Исламская политическая культура
Ислам – самая молодая из трех мировых религий, но в истории мировой цивилизации исламская цивилизация занимает одно из важнейших мест. За всю историю своего развития ислам продемонстрировал высокую способность к ассимиляции и синтезу инокультурных влияний. В определенном смысле исламская культура является важным связующим звеном между Античностью и эпохой Возрождения на Западе, поскольку европейцы широко использовали накопленные мусульманами знания в развитии своей цивилизации.
В современном мире бурный рост исламского мира вызывает тревогу и озабоченность на Западе. Продолжается противостояние между западным и исламским миром, особенно – в Персидском заливе. Все это позволило Хантингтону сделать вывод о том, что синдром «братских стран» в исламском мире делает эту цивилизацию серьезным противником Запада в 3 тысячелетии.
Остановимся на некоторых содержательных моментах ислама. Прежде всего, ислам, это последовательно монотеистическая религия. Идея единого Бога и принцип полной покорности указывает человеку и властьдержащим на их достаточно скромное место в мире, то есть непосредственно на каждого мусульманина накладываются определенные ограничения и обязанности. С другой стороны, коль скоро, государственная власть священна, то долг каждого рядового мусульманина повиноваться политическим лидерам. «Слушать и исполнять повеление властей – долг мусульманина, независимо от того, нравится ему или нет».
Следующий важный момент исламской политической культуры – универсальный горизонт религиозного мышления. В Коране утверждается единство Бога, из которого вытекает единство нашего мира и человеческого сообщества. Пророк Мухаммед так интерпретирует это положение: у всех людей первоначально была одна вера, однако впоследствии, с умножением человеческого рода, начались религиозные споры. Вследствие этого первоначальная вера замутилась. Следовательно, Мухаммед не рассматривает Коран в качестве единственного откровения: «Ниспослал Он тебе писание в истине, подтверждая истинность того, что ниспослано до него. И ниспослал он Тору и Евангелие раньше в руководство для людей». Таким образом, повторяя мысль русского философа В. Соловьева, миссия ислама не ограничивается национальными идеями – она мыслится гораздо шире. Таким образом, мусульманская политическая культура обладает мощным потенциалом надэтнического мышления, это универсальная культура. И сами правоверные мусульмане понимают свою миссию как всемирную. Именно поэтому в мусульманской культуре отсутствует национализм в современном понимании этого слова.
С другой стороны, нельзя обойти вниманием одно важное противоречие. Хотя Мухаммед был убежден, что решающее значение принадлежит проповедям ислама, духовному воздействию, в Коране обосновывается возможность священной войны как войны за веру, если навязывается обстоятельствами жизни во враждебном окружении. Война ставит целью не обратить в веру, а привести к покорности, ведь принятие веры – дело добровольное. Мухаммед находит два основных аргумента в пользу священной войны: добродетель веры выше порока убийства; смерть за веру прекрасна не тем, что она прерывает земную бренную жизнь, а тем, что открывает ворота вечности.
Итак, мотив завоевания присутствует в политической культуре ислама, но не является определяющим, скорее – подчиненным. И наличие такого мотива не может служить основанием для характеристики всей культурной традиции как завоевательской, насильственной: никто ведь не лишает гуманистического статуса западную цивилизацию, которая вела крестовые походы за веру.
Итак, сакральный характер политической культуры исламской цивилизации очевиден: именно религия дает мусульманину самые сильные мотивации в сфере политики. Более того, именно исламская политическая культура закрепляет принцип религиозной теократии, обусловленный единством и нераздельностью духовной и светской власти главы мусульманской общины. Можно выделить несколько теократических установок, которые находят поддержку в современном мире:
- принцип универсальности ислама;
- принцип панисламизма – убежденность в правильности ислама, единстве всех мусульман, независимо от национальности;
- идея возрождения халифата – установление исламского порядка, основанного на законах шариата;
- идея возвращения к первоначальному, «истинному» исламу.
Западный политолог, в частности Вебер, утверждают, что определяющими в исламской культуре являются этатизм и имперство. Конечно, со страниц Корана сам Мухаммед предстает перед нами как выдающийся прагматичный государственный деятель. Не будет преувеличением утверждение, что как политик Мухаммед заслуживает самой высокой оценки. Он сумел создать сильную мировую империю, то есть имперские амбиции здесь налицо. Однако, как известно, Мухаммед только в исключительных случаях брался за ружье, предпочитая добиваться целей мирными средствами, путем компромиссов. Историки свидетельствуют, что Пророк совершил 19 военных походов, и после смерти в его крайне скромном личном имуществе осталось восемь мечей.
Основные религиозные заповеди Корана, которые носят политический характер и направлены на усиление государства:
- устранение частной вражды;
- запрещение ростовщичества;
- налоги на ведение войны;
- подчинение лидеру, обожествление его.
С другой стороны, есть посюсторонние мирские обещания ислама, которые также имеют отношение к политике:
- отсутствие аскетизма;
- признание как положительного стремления к богатству и почету;
- требование соблюдения сословного достоинства;
- подчиненное положение женщины.
Теперь сделаем небольшой экскурс в политическую культуру современных мусульманских государств и посмотрим насколько косными, враждебными западной цивилизации выступают их ценности.
Объединенные Арабские Эмираты – самое молодое исламское государство, созданное более 40 лет назад. Здесь ислам как религия и как закон слиты воедино, несмотря на то, что перед нами динамично развивающееся государство, шаг за шагом накапливающее демократический потенциал.
Коренной житель Эмиратов рождается защищенным целым рядом законов, которые имеют религиозное происхождение. Например, собственниками земли здесь могут быть только арабы; собственниками недвижимости тоже только они.
Аналогичная картина и в сфере бизнеса – на любом предприятии 51% неизменно остается за местными жителями. Например, Дубайская инвестиционная компания имеет следующее распределение акций: 25% - правительству, 25% - шейхам, 50% - народу. Одна акция стоили 5 дирхамов, что вполне по карману каждому жителю страны. С другой стороны, наблюдается жесткость и суровость по отношению к лицам, нарушившим закон. В результате, преступление – исключительное явление, и совершается, как правило, приезжими. Таким образом, соединение религиозных заповедей с правом, порождает высокий авторитет права, что лежит в основе формирования правовой культуры.
Можно сколько угодно говорить о силе денег, полученных от продажи природных богатств. Однако история знает, когда деньги приносили не благополучие, а разрушение: богатый процветающий Рим пал под натиском нищих варваров. Благополучие в Эмиратах построено не на силе денег, а на силе исламских традиций. Интересна традиция, также идущая от Мухаммеда, шейхи на личные средства строят дороги, больницы, систему озеленения. Таким образом, этика ислама – этика конкретных норм, она сугубо практична, интересуется не мотивами поступков людей, а их конкретными поступками. Ислам не отделяет мирскую жизнь от религиозной. И если в Европе, интересуясь той или иной политической фигурой, спрашивают, каковы его политические цели, то в исламских странах интересуются, что он уже сделал во имя Аллаха.
Таким образом, современный опыт исламских государств свидетельствует о том, что мусульманская культура способна накапливать и развивать демократический опыт, формируя особый тип восточного демократического режима.
В современном мире бурный рост исламского мира вызывает тревогу и озабоченность на Западе. Продолжается противостояние между западным и исламским миром, особенно – в Персидском заливе. Все это позволило Хантингтону сделать вывод о том, что синдром «братских стран» в исламском мире делает эту цивилизацию серьезным противником Запада в 3 тысячелетии.
Остановимся на некоторых содержательных моментах ислама. Прежде всего, ислам, это последовательно монотеистическая религия. Идея единого Бога и принцип полной покорности указывает человеку и властьдержащим на их достаточно скромное место в мире, то есть непосредственно на каждого мусульманина накладываются определенные ограничения и обязанности. С другой стороны, коль скоро, государственная власть священна, то долг каждого рядового мусульманина повиноваться политическим лидерам. «Слушать и исполнять повеление властей – долг мусульманина, независимо от того, нравится ему или нет».
Следующий важный момент исламской политической культуры – универсальный горизонт религиозного мышления. В Коране утверждается единство Бога, из которого вытекает единство нашего мира и человеческого сообщества. Пророк Мухаммед так интерпретирует это положение: у всех людей первоначально была одна вера, однако впоследствии, с умножением человеческого рода, начались религиозные споры. Вследствие этого первоначальная вера замутилась. Следовательно, Мухаммед не рассматривает Коран в качестве единственного откровения: «Ниспослал Он тебе писание в истине, подтверждая истинность того, что ниспослано до него. И ниспослал он Тору и Евангелие раньше в руководство для людей». Таким образом, повторяя мысль русского философа В. Соловьева, миссия ислама не ограничивается национальными идеями – она мыслится гораздо шире. Таким образом, мусульманская политическая культура обладает мощным потенциалом надэтнического мышления, это универсальная культура. И сами правоверные мусульмане понимают свою миссию как всемирную. Именно поэтому в мусульманской культуре отсутствует национализм в современном понимании этого слова.
С другой стороны, нельзя обойти вниманием одно важное противоречие. Хотя Мухаммед был убежден, что решающее значение принадлежит проповедям ислама, духовному воздействию, в Коране обосновывается возможность священной войны как войны за веру, если навязывается обстоятельствами жизни во враждебном окружении. Война ставит целью не обратить в веру, а привести к покорности, ведь принятие веры – дело добровольное. Мухаммед находит два основных аргумента в пользу священной войны: добродетель веры выше порока убийства; смерть за веру прекрасна не тем, что она прерывает земную бренную жизнь, а тем, что открывает ворота вечности.
Итак, мотив завоевания присутствует в политической культуре ислама, но не является определяющим, скорее – подчиненным. И наличие такого мотива не может служить основанием для характеристики всей культурной традиции как завоевательской, насильственной: никто ведь не лишает гуманистического статуса западную цивилизацию, которая вела крестовые походы за веру.
Итак, сакральный характер политической культуры исламской цивилизации очевиден: именно религия дает мусульманину самые сильные мотивации в сфере политики. Более того, именно исламская политическая культура закрепляет принцип религиозной теократии, обусловленный единством и нераздельностью духовной и светской власти главы мусульманской общины. Можно выделить несколько теократических установок, которые находят поддержку в современном мире:
- принцип универсальности ислама;
- принцип панисламизма – убежденность в правильности ислама, единстве всех мусульман, независимо от национальности;
- идея возрождения халифата – установление исламского порядка, основанного на законах шариата;
- идея возвращения к первоначальному, «истинному» исламу.
Западный политолог, в частности Вебер, утверждают, что определяющими в исламской культуре являются этатизм и имперство. Конечно, со страниц Корана сам Мухаммед предстает перед нами как выдающийся прагматичный государственный деятель. Не будет преувеличением утверждение, что как политик Мухаммед заслуживает самой высокой оценки. Он сумел создать сильную мировую империю, то есть имперские амбиции здесь налицо. Однако, как известно, Мухаммед только в исключительных случаях брался за ружье, предпочитая добиваться целей мирными средствами, путем компромиссов. Историки свидетельствуют, что Пророк совершил 19 военных походов, и после смерти в его крайне скромном личном имуществе осталось восемь мечей.
Основные религиозные заповеди Корана, которые носят политический характер и направлены на усиление государства:
- устранение частной вражды;
- запрещение ростовщичества;
- налоги на ведение войны;
- подчинение лидеру, обожествление его.
С другой стороны, есть посюсторонние мирские обещания ислама, которые также имеют отношение к политике:
- отсутствие аскетизма;
- признание как положительного стремления к богатству и почету;
- требование соблюдения сословного достоинства;
- подчиненное положение женщины.
Теперь сделаем небольшой экскурс в политическую культуру современных мусульманских государств и посмотрим насколько косными, враждебными западной цивилизации выступают их ценности.
Объединенные Арабские Эмираты – самое молодое исламское государство, созданное более 40 лет назад. Здесь ислам как религия и как закон слиты воедино, несмотря на то, что перед нами динамично развивающееся государство, шаг за шагом накапливающее демократический потенциал.
Коренной житель Эмиратов рождается защищенным целым рядом законов, которые имеют религиозное происхождение. Например, собственниками земли здесь могут быть только арабы; собственниками недвижимости тоже только они.
Аналогичная картина и в сфере бизнеса – на любом предприятии 51% неизменно остается за местными жителями. Например, Дубайская инвестиционная компания имеет следующее распределение акций: 25% - правительству, 25% - шейхам, 50% - народу. Одна акция стоили 5 дирхамов, что вполне по карману каждому жителю страны. С другой стороны, наблюдается жесткость и суровость по отношению к лицам, нарушившим закон. В результате, преступление – исключительное явление, и совершается, как правило, приезжими. Таким образом, соединение религиозных заповедей с правом, порождает высокий авторитет права, что лежит в основе формирования правовой культуры.
Можно сколько угодно говорить о силе денег, полученных от продажи природных богатств. Однако история знает, когда деньги приносили не благополучие, а разрушение: богатый процветающий Рим пал под натиском нищих варваров. Благополучие в Эмиратах построено не на силе денег, а на силе исламских традиций. Интересна традиция, также идущая от Мухаммеда, шейхи на личные средства строят дороги, больницы, систему озеленения. Таким образом, этика ислама – этика конкретных норм, она сугубо практична, интересуется не мотивами поступков людей, а их конкретными поступками. Ислам не отделяет мирскую жизнь от религиозной. И если в Европе, интересуясь той или иной политической фигурой, спрашивают, каковы его политические цели, то в исламских странах интересуются, что он уже сделал во имя Аллаха.
Таким образом, современный опыт исламских государств свидетельствует о том, что мусульманская культура способна накапливать и развивать демократический опыт, формируя особый тип восточного демократического режима.