Искусство и культура Западной Европы конца XVIII ― XIX вв.
1. Французская революция XVIII века и культура. Конфликт исторической действительности и просветительских идеалов. Эпоха Наполеона. Стиль Ампир ― последний синтетический стиль перед кризисом архитектуры и декоративно-прикладного искусства XIX в. Жак Луи Давид ― крупнейший художник Франции. «Клятва Горациев», эскиз «Клятва в зале для игры в мяч», «Смерть Марата», «Сабинянки», «Портрет мадам Рекамье». Мифология Наполеона в искусстве: Портреты и картины Давида, Гро, Энгра. Французский классицизм в живописи первой половины XIX в. Ж.О.Д.Энгр ― идеал превыше действительности: «Купальщица Вольпинсона», «Большая одалиска», «Источник». Энгр ― портретист.
2. Ф.Гойя ― уникальный талант. Развитие живописи Гойи от рококо к реализму. Связь с испанским Просвещением и народными традициями. Ранние работы «Жмурки», картоны для шпалер. Портреты: Анна Понтехос, Герцогиня Альба, «Ла Тирана», «Семейный портрет Карла IV», «Расстрел повстанцев», росписи «Дома глухого». Гойя ― Мастер офорта: «Капричос», «Бедствия войны». Проблема «безобразного» в искусстве Гойи.
3. Французский романтизм в живописи. Эмоциональная взволнованность, поиски героя, требование современности искусства, понятие «романтический сюжет». Т.Жерико «Офицер конных егерей», «Плот Медузы», английские литографии.
Э.Делакруа: «Ладья Данте», «Резня на Хиосе», «Свобода на баррикадах», «Алжирские женщины». Колористические поиски Делакруа.
Реализм середины XIXв. Г.Курбе ― автор термина «реализм». «Дробильщики камней», «Похороны в Орнане». Ж-Ф.Милле ― живописец крестьян «Сборщицы колосьев».
4. Английская пейзажная живопись первой половины XIX в. Особое значение пейзажа в английском искусстве. У.М.Тёрнер ― внимание к свету и цвету, романтизм в восприятии природы, любовь к символическому сюжетному началу «Мол в Кале», «Последний рейс корабля «Отважный», «Дождь, пар и скорость». Дж. Констебл: реализм, особенности живописной манеры. «Телега для сена», «Собор в Солсбери» и др. Тёрнер и Констебль ― начало новой европейской живописи.
5. Французские пейзажисты середины XIX в. Поиск национального пейзажа. Барбизонцы. К.Коро.
6.Эдуард Мане. Традиция и современность, проблема содержания, обновление живописных средств выражения в станковой картине. Цикл картин на испанские темы, полемические картины: «Завтрак на траве», «Олимпия». «Портрет Э. Золя», «Флейтист», «Казнь императора Максимилиана», «Нана», «Железная дорога», «Портрет К.Моне в лодке», «Бар в Фоли-Бержер».
7. Импрессионизм. История, теория, основные представители. К. Моне. «Завтрак на траве», «Дама в саду» ― поиски новой манеры, развитие пленера. 1874г. ― первая выставка импрессионистов, происхождение термина. «Бульвар капуцинок». Серии: «Вокзал Сен Лазар», «Стог сена в Живерни», «Скалы в Этрета», «Реймский собор». Декоративизм ― серия «Кувшинки».
8. Импрессионисты. К.Писсарро. А.Сислей. Б.Моризо. О.Ренуар. Своеобразие жанров Ренуара. Отличие от концепции реалистов. Отношение к цвету. «Портрет К.Моне с женой», «Бал в Мулен де ла Галет», «Качели», «Портрет Жанны Самари», «Парижское кафе», «Зонтики». Поздний Ренуар ― возвращение к классике. Э.Дега. Программа: панорама современной жизни. Отличие от традиционного реализма. Принцип кадра. «Абсент», серии «Прачки», «Кафе-шантан», «Балерины». Живопись и фотография. Проблема социальной критики у Дега.
9. Пуантилизм. Ж.Сера «Воскресный день на острове Гран-Жатт», «Цирк»; П.Синьяк ― пейзажи.
10. Архитектура XIX в. Развитие промышленности, демократизация общества, господство буржуазных вкусов. Эклектика и исторические стили. Стиль Наполеона III во Франции. Здание Парижской Оперы (Ш.Гарнье). Викторианский стиль в Англии; «Готическое возрождение». Теория стилей Земпера.
От Хрустального дворца до Эйфелевой башни ― проблема эстетического осмысления новых материалов и технических возможностей.
11. Постимпрессионизм. Содержание термина. Отход от теории импрессионистов, стремление к содержанию. П. Гоген. Протест против цивилизации. Мифологизация и декоративизм. Бретонские пейзажи, «Видение после проповеди», «Автопортрет с «Желтым Христом». Таитянский период. «Таитянская пастораль», «Жена короля» и др. Ксилографии и скульптуры Гогена. Понтавенская школа.
12. П.Сезанн. От импрессионизма к Пуссену. Новые пространственные решения, универсализм цветового видения, ясность формы. Натюрморты, портреты, виды горы Сен Виктуар. Значение Сезанна для искусства ХХ века.
13. Постимпрессионизм. В. Ван Гог. Поиски выразительности, особенности техники. Расширение поля изображаемого, проблема жанра. «Едоки картофеля», «Ткачи». Изменение живописных приёмов. «Арльский пейзаж», «Подсолнухи», «Красные виноградники», «Портрет крестьянина», «Кафе в Арле», «Автопортрет», «Кипарисы», «Жнец». Нравственные проблемы: искус.
14. Прерафаэлиты. У.Блейк английский художник-мистик. Его влияние на прерафаэлитов.
Прерафаэлиты: цели общества, представления о назначении искусства, эстетические идеалы. Влияние критика Дж. Раскина на эстетические теории XIX в. Дж.Э.Миллес «Офелия», У.Х.Хант «Юность Христа». Д.Г.Россетти. Бёрн-Джонс. Уильям Моррис. Идея целостности художественной среды. «Движение искусств и ремесел». Эстетические принципы и практика. «Красный дом», эскизы для набоек, интерьеры и мебель (Ф.Уэбб), шпалеры, Кельмскотская типография.
15. Символизм. Поиск мистической тайны. Обращение к оккультным традициям. Характерные образы и темы. А.Бёклин, Кнопф, П.Пюви де Шаванн, О.Редон, Г.Моро, группа французских художников «Наби» (Пророки).
16. Скульптура конца XIX ― начала. XX в. Кризис скульптуры в 19 веке. О.Роден. Стремление возродить содержательность образа и общественное значение скульптуры. Внимание к фактуре, связь с импрессионизмом. «Бронзовый век», «Идущий», портреты. Работа над «Вратами ада» ― замысел и воплощение. «Мыслитель», «Поцелуй». Памятники ― «Граждане Кале», Бальзаку, «Башня труда».
А. Бурдель. Воплощение героических идеалов, монументализм. «Стреляющий Геракл», Бетховен, рельефы для Театра Елисейских полей.
2. Ф.Гойя ― уникальный талант. Развитие живописи Гойи от рококо к реализму. Связь с испанским Просвещением и народными традициями. Ранние работы «Жмурки», картоны для шпалер. Портреты: Анна Понтехос, Герцогиня Альба, «Ла Тирана», «Семейный портрет Карла IV», «Расстрел повстанцев», росписи «Дома глухого». Гойя ― Мастер офорта: «Капричос», «Бедствия войны». Проблема «безобразного» в искусстве Гойи.
3. Французский романтизм в живописи. Эмоциональная взволнованность, поиски героя, требование современности искусства, понятие «романтический сюжет». Т.Жерико «Офицер конных егерей», «Плот Медузы», английские литографии.
Э.Делакруа: «Ладья Данте», «Резня на Хиосе», «Свобода на баррикадах», «Алжирские женщины». Колористические поиски Делакруа.
Реализм середины XIXв. Г.Курбе ― автор термина «реализм». «Дробильщики камней», «Похороны в Орнане». Ж-Ф.Милле ― живописец крестьян «Сборщицы колосьев».
4. Английская пейзажная живопись первой половины XIX в. Особое значение пейзажа в английском искусстве. У.М.Тёрнер ― внимание к свету и цвету, романтизм в восприятии природы, любовь к символическому сюжетному началу «Мол в Кале», «Последний рейс корабля «Отважный», «Дождь, пар и скорость». Дж. Констебл: реализм, особенности живописной манеры. «Телега для сена», «Собор в Солсбери» и др. Тёрнер и Констебль ― начало новой европейской живописи.
5. Французские пейзажисты середины XIX в. Поиск национального пейзажа. Барбизонцы. К.Коро.
6.Эдуард Мане. Традиция и современность, проблема содержания, обновление живописных средств выражения в станковой картине. Цикл картин на испанские темы, полемические картины: «Завтрак на траве», «Олимпия». «Портрет Э. Золя», «Флейтист», «Казнь императора Максимилиана», «Нана», «Железная дорога», «Портрет К.Моне в лодке», «Бар в Фоли-Бержер».
7. Импрессионизм. История, теория, основные представители. К. Моне. «Завтрак на траве», «Дама в саду» ― поиски новой манеры, развитие пленера. 1874г. ― первая выставка импрессионистов, происхождение термина. «Бульвар капуцинок». Серии: «Вокзал Сен Лазар», «Стог сена в Живерни», «Скалы в Этрета», «Реймский собор». Декоративизм ― серия «Кувшинки».
8. Импрессионисты. К.Писсарро. А.Сислей. Б.Моризо. О.Ренуар. Своеобразие жанров Ренуара. Отличие от концепции реалистов. Отношение к цвету. «Портрет К.Моне с женой», «Бал в Мулен де ла Галет», «Качели», «Портрет Жанны Самари», «Парижское кафе», «Зонтики». Поздний Ренуар ― возвращение к классике. Э.Дега. Программа: панорама современной жизни. Отличие от традиционного реализма. Принцип кадра. «Абсент», серии «Прачки», «Кафе-шантан», «Балерины». Живопись и фотография. Проблема социальной критики у Дега.
9. Пуантилизм. Ж.Сера «Воскресный день на острове Гран-Жатт», «Цирк»; П.Синьяк ― пейзажи.
10. Архитектура XIX в. Развитие промышленности, демократизация общества, господство буржуазных вкусов. Эклектика и исторические стили. Стиль Наполеона III во Франции. Здание Парижской Оперы (Ш.Гарнье). Викторианский стиль в Англии; «Готическое возрождение». Теория стилей Земпера.
От Хрустального дворца до Эйфелевой башни ― проблема эстетического осмысления новых материалов и технических возможностей.
11. Постимпрессионизм. Содержание термина. Отход от теории импрессионистов, стремление к содержанию. П. Гоген. Протест против цивилизации. Мифологизация и декоративизм. Бретонские пейзажи, «Видение после проповеди», «Автопортрет с «Желтым Христом». Таитянский период. «Таитянская пастораль», «Жена короля» и др. Ксилографии и скульптуры Гогена. Понтавенская школа.
12. П.Сезанн. От импрессионизма к Пуссену. Новые пространственные решения, универсализм цветового видения, ясность формы. Натюрморты, портреты, виды горы Сен Виктуар. Значение Сезанна для искусства ХХ века.
13. Постимпрессионизм. В. Ван Гог. Поиски выразительности, особенности техники. Расширение поля изображаемого, проблема жанра. «Едоки картофеля», «Ткачи». Изменение живописных приёмов. «Арльский пейзаж», «Подсолнухи», «Красные виноградники», «Портрет крестьянина», «Кафе в Арле», «Автопортрет», «Кипарисы», «Жнец». Нравственные проблемы: искус.
14. Прерафаэлиты. У.Блейк английский художник-мистик. Его влияние на прерафаэлитов.
Прерафаэлиты: цели общества, представления о назначении искусства, эстетические идеалы. Влияние критика Дж. Раскина на эстетические теории XIX в. Дж.Э.Миллес «Офелия», У.Х.Хант «Юность Христа». Д.Г.Россетти. Бёрн-Джонс. Уильям Моррис. Идея целостности художественной среды. «Движение искусств и ремесел». Эстетические принципы и практика. «Красный дом», эскизы для набоек, интерьеры и мебель (Ф.Уэбб), шпалеры, Кельмскотская типография.
15. Символизм. Поиск мистической тайны. Обращение к оккультным традициям. Характерные образы и темы. А.Бёклин, Кнопф, П.Пюви де Шаванн, О.Редон, Г.Моро, группа французских художников «Наби» (Пророки).
16. Скульптура конца XIX ― начала. XX в. Кризис скульптуры в 19 веке. О.Роден. Стремление возродить содержательность образа и общественное значение скульптуры. Внимание к фактуре, связь с импрессионизмом. «Бронзовый век», «Идущий», портреты. Работа над «Вратами ада» ― замысел и воплощение. «Мыслитель», «Поцелуй». Памятники ― «Граждане Кале», Бальзаку, «Башня труда».
А. Бурдель. Воплощение героических идеалов, монументализм. «Стреляющий Геракл», Бетховен, рельефы для Театра Елисейских полей.