|
Форум "Казахстан и образование"Математика геометрия Ученический форум Русский язык Глагол - как самостоятельная часть речи (что делать? что сделать? Ахаха))))) |
Глагол - как самостоятельная часть речи |
31.03.2012, 10:38, Суббота | Сообщение 1
Определите глагол первого спряжения: A) Слышать B) Зависеть C) Дышать D) Слушать E) Обидеть Ответ: D Определите разноспрягаемый глагол: A) Смотреть B) Хотеть C) Видеть D) Светлеть E) Ненавидеть Ответ: В Определите глагол совершенного вида: A) Любуется цветами B) Дышит воздухом C) Собираемся в гости D) Выполнял задание E) Собрался в кино Ответ: E Определите глагол второго спряжения: A) Таять B) Пахнуть C) Хотеть D) Вертеть E) Слушать Ответ: D Определите разноспрягаемый глагол: A) Дышать B) Бежать C) Дремать D) Бушевать E) Гнать Ответ: В Определите глагол несовершенного вида: A) Клубится туман B) Засверкал вдали C) Заметил человека D) Выехал из-за угла E) Проедет мимо Ответ: A Определите переходный глагол: A) Думать о тебе B) Слушать песню C) Разговаривать с другом D) Радоваться новой песне E) Мечтать о каникулах Ответ: B Определите глагол совершенного вида: A) Читать книгу B) Смотреть фильм C) Прочитаю книгу D) Играю с братом E) Работаю на компьютере Ответ: С Определите вариант с глаголом изъявительного наклонения: A) Ученик прочитал книгу. B) Прочитайте эту книгу. C) Хотел бы прочитать эту книгу. D) Пусть встретит нас утром солнце. E) Приезжайте к нам в гости. Ответ: A Определите вариант с глаголом первого спряжения: A) Дышать воздухом гор. B) Видеть радость в глазах. C) Смотреть телефильм. D) Шить платье. E) Держать руку. Ответ: D Определите переходный глагол: A) Интересоваться музыкой. B) Любить музыку. C) Радоваться жизни. D) Общаться с другом. E) Говорить о музыке. Ответ: B Определите глагол совершенного вида: A) Вздрагиваю от громкого крика. B) Рассказываю о прочитанной книге. C) Скажу правду. D) Ищу друга. E) Громко кричу. Ответ: C Определите вариант с глаголом повелительного наклонения: A) Ученик читает книгу. B) Дочитал бы я книгу, но погас свет. C) Мы любим читать классическую литературу. D) Современные ученики читают как научную, так и художественную литературу. E) Читайте познавательную литературу. Ответ: E Определите вариант с глаголом первого спряжения: A) Учить уроки B) Ходить по траве C) Устремить взгляд D) Брить бороду E) Защитить интересы Ответ: D Определите переходный глагол. А) Думать о тебе В) Слушать песню С) Разговаривать с другом D) Радоваться новой песне Е) Мечтать о каникулах Ответ: В Определите вариант с глаголом изъявительного наклонения. А) Ученик прочитал книгу. В) Прочитайте эту книгу. С) Хотел бы прочитать эту книгу. D) Пусть встретит нас утром солнце. Е) Приезжайте к нам в гости. Ответ: А Определите переходный глагол. А) Интересоваться музыкой В) Любить музыку С) Радоваться жизни D) Общаться с другом Е) Говорить о музыке Ответ: В Определите глагол совершенного вида. А) Вздрагиваю от громкого крика В) Рассказываю о прочитанной книге С) Скажу правду D) Ищу друга Е) Громко кричу Ответ: С Определите вариант с глаголом повелительного наклонения. А) Ученик читает книгу. В) Дочитал бы я книгу, но погас свет. С) Мы любим читать классическую литературу. D) Современные ученики читают как современную, так и классическую литературу. Е) Читайте познавательную литературу. Ответ: Е Определите вариант с глаголом первого спряжения. А) Учить уроки В) Ходить по траве С) Устремить взгляд D) Брить бороду Е) Защитить интересы Ответ: D Определите глагол второго спряжения. А) Таять В) Пахнуть С) Хотеть D) Вертеть Е) Слушать Ответ: D Определите разноспрягаемый глагол. А) Дышать В) Бежать С) Дремать D) Бушевать Е) Гнать Ответ: В |
31.03.2012, 10:38, Суббота | Сообщение 2
ГЛАГОЛ - это самостоятельная часть речи, которая объединяет слова, обозначающие действие и отвечающие на вопрос что делать? что сделать? Это значение выражается в категориях вида, залога, времени, лица и наклонения. В предложении глаголы выступают в основном в роли сказуемого. Спрягаемые и не спрягаемые формы глагола, инфинитив. У глаголов в зависимости от способности или неспособности изменяться по лицам, числам, наклонениям и временам есть неспрягаемые формы (инфинитив - неопределенная форма глагола) причастия и деепричастия, к спрягаемым формам относятся все остальные формы. Инфинитив - это исходная форма глагола, с которой лексически и словообразовательно связаны все остальные формы глагола. Глаголы в инфинитиве называют сам процесс, без отнесения его к какому-либо лицу или времени. Неопределенная форма глагола характеризуется суффиксами -ть, -ти (мести, купить), некоторые глаголы в инфинитиве оканчиваются на -чь (лечь). Грамматические категории глаголов: Вид глагола - вид - грамматическая категория, которая выражает различия в протекании действия. Глаголы несовершенного вида обозначают действие в развитии, без указания на его предел и отвечают на вопрос что делать? (получать, покупать, носить); а глаголы совершенного вида обозначают действие как ограниченное неким пределом и отвечают на вопрос что сделать? (получить, купить, сносить). Переходность глагола - переходность - непереходность - это категория, на основе которой выделяются глаголы со значением действия, направленного на предмет, (он является объектом этом действия) - переходные глаголы читать журнал, красить стену), и глаголы со значение действия, не подразумевающего предмета, на которое это действие естественно направлено - непереходные глаголы (болеть, сидеть). На практике это различие) проявляется в управлении: переходные глаголы сочетаются с существительными или местоимениями в винительном падеже без предлога (лечить мальчика, читать книгу), а непереходные глаголы сочетаются с дополнениями, выраженными существительными или местоимениями в косвенных падежах с предлогами (ходить по улице, играть во дворе). Особую группу непереходных глаголов составляют возвратные глаголы, формальным признаком которых является суффикс -ся (возвращаться, помыться). Залог глагола - залог - это категория, которая выражает различные отношения между субъектом и объектом действия. Глаголы действительного залога - это глаголы, при которых подлежащее называет действующее лицо (субъект действия): мама мыла раму; глаголы страдательного залога - это глаголы, которые выступают в пассивной конструкции (когда подлежащее называет объект действия, а дополнение в творительном падеже - субъект действия (окно мылось мамой)). Наклонение глагола - наклонение - это категория, которая выражает отношение действия к действительности. В русском языке есть три наклонения: изъявительное - выражает действие, которое реально существует, существовало или будет существовать (купил, прочитал); глаголы в изъявительном наклонении имеют формы времени (настоящего, прошедшего и будущего), лица (1,2 и 3) и числа (единственного или множественного); условное (или сослагательное) - выражает действие, которое реально не существует, а является лишь возможным или желаемым (купил бы, прочитал бы); оно образуется при помощи глагола в прошедшем времени изъявительного наклонения и частицы бы; повелительное - выражает действие, которое не является реальным, оно выражает просьбу, приказ и т.д. (купи, прочти); оно образуется от основы настоящего или простого будущего времени при помощи суффикса -и- (купи, причти) или нулевого суффикса читай, намажь), множественное число образуется путем добавления к форме единственного числа повелительного наклонения суффикса -те (купите, прочтите), также повелительное наклонение может образовываться путбм прибавления к глаголам в изъяснительном наклонении настоящего времени частиц пусть, пускай. - время - это категория, которая выражает отношения действия к моменту речи. В русском языке три времени: настоящее, прошедшее и будущее. Категория времени связана с категорией вида: у глаголов несовершенного вида имеются 3 формы (покупаю - настоящ. вр., покупал - лрош. вр., буду покупать (будущ. сложи, вр.), а у глаголов совершенного вида - 2 формы (купил - прош. вр. и куплю - будущ. прост, вр.). - лицо - это важнейшая категория, с помощью которой указывается, кто производит действие. В русском языке три лица, они различаются в единственном и множественном лице. В каждом лице есть свои окончания О спряжении глаголов смотрите в разделе «Орфография». В предложении глаголы могут выступать в роли: простого сказуемого: я купил книгу; сложного глагольного сказуемого: я решил пойти в библиотеку; несогласованным определением: план поехать туда мне не понравился сразу. |
| |||
| |||