личных сферах своей профессиональной деятельности;
– анализировать общественно-политические, социально-экономические явления в динамике, составлять прогнозы на будущее;
– изучать структуру социально-экономических явлений в их совокупности и донести до общества аргументированную точку зрения;
– анализировать произведения отечественных журналистов и публицистов;
– анализировать произведения зарубежных журналистов, публицистов, политологов, экономистов, социологов и футурологов;
– анализировать события, происходящие в РК и за рубежом;
– моделировать информационно-коммуникационные процессы и ситуации;
– работать в зонах политических и межэтнических конфликтов;
– выявлять ключевых инициаторов информационных войн;
– проводить политический анализ и составлять прогноз событий в Казахстане и за рубежом;
– готовить информационные и аналитические материалы с использованием традиционных и современных жанров журналистики и публицистики;
– определять рейтинги казахстанских и зарубежных СМИ;
– создавать «общественно значимую информацию» и «новостийные поводы» в PR-проектах, ориентированных на международные аудитории;
– создавать международные журналистские коллективы и работать в них;
иметь навыки:
– сбора информации по теме редакционного заказа или персональной инициативы;
– обращения с журналистским инструментарием,
– создания журналистского материала в печати, радио, телевидении,
– редактирования различных видов текста,
– владения компьютерными программами, необходимыми в создании журналистского произведения;
– создания литературных произведений;
– создания сценарных материалов с учетом международных правил оформления;
– проведения интервью, беседы с деятелями науки, искусства, политики, экономической сферы, а также с другими рейтинговыми фигурами Казахстана и зарубежных стран;
– проведения социологических и маркетинговых исследований;
– проведения журналистских расследований;
– работы с программным обеспечением по цифровому видеомонтажу, по звуковой обработке и микшированию;
– создания интернет-сайтов как средств сетевой информации;
– организации и проведения сетевых форумов и конференций;
– графической обработки фото- и видеоматериалов, а также дизайна;
– звуковой компьютерной обработки аудиоматериалов;
– верстки печатных изданий различного формата;
– налаживания аудиовизуальной коммуникации в связях с общественностью;
– организации и проведения пресс-конференций, круглых столов, форумов, пресс-туров и других официальных медиа-мероприятий;
– информационного моделирования различных ситуаций;
– поддержания информационной безопасности;
– продюсирования телепрограмм, радиопрограмм, киносценариев, фестивалей, конкурсов и других проектов;
быть компетентным:
– национальной информационной безопасности РК;
– в вопросах национальной культуры казахов и других народов Республики Казахстан;
– в вопросах межнационального общения в Казахстане;
– в вопросах стратегического планирования и развития Республики Казахстан;
– в вопросах журналистской этики;
– в вопросах связей с международной общественностью.
Содержание образовательных программ по специальности 5В050400 – Журналистика
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Обязательный компонент
История Казахстана
Философия
Казахский (русский)язык
Иностранный язык
Экология
Информатика
Компонент по выбору
БАЗОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Обязательный компонент
Введение в журналистику
Телевизионная журналистика
Радиожурналистика
Основы публицистического творчества
Менеджмент маркетинг журналистики
Зарубежная журналистика
История казахской журналистики
Интернет журналистика
Этика, законодательство и СМИ
История мировой литературы
История казахской литературы
Современные технологии связей с общественностью
Медиадизайн
Массовые коммуникации и международные отношения
Стилистика и редактирование
Компонент по выбору
ПРОФИЛИРУЮЩИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Обязательный компонент
Язык и стиль средств массовых коммуникаций
Мастер класс по журналистике
Журналистское мастерство
Творческая мастерская публициста
Выпуск газет, журналов, телерадиопередач
Дисциплина специализации
Компонент по выбору
Дополнительные виды обучения
Физическая культура
Практики
Учебно-производственная
Производственная
ПГК Промежуточный государственный контроль
Итоговая государственная аттестация
1) 1) Написание и защита дипломной работы (проекта) 4 8
2) Государственные экзамены по специальности
Перечень ВУЗов ведущих набор студентов по специальности 5В050400 – Журналистика
Национальные вузы
Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева
Казахский национальный университет им. аль-Фараби
Казахский национальный педагогический университет имени Абая
Государственные вузы
Костанайский государственный университет имени А. Байтурсынова
Павлодарский государственный университет имени С. Торайгырова
Жетысуский государственный университет имени И. Жансугурова
Северо-Казахстанский государственный университет имени М.Козыбаева
Атырауский государственный университет имени Х. Досмухамедова
Кызылординский государственный университет имени Коркыт Ата
Казахский университет международных отношений и мировых языков им. Абылай хана
Карагандинский государственный университет имени Е. А. Букетова
Семипалатинский государственный университет имени Шакарима
Восточно-Казахстанский государственный университет имени С. Аманжолова
Таразский государственный университет имени М. Х. Дулати
Международный Казахско-Турецкий университет имени Х.А.Ясави
Международная образовательная корпорация
Частные вузы
Инновационный Евразийский университет
Университет "Туран"
Университет международного бизнеса
Университет имени Сулеймана Демиреля
Центрально-Азиатский университет
Университет "Кайнар"
Университет иностранных языков и деловой карьеры
Казахстанский университет дружбы народов
Акмарал 07.09.2016 16:04 после 9 класса есть колледжи по журналистике
|
Жеткизген 25.08.2015 19:42 А сколько стоит обучение в журфаке вАГУ?
|
Кумис Кайдарова 30.11.2014 22:06 а сколько учатся в Журналистике?
|
Назерке 14.12.2013 23:04 здравствуйте! я в этом году заканчиваю школу и хотела бы поступить на журфак в КазГУ. сколько баллов нужно набрать и проводятся ли олимпиады чтобы выиграть грант?
|
Абитуриент. 01.06.2013 00:20 Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, сколько стоит получить образование журналиста в этом вузе сегодня?
|
Sara 28.02.2013 22:54 Здравствуйте не подскажете, если я выбираю 5 предметом биологию, можно ли подать первую заявку на поступление сначала в журфак( ведь на предмет не смотрят), а вторую в мединститут? жду ответа..
|
sweet_suffering@mail.ru 06.02.2013 19:48 по журналистике есть заочное отделение по журналистике?
|
занудаааа 27.11.2012 11:26 сложно ли поступить в СКГУ на журфак? кто может ознакомить с правилами поступления? askhat00094@mail.ru
|
Анастасия 08.11.2012 20:32 Расскажу то, что знаю.
Профильный предмет не важен. Учитываются баллы по истории и языку обучения (каз. рус.) Вступительные экзамены - творческие. В два этапа: 1. Эссе, 2. Собеседование, с предъявлением своего портфолио и статей. За вступительные даются баллы, которые суммируются и прибавляются к баллам ЕНТ по истории и языку. Т.е. 20 (история) + 20 (русский) + 20 (сочинение) +20 (собеседование) = 80 баллов, по общим критериям 80 баллов - грант. |
Алина 19.10.2012 21:38 Всё пойду на журналиста! Спс за информацию!
|
Марат 09.07.2012 17:08 А сколько стоит обучение в журфаке в СГУ Шакарима?
|
Сорано 23.06.2012 13:42 Чтоб учиться в Казну нужно сдавать творческий экзамен именно в КазНу и ни в каком другом универе?
|
Сорано 15.06.2012 21:51 Люди, скажите пожалуйста, творческий экзамен можно сдать только в одном ВУЗе? И еще расскажите про международную журналистику? В каких ВУЗах эта кафедра есть и могу ли я обучиться например в ВКГУ на журналиста и потом пойти на магистратуру в КазНУ на кафедру международной журналистики... Срочно ответ требуется, буду благодарна)
|
Карина=) 01.02.2012 12:35 Оооо совсем не плохо))) значит если человек поступающий на ЖурФак достаточно эрудированный, умеет правильно и четко формулировать свои мысли, и с небольшой стопкой статей то поступит))) ААеее!!!))
|
RedStinker 02.12.2011 23:44 спасяб, хорошая инфа
|
protonyks 23.11.2011 21:56 Люди хотят поступить в ЖурФaк, и нe знaют элeмeнтaрности. 3.Для того что бы поступить нa грaнт нужны рaнee публикуeмыe мaтeриaлы в гaзeтe, журнaл, нa сaйтaх (кромe блогa) и т.д. Их должно быть нe мeнee 4х! Тeх кто зaнимaл мeстa в гос олимпиaдaх возмут бeз бaзaрa. Журнaлисты должны быть продвинуто информированными! Потому что 2 тур творческого экзамена это собеседование. И прокручивайте свои мозги для не стандартных, внезапных вопросов касательно политики , кто самый хорошый журналюга т.д. Это такой тур который должны выложится на всю катушку 1. Темы эссе разные. На оф.сайте МУИТ есть раздел где можно скачать темы которые при экзамене они дадут нам. Круто придумали да.
Вот если взять высшие баллы от историй-каз.яз; высший балл от эссе; высший балл от собеседований (общи где то 86 наверно) то я, и те которые так упорно бомбят сайт вопросами "чо делать, какой профильный предмет, чо это творческий экгзамен " поступят на ЖурФак. Удачи всем )) и aдмин сaйта ты просто кул, почаще публикуй про оллимпиад которые скоро будут, реально помогает |
Asi 21.11.2011 16:18 Hi V jurgeneve est' li fakul'tet jurnalistiki?
|
Ангелина 03.11.2011 23:03 Насколько я знаю,то предметы на которым уделяют особое внимание это История Каз. и Русский язык. профилирующий не столь важен.А вотПро творческий экзамен знаю не много.Говорят не сложно
|
Lida 09.08.2011 13:18 Suinwi! KaeGu-ga tusipti! 95 balmen
|
Егинбай Айнур 09.08.2011 13:09 Егинбай Айнурдын результаты кашан шыгады???
|
Тауасарова Кундыз 14.07.2011 18:14 Сколько нужно баллов чтобы поступить на грант
|
Даметкен 13.02.2011 12:17 много ли надо для творческого экзамена и баллы каких предметов влияют для поступления на журналистику. Заранее спасибо!!!
|