Menu
Типология и функции политического лидерства в Казахстане
Феномен лидерства встречается на любом уровне социальной организации общества. Оно существует везде, где есть коллективная деятельность и организация. Любая совместная деятельность нуждается в упорядочении поведения индивидов, в выработке общих целей и определении путей и способов их достижения.

Лидерство - явление сложное и многогранное. В настоящее время существует множество подходов к определению понятия лидерства и его природы. Выделим основные из них.

1. Лидерство рассматривают как разновидность власти.
2. Под лидерством понимают управленческий статус, связанный с принятием решений и позволяющий влиять на поведение других людей.
3. Лидерство отождествляют влиянию, характеризующемуся постоянством, воздействием на всю группу, однозначностью направленности воздействия, признанием со стороны группы правомерности руководства.

Суммируя все подходы, можно определить политическое лидерство как постоянное, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество или группу.

Природа политического лидерства достаточно сложна и не поддается однозначной интерпретации, в связи с этим существует множество теорий политического лидерства, по-разному трактующих этот феномен:

1. Теория личностных черт. Согласно ей природа лидерства объясняется выдающимися качествами отдельных личностей. Сторонники этой концепции среди черт присущих лидеру называют ум, твердую волю, целеустремленность, организаторские способности, компетентность. В 1940 году американский психолог составил список из 79 черт, упоминаемых различными исследователями как лидерские. В последующих исследованиях было установлено, что индивидуальные качества лидеров почти ничем не отличаются от набора личности вообще. Однако, независимо от этого, высшие должностные лица воспринимаются как исключительные в соответствии с общепринятой шкалой добродетелей. Например, в американской политической культуре президент обязательно должен обладать наиболее важными с точки зрения американцев чертами, и в первую очередь, честным, добропорядочным семьянином.

2. Факторно-аналитическая теория является разновидностью теории черт. Ее сторонники различают чисто индивидуальные качества лидера и его черты, связанные с достижением определенных политических целей. Данная концепция вводит в теорию лидерства понятие целей, связанных с определенной ситуацией.

3. Ситуативная теория отстаивает идею зависимости лидерства от определенных социальных условий и ситуаций. Лидером человек может стать в конкретных условиях, а его личностные качества часто могут оказаться неактуальными. Однако представители этой концепции не достаточно учитывают самостоятельность лидера, его способность влиять на ситуацию. Ситуативная теория лидерства рассматривает лидера как функцию определенной ситуации. Например, чрезвычайные обстоятельства экономической разрухи, внешнеполитической изоляции СССР привели к власти тоталитарного лидера – И. Сталина.

4. Теория конституентов рассматривает лидерство как особое отношение между лидером и конституентами. В круг последних включаются активисты, последователи и избиратели, поддерживающие данного лидера и оказывающие на него влияние. Лидер является выразителем интересов своих последователей.

5. Психологическая теория акцентируют внимание на субъективных сторонах лидерства. По мнению Фрейда, в основе лидерства лежит подавленное либидо – преимущественно бессознательное влечение, оно проявляется в стремлении к власти. Авторитарная личность стремится избавиться от своих комплексов путем навязывания своей воли другим людям. Психоаналитическое направление расширило представление о внутренних мотивациях стремления к лидерству. Рассмотренные выше концепции лидерства отражают, как правило, отдельные стороны этого сложного социально-психологического феномена. В последнее время широкое признание получают концепции, характеризующиеся комплексным подходом к анализу лидерства.

6. Интегративная теория лидерства учитывает основные стороны лидерства: анализ личности лидера, его происхождение, процесс социализации, способы выдвижения; задачи, которые он должен выполнять; характеристики его последователей; конкретные условия и обстоятельства лидерства и т. п.

Функции лидера представляют собой главные направления его деятельности. Обычно выделяют следующие общие функции:

1. программная функция - разработка лидером программы деятельности;
2. диагностическая
(аналитическая);
3. мобилизационная функция заключается в возможности лидера обеспечить поддержку своего курса широкими слоями населения и их привлечении к его осуществлению;
4. коммуникативная функция направлена на упрочение каналов политической связи с целью убеждения в правильности курса и предотвращения отчуждения граждан от власти;
5. функция социального арбитража и патронажа связана с защитой прав и свобод граждан, обеспечением законности и порядка;
6. функция легитимации политического режима - обеспечение поддержки власти на основе личного авторитета лидера. В этих случаях режим пытается найти свое оправдание в особых качествах харизматических лидеров.

Типы лидеров. Существуют разнообразные классификации лидеров.

Широко распространенной является типология лидерства, предложенная Вебером. В зависимости от способа легитимации власти он выделил три основных типа лидерства.

1. Традиционное. Авторитет традиционных лидеров основывается на вере в традиции, обычаи. Право на господство лидер получает по наследству.
2. Харизматическое. Основано на вере в исключительные, выдающиеся качества вождя.
3. Рационально-легальное характеризуется верой в правомерность порядка избрания лидера. Власть рационально-легального лидера основывается на праве.

Интересна классификация политических лидеров, предложенная Маргарет Херманн. Она выделила четыре собирательных образа лидера.

1. Знаменосец характеризуется привлекательностью, собственным видением действительности, способностью увлечь массы. Этот тип лидера стремится изменить политическую систему. К лидерам-знаменосцам можно отнести М. Ганди, В. Ленина, Мартина Л. Кинга и т. д.

2. Служитель является выразителем интересов своих последователей. В своей деятельности он ориентируется преимущественно на их мнение и действует от их имени. Примером такого типа лидера можно назвать Л. Брежнева, К. Черненко, выражавших интересы партийной бюрократии.

3. Торговец характеризуется умением привлекательно преподнести свою программу избирателям, убедить граждан в ее преимуществе, «продать» её, привлечь массы на ее осуществление. Президент США Г.Трумэн заметил, что «суть власти президента в том, чтобы объединить людей и попытаться убедить их делать то, что они должны делать без всякого убеждения». Признания со стороны своих сторонников он добивается знанием их потребностей, желанием их удовлетворить. Образцом подобного типа лидера можно считать Р. Рейгана.

4. Пожарный отличается способностью быстро решать возникающие перед обществом сложные проблемы. Он ориентируется на самые актуальные в обществе проблемы. Его действия определяются конкретной ситуацией. Большинство лидеров в современных обществах можно отнести именно к этому типу.

В реальной жизни в чистом виде эти образы лидерства не встречаются, а сочетаются у политических лидеров в различных пропорциях.

Среди современных концепций политического лидерства, возникших во второй половине ХХ века одной из популярных была концепция американского политолога Р. Такера, в которой он выделяет три основных типа лидера: консерваторы, реформаторы и революционеры.

Консерваторы стремятся сохранить в обществе статус-кво, все основные программы развития имеют цель сохранить имеющуюся политическую систему и ценности (М. Тэтчер, Л. Брежнев).

Реформаторы используют тактику не агрессивных последовательных постепенных политико-экономических изменений, среди которых – тактика убеждения, мирных переговоров, встреч, иных ненасильственных действий, в целом имеющих направленность на формирование общественного мнения (М. Кинг, М. Горбачев).

Революционеры признают в качестве единственного средства изменения общественной системы революцию, то есть радикальное политическое переустройство. Используют не только мирные, но, прежде всего, насильственные политические средства борьбы (В. Ленин, Кенесары).

В развитии лидерства в Казахстане отмечается в последние годы его существенные изменения. Главная особенность в процессе формирования современного политического лидерства заключается в том, что оно, с одной стороны, приобрело некоторые черты, характерные политическим лидерам демократических государств, а с другой – унаследовало черты, свойственные лидерам номенклатурной системы. Особенностью является и то, что они зачастую совмещают роль владельцев средств производства, выполняющего функции организатора производства, и роль политика, выполняющего функции организатора политической жизни. Стоит отметить, что в большинстве западных стран политические лидеры являются профессиональными политиками. В США политические лидеры зачастую совмещают роль собственника и политика.

В современном Казахстане отчетливо проявляются две тенденции – институализация и профессионализация лидерства. Институализация лидерства сегодня проявляется главным образом в том, что процесс рекрутирования, подготовки, движения к власти, деятельность политических руководителей осуществляется в рамках определенных норм и организаций. Функции лидера определены разделением ветвей власти, ограничены конституцией и другими законодательными актами. Кроме того, лидеры отбираются собственными политическими партиями, контролируются ими, а также оппозицией и общественностью. Все это значительно ограничивает их власть и возможности маневра, повышает влияние среды на принятие решений. Современные лидеры больше, чем прежде, подчинены решению обыденных, повседневных, созидательных задач. В связи с этим вторая тенденция в развитии лидерства – его профессионализация. Политика превратилась в «предприятие», которому требуются навыки работы, знание ее методов, где важнейшей функцией политических лидеров становится преобразование общественных ожиданий и проблем в политические решения.

Таким образом, политическое лидерство сегодня – это особого рода предпринимательство, осуществляемое на специфическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации на руководящие должности. При этом специфика политического предпринимательства состоит в персонализации «политического товара», его отождествлении с личностью потенциального лидера, а также рекламировании этого «товара» как общего блага.

Политик практически превратился в специалиста в области общественных коммуникаций, предполагающих обеспечение четкой формулировки требований населения, налаживание необходимых для принятия коллективных решений и их реализации контактов с парламентскими и правительственными органами, средствами массовой информации, общественными организациями. Таким образом, политические лидеры сегодня выступают реальным воплощением механизма власти в обществе.
25.09.2011 20:04 Политология Артем 10380 2
Камилла   12.12.2014 20:16
Очень нравится этот сайт!
Кымбат   15.02.2014 11:37
Все понятно и доступно! Спасибо!
Имя *:
Email: