Искусство и культура России XX в. (Советский период).
1. Русское искусство от 1910 до 1920 гг. Краткий обзор основных направлений (повторение материала «Истории искусства XX в.» с более пристальным вниманием к специфике русской ситуации). «Мир искусства». Символизм. «Бубновый валет». Примитивизм. Русский кубо-футуризм.
2. Русская революция 1917 года и искусство. Разработка новой символики. Окна сатиры РОСТА, плакат (Апсит, Моор, Дени и др.). Агитационный фарфор. Оформление первых праздников (1-ая годовщина Октября, Первомай), выработка нового языка монументального искусства. План монументальной пропаганды. Первые годы деятельности отдела ИЗО Наркомпроса. Проблема Пролеткульта.
3. Искусство России советского периода. 20-е годы. «Отречёмся от старого мира» ― Супрематизм и К.С.Малевич.
Конструктивизм. Романтика создания нового мира. В.Е.Татлин «Башня 3-его Интернационала». А.М.Родченко, В.Ф.Степанова, Л.С.Попова и др. ― отречение от фигуративного искусства. Теория и практика. Журнал «ЛЕФ».
4. Архитектура 20-х годов. Братья Веснины, М.Я.Гинзбург, К.С.Мельников. А.В.Щусев. Проекты и осуществленные здания. Принципиально новые задачи архитектуры: дворцы труда, клубы, выставочные павильоны, массовая жилая застройка. Проблема художественного образа.
Материал в определённой степени возвращает к курсу «Искусство ХХ века» 4 семестра, но подаётся более подробно, с большим вниманием к культурно-исторической ситуации.
5. Искусство России советского периода. 20-егоды. Фигуративное искусство. Проблема станковой картины. Ассоциация художников революционной России (АХРР) ― попытка продолжения традиций Передвижников. Образы современности ― тема и метод. Жанр, историческая картина, портрет, пейзаж. И.И.Бродский, С.В.Малютин, Г.Г.Ряжский, Е.А.Кацман, Е.М.Чепцов и др.
Общество станковистов (ОСТ). Новые темы ― новые живописные средства. Д.П.Штеренберг, А.А.Дейнека, П.В.Вильямс, Ю.И.Пименов, А.А.Лабас, А.Г.Тышлер.
6. Вечные ценности и традиции русской культуры. Общество московских художников (ОМХ). П.П.Кончаловский, А.В.Лентулов, В.В.Рождественский, Р.Р.Фальк и др.
«4 искусства». П.В.Кузнецов, К. С.Петров-Водкин, К.Н.Истомин (живопись).
(Скульптура, графика и архитектура представителей данного объединения рассматриваются в соответствующих разделах). Аналитическое искусство П.Н.Филонова.
7. Искусство 30-х ― 50-х гг. «Социалистический реализм». Постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». Выставка 1932 года «Художники РСФСР за 15 лет». Создание Союза художников СССР. Проблема «социалистического реализма». Реальность и мифология создания нового мира и человека. Тема и средства выражения. Борьба с «формализмом». «Аплодисментный стиль» и его альтернатива. Тематическая картина, портрет, пейзаж. Б.В.Иогансон, С.В.Герасимов, В.П.Ефанов, А.М.Герасимов, А.А.Дейнека, П.Д.Корин, Ю.И.Пименов, А.А.Пластов и др.
8. Искусство в период Великой Отечественной войны.
9. Архитектура 30-х ― 50-х гг. Поворот к классике. Гигантизм. Пафос. Специфика обращения к классическим формам. Синтез искусств. Конкурс на Проект Дворца Советов. Генеральный план Москвы. Московский метрополитен. Московские высотные здания. Выставка Достижений Народного Хозяйства (ВДНХ). И.В.Жолтовский, А.В.Щусев, И.А.Фомин, Б.М.Иофан и др.
10. Графика 20-х ― начала 30-х гг. От революционного пафоса до тончайшей лирики. Н.Купреянов, С.Чехонин, В.Лебедев, П.Митурич и др. Книжная иллюстрация. М.Добужинский, А.Кравченко, В.Фаворский. Группа 13: И.Кузьмин, Т.Маврина.
Изменение стилистики в середине 30-х гг. Д.Шмаринов, Е.Кибрик, А.Каневский, Кукрыниксы.
11. Скульптура Советского периода. И.И.Шадр. «Рабочий», «Сеятель», «Красноармеец», «Булыжник ― оружие пролетариата», Памятник А.М.Горькому. В.И.Мухина. «Пламя революции», «Рабочий и колхозница», портреты. А.Т.Матвеев. Декоративная скульптура в Жуковке. Надгробие Борисова-Мусатова. «Октябрь». Мелкая пластика ― «обнажённые». Пушкин. Культура формы. Новые герои.
Проблема памятника. Е.В.Вучетич. Мамаев Курган.
Скульптура 60-х ― 80-х гг. Поиски новых форм. А.Г.Пологова, Д.М. Шаховской,
Д.Ю.Митлянский, О.К.Комов, Л.М.Баранов, А.А.Древин.
12. Архитектура 60-х ― 80-х. Развитие массового жилищного строительства. Изменение эстетических принципов архитектуры. Характерные приёмы построения формы и декора. Проблема эстетизации жилой среды. Московский Дворец пионеров. Кремлёвский Дворец Съездов, Калининский проспект, Здание СЭВ, Гостиница «Россия» в Зарядье. Новые веяния 70-х гг. Внимание к образному решению. Новое здание МХТ на Тверском бульваре. Проблема оценки архитектуры 60-х ― 80-х.
13. Живопись 60-х ― 80-х гг. «Суровый стиль». Противостояние традиции «аплодисментного» стиля. Романтика труда. Поиск истинных моральных ценностей. Обновление художественного языка. П.Никонов, Н.Андронов, Т.Салахов, Д.Жилинский, В.Попков.
Поколение 70-х: Т.Назаренко, О.Булгакова, В. Калинин, А.Петров. Метафоричность, разнообразие творческих манер, скрытое противостояние реализму.
80-е годы ― активный протест: Сундуков, А.Кантор.
14. Альтернативное искусство (так называемый андеграунд). Белютинская студия. Лианозовская группа. Малая Грузинская. И.Кабаков. И.Чуйков. «Соцарт» Комар и Меламед. Искусство ― вещь или жест. Соотнесённость с явлениями зарубежной культуры. Проблема художественного качества.
90-е годы - коммерциализация искусства.
13. Графика 60-х ― 80-х гг. Разнообразие творческих манер и техник. Расцвет эстампа 60-х годов. Оригинальная графика. Возрождение искусства книги. И.Обросов. А.Бородин. Г.Захаров. И.Голицин. Д.Бисти и др. Большая свобода и мобильность графики в откликах на все изменения в самочувствии общества. Высокое художественное качество.
2. Русская революция 1917 года и искусство. Разработка новой символики. Окна сатиры РОСТА, плакат (Апсит, Моор, Дени и др.). Агитационный фарфор. Оформление первых праздников (1-ая годовщина Октября, Первомай), выработка нового языка монументального искусства. План монументальной пропаганды. Первые годы деятельности отдела ИЗО Наркомпроса. Проблема Пролеткульта.
3. Искусство России советского периода. 20-е годы. «Отречёмся от старого мира» ― Супрематизм и К.С.Малевич.
Конструктивизм. Романтика создания нового мира. В.Е.Татлин «Башня 3-его Интернационала». А.М.Родченко, В.Ф.Степанова, Л.С.Попова и др. ― отречение от фигуративного искусства. Теория и практика. Журнал «ЛЕФ».
4. Архитектура 20-х годов. Братья Веснины, М.Я.Гинзбург, К.С.Мельников. А.В.Щусев. Проекты и осуществленные здания. Принципиально новые задачи архитектуры: дворцы труда, клубы, выставочные павильоны, массовая жилая застройка. Проблема художественного образа.
Материал в определённой степени возвращает к курсу «Искусство ХХ века» 4 семестра, но подаётся более подробно, с большим вниманием к культурно-исторической ситуации.
5. Искусство России советского периода. 20-егоды. Фигуративное искусство. Проблема станковой картины. Ассоциация художников революционной России (АХРР) ― попытка продолжения традиций Передвижников. Образы современности ― тема и метод. Жанр, историческая картина, портрет, пейзаж. И.И.Бродский, С.В.Малютин, Г.Г.Ряжский, Е.А.Кацман, Е.М.Чепцов и др.
Общество станковистов (ОСТ). Новые темы ― новые живописные средства. Д.П.Штеренберг, А.А.Дейнека, П.В.Вильямс, Ю.И.Пименов, А.А.Лабас, А.Г.Тышлер.
6. Вечные ценности и традиции русской культуры. Общество московских художников (ОМХ). П.П.Кончаловский, А.В.Лентулов, В.В.Рождественский, Р.Р.Фальк и др.
«4 искусства». П.В.Кузнецов, К. С.Петров-Водкин, К.Н.Истомин (живопись).
(Скульптура, графика и архитектура представителей данного объединения рассматриваются в соответствующих разделах). Аналитическое искусство П.Н.Филонова.
7. Искусство 30-х ― 50-х гг. «Социалистический реализм». Постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». Выставка 1932 года «Художники РСФСР за 15 лет». Создание Союза художников СССР. Проблема «социалистического реализма». Реальность и мифология создания нового мира и человека. Тема и средства выражения. Борьба с «формализмом». «Аплодисментный стиль» и его альтернатива. Тематическая картина, портрет, пейзаж. Б.В.Иогансон, С.В.Герасимов, В.П.Ефанов, А.М.Герасимов, А.А.Дейнека, П.Д.Корин, Ю.И.Пименов, А.А.Пластов и др.
8. Искусство в период Великой Отечественной войны.
9. Архитектура 30-х ― 50-х гг. Поворот к классике. Гигантизм. Пафос. Специфика обращения к классическим формам. Синтез искусств. Конкурс на Проект Дворца Советов. Генеральный план Москвы. Московский метрополитен. Московские высотные здания. Выставка Достижений Народного Хозяйства (ВДНХ). И.В.Жолтовский, А.В.Щусев, И.А.Фомин, Б.М.Иофан и др.
10. Графика 20-х ― начала 30-х гг. От революционного пафоса до тончайшей лирики. Н.Купреянов, С.Чехонин, В.Лебедев, П.Митурич и др. Книжная иллюстрация. М.Добужинский, А.Кравченко, В.Фаворский. Группа 13: И.Кузьмин, Т.Маврина.
Изменение стилистики в середине 30-х гг. Д.Шмаринов, Е.Кибрик, А.Каневский, Кукрыниксы.
11. Скульптура Советского периода. И.И.Шадр. «Рабочий», «Сеятель», «Красноармеец», «Булыжник ― оружие пролетариата», Памятник А.М.Горькому. В.И.Мухина. «Пламя революции», «Рабочий и колхозница», портреты. А.Т.Матвеев. Декоративная скульптура в Жуковке. Надгробие Борисова-Мусатова. «Октябрь». Мелкая пластика ― «обнажённые». Пушкин. Культура формы. Новые герои.
Проблема памятника. Е.В.Вучетич. Мамаев Курган.
Скульптура 60-х ― 80-х гг. Поиски новых форм. А.Г.Пологова, Д.М. Шаховской,
Д.Ю.Митлянский, О.К.Комов, Л.М.Баранов, А.А.Древин.
12. Архитектура 60-х ― 80-х. Развитие массового жилищного строительства. Изменение эстетических принципов архитектуры. Характерные приёмы построения формы и декора. Проблема эстетизации жилой среды. Московский Дворец пионеров. Кремлёвский Дворец Съездов, Калининский проспект, Здание СЭВ, Гостиница «Россия» в Зарядье. Новые веяния 70-х гг. Внимание к образному решению. Новое здание МХТ на Тверском бульваре. Проблема оценки архитектуры 60-х ― 80-х.
13. Живопись 60-х ― 80-х гг. «Суровый стиль». Противостояние традиции «аплодисментного» стиля. Романтика труда. Поиск истинных моральных ценностей. Обновление художественного языка. П.Никонов, Н.Андронов, Т.Салахов, Д.Жилинский, В.Попков.
Поколение 70-х: Т.Назаренко, О.Булгакова, В. Калинин, А.Петров. Метафоричность, разнообразие творческих манер, скрытое противостояние реализму.
80-е годы ― активный протест: Сундуков, А.Кантор.
14. Альтернативное искусство (так называемый андеграунд). Белютинская студия. Лианозовская группа. Малая Грузинская. И.Кабаков. И.Чуйков. «Соцарт» Комар и Меламед. Искусство ― вещь или жест. Соотнесённость с явлениями зарубежной культуры. Проблема художественного качества.
90-е годы - коммерциализация искусства.
13. Графика 60-х ― 80-х гг. Разнообразие творческих манер и техник. Расцвет эстампа 60-х годов. Оригинальная графика. Возрождение искусства книги. И.Обросов. А.Бородин. Г.Захаров. И.Голицин. Д.Бисти и др. Большая свобода и мобильность графики в откликах на все изменения в самочувствии общества. Высокое художественное качество.