Искусство и культура первобытного общества и цивилизаций Древнего Востока.
1. Введение. Периодизация истории искусства. Первобытное искусство: синкретизм ― основная характеристика первобытной культуры; палеолит ― пещерная живопись (Альтамира, Фон-де-Гом, Ляско, Капова пещера); мезолит - петроглифы (Сахара, Прионежье, другие варианты); неолит ― керамика, мелкая пластика, дольмены, менгиры, кромлехи ( Стоунхендж ).
2. Возникновение цивилизаций (эпоха бронзы). Определение цивилизации. Периодизация искусства Древнего Египта. Религиозное мировоззрение египтян ― основа искусства.
3. Архитектура Древнего Царства: типы гробниц, эволюция формы пирамиды. Комплекс пирамид Джосера в Саккара ,комплекс пирамид в Гизе. План комплекса в Гизе с храмами и Большим Сфинксом, пропорциональное построение, гипотезы о предназначении пирамид. Значение египетских пирамид в мировой культуре.
4. Скульптура Древнего Царства. Проблема портрета, канон, изображение и надпись, виды скульптуры, материалы. Основные памятники: плита Нармера, рельефы из гробниц, статуи фараона Хефрена, фараона Микерина с богинями, писца Каи, вельможи Каапера, парная скульптура Рахотеп и Нофрет.
5. Искусство Среднего Царства. Новый тип храма ― храм Ментухотепа в Дейр эль-Бахари; развитие типа скальной гробницы; эволюция портрета, рельефа, мелкой пластики, развитие монументальной живописи. Основные памятники: скульптурные портреты фараонов Сенусерта III и Аменемхета III, живопись гробниц Бени Хасана, рельефы и мелкая пластика Среднего Царства из собрания ГМИИ им. Пушкина и Государственного Эрмитажа.
6. Искусство Нового Царства. Храм Хатшепсут ― продолжение традиции; возникновение и развитие нового типа храмового комплекса ― храмы Карнака и Луксора. Изменения в скульптуре, живописи, мелкой пластике; новые сюжеты, тенденция к утонченной эстетизации формы, разнообразие материалов. Основные памятники: Колоссы Мемнона, живопись из фиванской Долины Царей, рельефы и мелкая пластика Нового Царства из собрания ГМИИ им. Пушкина и Гос. Эрмитажа.
7. Амарнский период. Религиозная реформа Эхнатона. Город Ахетатон. Скульптурные портреты Эхнатона и Нефертити, рельефы и живопись амарнского периода ― изменения канона. Проблемы истолкования искусства периода Амарны.
8. Гробница фараона Тутанхамона. Уникальный сохранившийся памятник, дающий представление о погребальном ритуале, изобразительном и прикладном искусстве эпохи.
9. Искусство Нового Царства. Период Рамзесов. Продолжение строительства в Карнаке и Луксоре, храм Рамзеса III в Мединет Абу, скальный храм Рамзеса II в Абу Симбеле. Традиции и новые черты в архитектуре, скульптуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве. Поздний период: основные тенденции в искусстве ― обзор. Вклад искусства Древнего Египта в сокровищницу мировой культуры.
10. Искусство Древней Месопотамии. Периодизация, искусство ранних земледельческих обществ, керамика Самарры и Суз. Символические образы, искусность декоративных решений. Мифология Месопотамии, поэма о Гильгамеше ― основные источники сюжетов.
11. Искусство Шумера и Аккада. Храмовая архитектура Ура и Урука, зиккурат ― основной тип месопотамского храма. Основные материалы, конструктивные и декоративные особенности архитектуры Месопотамии. Погребальные обряды - царские гробницы Ура; сюжеты и стилистические особенности искусства Шумера, скульптура ― жанры, материалы; глиптика. Изобретение клинописи. Стилистические особенности искусства Аккада: рельеф, портрет, глиптика.
12. Период сосуществования цивилизаций ― 2 тысячелетие до н.э. Вавилоно-Эламская культура ― продолжение шумерийских традиций. Хето-хурритская культура. Сиро-финикийская культура (общие сведения). Искусство Ассирии: дворцовые комплексы ассирийских царей, дворец Саргона 2 в Дур-Шаррукине. Рельефы и росписи ― характерные приёмы изображения, сюжеты. Канон царских изображений.
13. Искусство Нового Вавилона. Планировочная структура, художественный облик города, глазированная керамика ― ворота Иштар. Характер композиционных решений: строгий ритм, повторяемость основных образов. Искусство Персии (Ирана). Особенности религиозных представлений (зороастризм). Персеполь ― единство пластически-пространственного решения комплекса. Программный эклектизм формы.
2. Возникновение цивилизаций (эпоха бронзы). Определение цивилизации. Периодизация искусства Древнего Египта. Религиозное мировоззрение египтян ― основа искусства.
3. Архитектура Древнего Царства: типы гробниц, эволюция формы пирамиды. Комплекс пирамид Джосера в Саккара ,комплекс пирамид в Гизе. План комплекса в Гизе с храмами и Большим Сфинксом, пропорциональное построение, гипотезы о предназначении пирамид. Значение египетских пирамид в мировой культуре.
4. Скульптура Древнего Царства. Проблема портрета, канон, изображение и надпись, виды скульптуры, материалы. Основные памятники: плита Нармера, рельефы из гробниц, статуи фараона Хефрена, фараона Микерина с богинями, писца Каи, вельможи Каапера, парная скульптура Рахотеп и Нофрет.
5. Искусство Среднего Царства. Новый тип храма ― храм Ментухотепа в Дейр эль-Бахари; развитие типа скальной гробницы; эволюция портрета, рельефа, мелкой пластики, развитие монументальной живописи. Основные памятники: скульптурные портреты фараонов Сенусерта III и Аменемхета III, живопись гробниц Бени Хасана, рельефы и мелкая пластика Среднего Царства из собрания ГМИИ им. Пушкина и Государственного Эрмитажа.
6. Искусство Нового Царства. Храм Хатшепсут ― продолжение традиции; возникновение и развитие нового типа храмового комплекса ― храмы Карнака и Луксора. Изменения в скульптуре, живописи, мелкой пластике; новые сюжеты, тенденция к утонченной эстетизации формы, разнообразие материалов. Основные памятники: Колоссы Мемнона, живопись из фиванской Долины Царей, рельефы и мелкая пластика Нового Царства из собрания ГМИИ им. Пушкина и Гос. Эрмитажа.
7. Амарнский период. Религиозная реформа Эхнатона. Город Ахетатон. Скульптурные портреты Эхнатона и Нефертити, рельефы и живопись амарнского периода ― изменения канона. Проблемы истолкования искусства периода Амарны.
8. Гробница фараона Тутанхамона. Уникальный сохранившийся памятник, дающий представление о погребальном ритуале, изобразительном и прикладном искусстве эпохи.
9. Искусство Нового Царства. Период Рамзесов. Продолжение строительства в Карнаке и Луксоре, храм Рамзеса III в Мединет Абу, скальный храм Рамзеса II в Абу Симбеле. Традиции и новые черты в архитектуре, скульптуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве. Поздний период: основные тенденции в искусстве ― обзор. Вклад искусства Древнего Египта в сокровищницу мировой культуры.
10. Искусство Древней Месопотамии. Периодизация, искусство ранних земледельческих обществ, керамика Самарры и Суз. Символические образы, искусность декоративных решений. Мифология Месопотамии, поэма о Гильгамеше ― основные источники сюжетов.
11. Искусство Шумера и Аккада. Храмовая архитектура Ура и Урука, зиккурат ― основной тип месопотамского храма. Основные материалы, конструктивные и декоративные особенности архитектуры Месопотамии. Погребальные обряды - царские гробницы Ура; сюжеты и стилистические особенности искусства Шумера, скульптура ― жанры, материалы; глиптика. Изобретение клинописи. Стилистические особенности искусства Аккада: рельеф, портрет, глиптика.
12. Период сосуществования цивилизаций ― 2 тысячелетие до н.э. Вавилоно-Эламская культура ― продолжение шумерийских традиций. Хето-хурритская культура. Сиро-финикийская культура (общие сведения). Искусство Ассирии: дворцовые комплексы ассирийских царей, дворец Саргона 2 в Дур-Шаррукине. Рельефы и росписи ― характерные приёмы изображения, сюжеты. Канон царских изображений.
13. Искусство Нового Вавилона. Планировочная структура, художественный облик города, глазированная керамика ― ворота Иштар. Характер композиционных решений: строгий ритм, повторяемость основных образов. Искусство Персии (Ирана). Особенности религиозных представлений (зороастризм). Персеполь ― единство пластически-пространственного решения комплекса. Программный эклектизм формы.